Технологическая карта урока
Предмет: литература класс 9
Количество уроков: 1
Тема урока: А.С. Грибоедов. Слово о драматурге. «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Фрагменты. Мастерство композиции. Сюжет.
Планируемые образовательные результаты
Предметные (когнититвные ресурсы учащихся) |
Метапредметные (инструментальные ресурсы учащихся) |
Личностные (мотивационные ресурсы учащихся) |
Знать личность А.С. Грибоедова; историю создания пьесы «Горе от ума»; повторить сведения о комедии как роде литературы, композиции произведения. |
Уметь анализировать текст художественного произведения; Уметь задавать вопросы; уметь отвечать на вопросы; формирование умения выносить обоснованное суждение; умение владеть монологической и диалогической речью
|
Формирование любви к письму, творчеству; формирование умения взаимодействовать; воспитание эмпатии,
|
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
|
|
Формирование конкретного образовательного результата: |
Формирование любви к письму творчеству; формирование навыка оформлять авторскую позицию |
Длительность этапа: |
7-8 минут
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата: |
Обмен информацией, обсуждение запись индивидуальных имеющихся представлений в связи с предложенной темой |
Метод обучения: |
Развивающее обучение; «Корзина идей» (методический прием РКМЧП);
|
Форма организации деятельности учащихся:
|
Индивидуальная, парная. |
Функция учителя на данном этапе: |
Организационная,
|
Основные виды деятельности учителя на данном этапе:
|
Мотивация, организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
|
Формирование конкретного образовательного результата |
Знать личность А.С. Грибоедова, историю создания пьесы, воспитание эмпатии.
|
Длительность этапа |
7 мин |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Представление публичного выступления в виде презентации «Личность А.С. Грибоедова»; слушание; анализ выступлений одноклассников |
Средства ИКТ |
Компьютер, интерактивная доска, презентации. |
Метод обучения |
Словесный, наглядный |
Форма организации деятельности учащихся |
Фронтальная, индивидуальная |
Функция учителя на данном этапе |
организационная |
Основные виды деятельности учителя на данном этапе |
формирование адекватной самооценки |
Этап 3. Практикум
|
|
Формирование конкретного образовательного результата |
Знать содержание 1- 5 явления 1-го действия «Горе от ума» |
Длительность этапа |
25 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Чтение, слушание; обсуждение, ведение записей, самостоятельное построение ответов-сообщений |
Метод обучения |
Словесный, объяснительно-иллюстративный |
Форма организации деятельности учащихся |
фронтальная |
Функция учителя на данном этапе |
организационная |
Основные виды деятельности учителя на данном этапе |
управляет обсуждением, направляя интерес учащихся на вопросы, близкие к тем, которые будут изложены в тексте. Контроль и оценка деятельности, |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
|
|
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
синквейн |
Ход урока
1.Слово учителя
- Среди гениальных художников немногие остались авторами одного единственного произведения, но это единственное обессмертило имя писателя. Такова судьба А.С. Грибоедова.
- Слышали ли вы это имя? А пьесу «Горе от ума»? заинтересовало ли вас само заглавие? Чего вы ждете от произведения, столь неожиданно названного – «Горе» да еще «от ума»?
Прием «Корзина идей». Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия связываются в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Учитель выносит на доску идеи учащихся.
- Послушайте же Павла Афанасьевича Фамусова и его гостей: полковника С. С. Скалозуба и только что вернувшегося из зарубежного путешествия Александра Андреевича Чацкого. (Чтение и обсуждение явления 5-го 2 действия)
- Ваше мнение? Как отозвались вы на стихи грибоедовской комедии? Хочется прочитать «Горе от ума», а, может быть, и посмотреть в театре?
- Но кто же он, создатель произведения, о котором его современник А. Бестужев сказал: «Будущее оценит по достоинству сию комедию и поставит ее в первый ряд творений народных»?
