А.С. Пушкин – слово о поэте. Стихотворения «19 октября», «Туча», « К***». Их основные темы и мотивы.
Оценка 4.7

А.С. Пушкин – слово о поэте. Стихотворения «19 октября», «Туча», « К***». Их основные темы и мотивы.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
10.01.2017
А.С. Пушкин – слово о поэте. Стихотворения «19 октября», «Туча», « К***».  Их основные темы и мотивы.
Тема урока.docx

Тема урока: А.С. Пушкин – слово о поэте. Стихотворения «19 октября», «Туча», « К***».  Их основные темы и мотивы.

Цель: формировать у учащихся умение анализировать лирические произведения на примере стихотворений А.С. Пушкина.

Задачи:

- повторить и обобщить знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкине;

- развивать умение проводить анализ лирического произведения, определять тему и мотив лирического произведения;

- воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной поэзии.

Эпиграф: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов...» Н.В.Гоголь

Ход урока.

1.     Организационный момент.

1.1.          Приветствие.

1.2.          Эмоциональный настрой.

Читая Пушкина, можно великолепным образом

воспитывать в себе человека

В.Г. Белинский

- Поэзия Пушкина с детства внушает нам благородные чувства, развивает нравственное сознание, даёт первые нравственные уроки , непосредственно связанные с первыми эстетическими переживаниями.

- А.С. Пушкин считается ценнейшим подарком судьбы для нашей родины. Каждый образованный человек должен знать хотя бы одно произведение  этого поэта.

2.  Сообщение темы  урока и цели.

- Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к  произведениям Александра  Сергеевича, определим основные темы и мотивы стихотворений «19 октября», «Туча», « К***».

3. Работа по теме урока

3.1. Викторина « Что мы помним из жизни А.С. Пушкина»

 

1.Кто эти герои из каких произведений?

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало настало нам время:

Теперь отдыхай; уж не ступит нога

В твоё позлащённое стремя.

Прощай, утешайся, да помни меня.

Вы, отроки-други, возьмите коня!»( Песнь  о Вещем Олеге)

2.     «Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошёл на него… Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился, ?…вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил.» Дубровский «Дубровский»

3.      Какое прозвище было у Пушкина в Царскосельском Лицее? (француз)

4.     В основе какого произведения А.С.Пушкина лежит летопись из «Повести временных лет»? («Песнь о вещем Олеге»)

 

-А теперь Данил, расскажет и покажет к чему его привели поиски по творчеству Пушкина.( ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

3.2 Анализ Стихотворения 19 октября.

- 19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

- Пушкинское стихотворение « 19 октября» написано в Михайловском в памятный день основания Лицея. Адресовано лицейским друзьям, говорящее о вынужденной разлуке с ними, оно словно бы призвано преодолеть расстояния, разделяющие ссыльного поэта с его дружеским кругом, преодолеть пространство, победить время.

      Для Пушкина этот день означал не просто начало учения. Для него это было началом приобщения к обществу, к «товариществу», к интересным и разным людям.

День 19 октября и сейчас считается Днём Лицеистов в России.

- Кто же были эти мальчики?

Чтение стихотворения 19 октября.

Беседа по вопросам:

- Кого вспоминает поэт?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Стихотворение начинается печально, и день лицейской годовщины изображён как грустный)

 - К кому обращён осенний пейзаж?

( Пейзаж обращён к лицейским друзьям, он печален и мрачен).

 

- Память Пушкина многогранна. Он помнит не только о тех, кто рядом, но и  о тех, кого нет уже в жизни.  Подтвердите эту мысль строчками из стихотворения.

( Здесь помянут один из лицеистов « кудрявый наш певец», похороненный в Италии прекрасной.)

- К чему Пушкин подводит читателей?

- Какова тема этого стихотворения? (Тема дружбы)

- Найдите строки, в которых А.С. Пушкин показывает неизменность лицейской дружбы.

- Заочная беседа с друзьями – лицеистами избавила поэта от «горя и забот», победила пространство и время.

- Какова идея стихотворения? Что хотел показать автор?

(Прославление учёбы, школьной жизни, учителей, школьных друзей, память о которых он пронёс через всю жизнь.)

