А.С. Пушкин "Арион": связь и отличия от древнегреческого мифа

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.С. Пушкин "Арион": связь и отличия от древнегреческого мифа (сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноименного пушкинского стихотворения по технологии Б.С. Дыхановой) Творчество А.С.Пушкина, как и вся его жизнь, является ценным нравственным уроком для нашего поколения. Вчитываясь в его насыщенные широчайшей гаммой чувств строки, знакомясь с воспоминаниями о нём современников, родственников, потомков, мы полнее постигаем тайные пружины человеческих взаимоотношений, которые отразились в его произведениях. Одним из таких произведений является стихотворение “Арион”. Б.С.Дыханова включила его в программу шестого класса не случайно: здесь тесная связь с мифологией. Перед изучением этого стихотворения учащиеся подробно знакомятся с мифом об Арионе. . Миф небольшой. Поэтому чтение его, словарная работа и эвристическая беседа займут первую половину урока. По ходу чтения учащихся необходимо познакомить с тем, кто такой Геродот. Сообщение о нём лучше сделает заранее подготовленный ученик, после которого у всех появится запись в тетради: Геродот – знаменитейший греческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., в своё время удостоенный почётного имени Отца истории.
Иконка файла материала А.С. Пушкин Арион.doc
А.С. Пушкин "Арион": связь и отличия от древнегреческой легенды и одноименного древнегреческого мифа (сравнительный анализ пушкинского стихотворения по технологии Б.С. Дыхановой) Творчество А.С.Пушкина, как и вся его жизнь, является ценным нравственным уроком для нашего поколения.  Вчитываясь в его насыщенные широчайшей гаммой чувств строки, знакомясь с воспоминаниями о нём  современников, родственников, потомков, мы полнее постигаем тайные пружины человеческих  взаимоотношений, которые отразились в его произведениях. Одним из таких произведений является  стихотворение “Арион”. Б.С.Дыханова включила его в программу шестого класса не случайно: здесь тесная связь с мифологией. Перед изучением этого стихотворения учащиеся подробно знакомятся с мифом об Арионе. . Миф небольшой.  Поэтому чтение его, словарная работа и эвристическая беседа займут первую половину урока. По ходу чтения  учащихся необходимо познакомить с тем, кто такой Геродот. Сообщение о нём лучше сделает заранее  подготовленный ученик, после которого у всех появится запись в тетради: Геродот – знаменитейший греческий историк, живший в 484­425 гг. до н.э., в своё время удостоенный почётного  имени Отца истории. Словарная работа, которую предлагает автор программы, подразумевает знакомство с малоизвестными или  неизвестными словами и выражениями из легенды, а также постижение их смысла. Словарную работу  необходимо проводить при изучении каждого произведения. Времени на неё обычно уходит много, однако, по  мнению Б.С.Дыхановой, это      ускоряется процесс овладения грамотой чтения; сокращаются речевые ошибки до минимума; полноценно воспринимается смысл читаемого; пробуждается интерес к семантике каждого слова; развиваются стилеразличительные навыки, появляется особый слух на смысловые оттенки слова. Такая постоянная, обязательная работа рождает творческое и любовное отношение к русскому языку.  Обогащающая активный словарь школьника словарная работа спонтанно сопрягается с формированием  представлений об исторической эпохе, которой принадлежит или с которой перекликается художественное  произведение, о её бытовых реалиях. Ознакомление с ушедшей культурой происходит без пространных  вступлений, натуженного зазубривания – благодаря каждодневному вниманию к семантике художественных  деталей, воплощённых в словесной структуре текста. Выяснение предметных значений слов способствует тому,  что из совокупности наименований складывается живая, и динамичная картина того или иного времени, его  культурный облик. При изучении мифа словарная работа займёт немного времени. Учащиеся выяснят, что значит слово “тиран”; как возникло определение “несравненный кифаред” и означает ли этот эпитет запрет на какие бы то ни было  сравнения с другими музыкантами; познакомятся со словом “кифара”; определят, к какому из слов “кров” или  “кровь” восходит по значению корень в слове “сокровище”; установят в прямом или переносном значении  употреблено понятие “смягчить” (“не удалось смягчить корабельщиков”) и какое современное слово восходит к  понятию “погребенный” (“…быть погребенном в земле”). В тетрадях появятся записи: Тиран – (от господин) – так называли насильственно захватившего власть в полисе и установившего  единоличное правление ( что такое полис, учащиеся знают из учебника “История древнего мира”) Кифаред – тот, кто играет на кифаре.