2. Знакомство с биографией А.С. Грибоедова. Рассказ подготовленных учащихся о личности писателя, начиная с детских лет его, с использованием репродукций картин художников (портреты наиболее ярких представителей этого времени), историческими документами, воспоминаний современников. История создания пьесы.
3. Чтение и обсуждение 1 действия.
- Нам предстоит читать «Горе от ума»…бросьте взгляд на страницы, созданные Грибоедовым… Что это? (пьеса, драматическое произведение). Почему? Это первая ваша встреча драматургией?
-Назовите особенности драмы как рода литературы.
Разговор об афише.
- Готовы ли вы почувствовать себя зрителями? В каком театре вы себя представили? Продолжите наше воображаемое представление на спектакле по «Горю от ума».
4.Чтение (учителем) 1-5-го явлений первого действия и их обсуждение.
- Вслушаемся в стихи Грибоедова. Какую особенность «Горя от ума» вы уловили, услышали (стихи, пьеса в стихах).
1 композиционный центр
- Интересны ли первые сцены?
Каково вам в доме Фамусовых? Какова интонация и атмосфера начальных сцен? Как создает драматург настроение тревожного ожидания, настороженности, даже переполоха?
- Перед нами драматическое произведение. Определите жанр. Что же комично, смешно в первых сценах?
2 композиционный центр
- Какое впечатление произвела встреча Чацкого и Софьи на каждого из них? Встречаются ли они как друзья или как чужие друг другу? Как представлял эту встречу каждый из них, и как она произошла?
3 композиционный центр
- Мы с нетерпением ждали Чацкого? Оправдались ожидания? Как Грибоедов строит комедию? (Обаяние юности Чацкого. Его влюбленность, пылкость в эмоциональности и поэтичности стихотворных монологов, исповедальность, восторженность воспоминаний и горечь разочарования: интригующая «завязка-экспозиция-интонация тревожного ожидания, комизм характера Фамусова. Мастерство комических сцен и монологов: неожиданные встречи. Столкновения персонажей, контрастность их поведения и речи…)
4. Рефлексия «Синквейн»
Кто? Что? |
1 существительное |
Чацкий (или пьеса «Горе от ума» и т.д.) |
Какой? |
2 прилагательных |
|
Что делает? |
3 глагола |
|
Отношение к теме? |
Фраза из 4 слов |
|
Кто? Что? Авторский смысл понимания сути предмета |
1 существительное |
|
5. Д/з
1. 1,2 действие прочитать
2. Подготовить чтение одного из монологов и объяснить выбор.
Литература
1. Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. Москва: «Просвещение», 1991
2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Москва: «Школьная библиотека», 2005
3. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Москва: «Просвещение», 2012
4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы / под редакцией В. Ф. Чертова – М.: «Просвещение», 2007
5. http://do.gendocs.ru/docs/index-95103.html
Словарь терминов
ЭМПАТИЯ способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки. Данный термин был введен в начале 20 в. как эквивалент нем. einfьglung и по аналогии со словом «симпатия».
Синквейн («пять строк»).
Прием, позволяющий развивать способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи и представления в нескольких словах, развивает авторское восприятие прочитанного (изученного). Требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Тренирует навыки работы со смысловыми конструкциями текста. Используется на стадии рефлексии. Синквейн в переводе с французского языка «пять строк». Это стихотворение, в котором 1 строка - слово или словосочетание, опознающее предмет размышлений; 2 строка - два слова, описывающие этот предмет (прилагательные, определения); 3 строка - три слова, выражающее смысл слова через действие, 4 строка короткая фраза, выражающая отношение к теме. 5 строка - слово или словосочетание, выражающее авторский смысл понимания сути предмета. Если Вашим ученикам через некоторое время наскучит - поменяйте количество слов, переставьте 2 и 3 строку и прочее. Главное принцип - выражение собственного смысла через описание, действие и отношение. Читается синквейн как стихотворение единым текстом.
Корзина идей - прием организации индивидуальной и
групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все,
что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет
ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время
выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с
предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на
ум ассоциации.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.