 

- Жанр стихотворения.

(Дружеское послание).

Особенность мотива дружбы в том, что это чувство Пушкина связано, во-первых, с лицейскими друзьями поэта, с братским союзом, в котором прошли лучшие годы их юности.

Задание:

Определение смысловых частей (микротем) текста

1.     Осенний пейзаж (строфа 1)

2.     Чувства опального поэта (строфа 2)

3.     Кто не пришел на праздник? (стр. 3-6)

4.     Гимн лицейскому братству (стр.7)

5.     Новые друзья – друзья, “иные душой”

6.     Воспоминания о друзьях, посетивших его в Михайловском

7.     Воспоминания о Кюхельбекере (стр.9-14)

8.     Предсказание поэта (стр. 15)

9.     Заздравная (стр. 16-17)

10. Обращение к друзьям с призывом “Пируйте” (стр. 18)

11. Чувство жалости к последнему оставшемуся в живых лицеисту.

 

 Анализ стихотворения Туча

Чтение теоритической части стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения «Туча»

Беседа по прочитанному:

- Какие чувства у вас вызывает это стихотворение?

- Вопросы с.226.

- Какова тема стихотворения? (Родины и природы)

Анализ стихотворения «К***»

Слово учителя:

Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень  юной, очаровательной женщиной. Его воображение   поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет - генерала Ермолая Федоровича Керн. А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже "Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним"

Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока... Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу. Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн, которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В  течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение "Я помню чудное мгновенье...

Чтение стихотвореня К***

Беседа о прочитанном:

-Понравилось ли вам это стихотворение?

- О чем оно?

- Как вы понимаете слова вдохновенье, упоенье пробужденье?

С чем связано вдохновение поэта?

-Почему так важно пробуждение души?

- Какова тема произведения? (Тема любви)

Но только ли любовной теме посвящено это стихотворение? О чем и что оно говорит?

Странным кажется на первый взгляд, что у такого поэта, как Пушкин, облик Керн предельно обобщен. «Гений чистой красоты», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты» — вот и все, чем отмечена героиня стихотворения. Такими определениями можно, пожалуй, наделить любую красивую женщину. Ясно, что Пушкин стремился нарисовать совершенный образ женской красоты.

Вывод: в стихотворении Пушкина тема очарования красотой совместилась с другой – темой творческого вдохновения. Послание содержит в себе глубокие размышления о жизни, о радости творчества, о чувстве полноты бытия, которое выражено в ликующей заключительной строфе.

4.Подведение итогов урока:

- Каковы основные темы и мотивы стихотворений, прочитанных на уроке?

- Что объединяет эти стихотворения? (Любовь к человеку, к проявлению всего человеческого, доброго в людях, любовь к красоте как основе жизни, чистота и искренность чувства к женщине, к друзьям — вот что определяет близость этих двух тем.)

-Оценки.

5. Информация о домашнем задании

Выучить понравившееся произведение

Работа со статьей История пугачевского бунта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://bigslide.ru/images/5/4556/831/img5.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: А.С. Пушкин – слово о поэте

Тема урока: А.С. Пушкин – слово о поэте

Кто эти герои из каких произведений? «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Кто эти герои из каких произведений? «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

День 19 октября и сейчас считается

День 19 октября и сейчас считается

Заздравная (стр. 16-17) 2.

Заздравная (стр. 16-17) 2.

Керн , которая остановилась проездом у своей родственницы

Керн , которая остановилась проездом у своей родственницы

Выучить понравившееся произведение

Выучить понравившееся произведение

А.С. Пушкин – слово о поэте. Стихотворения «19 октября», «Туча», « К***». Их основные темы и мотивы.

А.С. Пушкин – слово о поэте. Стихотворения «19 октября», «Туча», « К***».  Их основные темы и мотивы.

А.С. Пушкин – слово о поэте. Стихотворения «19 октября», «Туча», « К***». Их основные темы и мотивы.

А.С. Пушкин – слово о поэте. Стихотворения «19 октября», «Туча», « К***».  Их основные темы и мотивы.
Скачать файл