Кифара – распространённый щипковый музыкальный инструмент античной Греции. На кифаре играли стоя,  держа её перед грудью. Она считалась инструментом Аполлона. Сокровище – собственно­русское. Возникло лексико­семантическим путём на базе сокровище – “кладовая,  хранилище, сокровенное место”, “кров”. Не удалось смягчить корабельщиков – употреблено в значении “сделать менее суровыми и строгими, но более  мягкими и уступчивыми”. Быть погребённом в земле – похороненным. После понимания первого слоя прочитанного текста, который помогла сделать словарная работа, необходимо  переходить к поэтапному постижению смысла произведения. Это помогут сделать эвристические вопросы. Они обращены к самому тексту и к личному опыту школьника и организуют интеллектуальную деятельность  учащихся и учителя, обеспечивают их сотворчество. Такой способ активизирует деятельность учащихся,  способствует более глубокому пониманию текста, развивает наблюдательность, тренирует внимание и память,  формирует коммуникативную компетентность Темп эвристической беседы зависит от общего уровня и  умственного развития классного коллектива. К тексту легенды об Арионе можно задать следующие вопросы: 1.Почему, согласно записи, “величайшее диво” приключилось не в судьбе кифареда Ариона, а в жизни тирана  Коринфа? 2.Действен ли способ защиты от злого умысла, избранный Арионом? В чём сила искусства? 3.Как жертвенный дар характеризует личность самого певца? 4.В чём чудо спасения Ариона? 5. Почему Периандр заключил под стражу не корабельщиков, а их жертву? Логично ли это? 6.Какие представления древних о законах, управляющих жизнью людей, выражает эта легенда? В чём её  нравственный смысл? А затем читается стихотворение А.С.Пушкина “Арион” (можно послушать чтение наизусть заранее  подготовленного ученика). Для понимания прочитанного проводим словарную работу. В зависимости от времени её можно увеличить или  уменьшить.  Парус напрягали… ­ Что они делали с парусом. Каково современное значение слова “напрягать”?  Правил грузный челн… ­ Как расшифровать это выражение, “переводя” его на современный язык?  Беспечной веры полн… ­ Имеет ли определение “беспечный” отношение к печи, пеклу или здесь какие­то  иные слова –родственники? Ризу влажную мою… ­ Что такое риза? Элементом чьей одежды она является? Меняет ли пушкинский  текст исконное значение этого слова или возвращает к нему?  В ходе этой работы у учащихся появляется запись в тетради: парус напрягали – 1) сделать упругим, натянуть; 2) приложить усилия, повысить степень проявления, действия  чего­либо – натягивали, прикладывая усилия;    правил грузный челн – управлял судном, лодкой, челном; беспечной веры полн – беззаботный, легкомысленный, от печаль, опека, печь. Печаль буквально значит  “то, что жжёт”. Опека – заимствовано из польского языка, что значит заботиться; ризу влажную мою ­ риза – обязательный элемент верхней церковной одежды священнослужителей. В  этом стихотворении это слово выражает авторское представление о священном, высоком  предназначении искусства и его творца. Следующие задания для компенсации недостатка времени лучше выполнить группами. Первая группа определяет, в каком значении употреблены в контексте стихотворения слова мощны (мощны  вёсла), грузный (грузный чёлн), беспечный (беспечной веры полн), шумный (вихорь шумный), таинственный  (таинственный певец). Находит обособленные определения и приложения, объясняет знаки препинания при них,односоставные предложения, указывает вид и способ выражения главного члена (те, кто обучается по  технологии Ю.А.Поташкиной, могут определить ситуативные типы простых предложений). Вторая группа разбирает по составу и делает словообразовательный анализ слов кормщик, пловец, певец;  производит морфологический разбор всех имён прилагательных из текста (мощны, умный, грузный, беспечной,  шумный, таинственный, прежние, влажную). Третья группа определяет все части речи в предложении “Другие дружно упирали в глубь мощны вёслы”,  приводит грамматический омоним к сочетанию в глубь, составляет с омонимом предложение. Производит  морфологический разбор наречий и объясняет их правописание (много, дружно, вдруг, с налёту). Такая работа необходима не только для понимания стиля текста, но и для компенсации знаний по языку в целом. Далее при помощи эвристических вопросов проводим сравнительный анализ древнегреческой легенды и  одноимённого пушкинского стихотворения. Итоги размышлений отражаем в опорной схеме. 1. В чём сходство двух текстов? (рассматривается сходство и различие в названиях, в сюжете, в деталях, в  составе участников событий, итог этих событий). Здесь учащиеся могут не только высказывать свою точку  зрения, но и опираться на мнения различных критиков по поводу данного стихотворения, например, Д.Благова,  который утверждает, что “в пушкинском “Арионе” отсутствует какой­либо мифологический элемент”. Приводя  пример из литературоведческого произведения, они учатся отстаивать свою точку зрения, соглашаясь или не  соглашаясь с авторами. 2.Совмещается ли в пушкинском тесте образ, заданный названием, и “я” лирического героя? Почему имя  древнегреческого певца употреблено лишь в названии стихотворения? Арион – древнегреческий поэт и музыкант VII – VI вв. до нашей эры. Образ, заданный в названии и “я”  лирического героя совмещаются. Чудом спасшийся Арион – это Пушкин. 3.В каких отношениях были мифологические Арион и корабельщики – в дружеских или враждебных? В мифе корабельщики враждебно относились к Ариону. Они “задумали злое дело: в открытом море выбросить  Ариона в море и завладеть его сокровищами”. 4.А что у Пушкина – противостояние или союз певца и пловцов? У Пушкина – союз певца и пловцов. Он среди тех, кто находится на челне (“нас было много на челне”). У каждого было своё дело, “а я – беспечной веры полн, Пловцам я пел”. В следующих строках эпитет “таинственный певец”  напоминает о том, что многие, а особенно вольнолюбивые стихи Пушкина тайно распространялись среди  читателей. 5. Какова мотивация пения в легенде об Арионе и в пушкинском тексте? Арион пел торжественную песнь в честь бога Диониса (дифирамб), Пушкин – гимны. Гимном ( от греческого  hymnus) называлась в Древней Греции песнь в честь божества, исполняемая в сопровождении кифары и при  участии подпевающих пению слушателей. В раннем христианстве тоже пелись гимны во славу Бога, а позднее ­  гимны святым. Будучи традиционным жанром церковного пения, гимн считался отголоском небесного пения  ангелов. 6. Есть ли какая­то особая значимость того, что в греческом мифе Арион находится на корабле, а пловец  Пушкина ­ на челне? Чем чёлн отличается от корабля? Какое судно предназначено для открытого моря? Особой значимости нет. Корабль, конечно, более устойчив, но открытое море для него также опасно, как и  челну. 7. Случайно ли, что в пушкинской стихотворной интерпретации нет дельфина, с которым в мифе связано чудо  спасения Ариона? Не случайно. В “Арионе” герой на берег выброшен грозою. У Пушкина образы “непогоды”, “грозы”, “волн”, “ветра”, “бури” употребляются в качестве политических метафор. Это спасение в сознании Пушкина являлось счастливой случайностью и подтверждением его поэтического дара, благодаря которому ему удалось укротить свирепость  бури. 8.Давайте переместимся в пушкинскую эпоху. Мог ли автор в этом стихотворении отождествлять собственную  судьбу с судьбой мифического героя. Что означает апелляция к древнегреческому мифу? Чем отличается отмифологических у Пушкина картина бури, чудесное спасение? Просматривается ли здесь связь с историческими событиями пушкинской эпохи и его авторской биографией? Написано стихотворение 16 июля 1827 года. Дата создания данного произведения указывает на то, что  события, описанные здесь, тесно связаны и с биографией самого поэта и с судьбой его друзей­декабристов.  Всего год прошёл после казни вождей декабристского восстания. Весь этот год поэт размышлял и об их судьбе,  и о своём отношении к их идеям в революционной борьбе. Эти мысли и нашли своё отражение в стихотворении  “Арион”. Через мифологический сюжет, через аллегорию утверждается верность поэта не только памяти  друзей, но и их верованиям, идеалам и одновременно – идеалам самого Пушкина. В легенде нет бури, а в  стихотворении “лоно волн”, “вихорь шумный”, “гроза” ­ это метафоры политических событий в России. 9.Что могло означать в таком историческом контексте заявление “Я гимны прежние пою”? Что такое гимн? Чем  он отличается от песни? 10. Что же такое “Арион” Пушкина – всего лишь стихотворный перевод древнегреческого мифа или  самостоятельное художественное произведение, в котором автор, используя мифологическую символику,  преследует собственные художественные цели? Каковы эти цели? “Арион” ­ лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма  которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность  идеалам декабристов. По ходу ответов учащиеся составляют таблицу, которая будет являться для них опорой в подготовке домашнего  задания. Дома они пишут сочинение по теме урока или готовят устный ответ.

Посмотрите также