А.С. Пушкин. Детство и начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.С. Пушкин. Детство и начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» Цели: • образовательная: познакомить учащихся с детством, юностью Пушкина; показать влияние народного творчества на поэта; ввести в мир пушкинской сказки; • развивающая: развивать речь, образное и аналитическое мышление; • воспитательная: воспитывать любовь и интерес к русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. В раннем возрасте Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. С самого раннего детства Пушкин проникся любовью и уважением к русскому народному творчеству: сказкам, легендам, народным песням, пословицам и поговоркам. С увлечением и радостью он слушал сказки своей бабушки и няни.
Иконка файла материала А.С. Пушкин. Детство и начало творческого пу.doc
А.С. Пушкин. Детство и начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» Цели:    образовательная: познакомить учащихся с детством, юностью Пушкина; показать влияние народного  творчества на поэта; ввести в мир пушкинской сказки; развивающая: развивать речь, образное и аналитическое мышление; воспитательная: воспитывать любовь и интерес к русской литературе. Ход урока Этапы Содержание 1 .Орг. момент 2. Подготовка к  восприятию     3. Р­та с портретом   4. Работа со статьей  учебника, чтение  которой задавалось  на дом.   5. Слово учителя                           Сегодня мы начнем изучать творчество  А.С. Пушкина. ­ Какие произведения А.С Пушкина вы  знакомы? Обратите внимание на портрет Пушкина. ­ Что можете сказать о писателе?   Где прошло детство Александра? Что  помогло ему стать поэтом? Когда в  Пушкине проснулся поэт?     Александр Сергеевич Пушкин ­  величайший русский поэт и писатель,  родоначальник новой русской литературы,  создатель русского литературного языка.  Воспитанный французскими гувернерами,  из домашнего обучения вынес только  прекрасное знание французского и любовь  к чтению. В раннем возрасте Пушкин  познакомился с русской поэзией от  Ломоносова до Жуковского, с комедиями  Мольера и Бомарше, сочинениями  Вольтера и других просветителей XVIII  века. С самого раннего детства Пушкин  проникся любовью и уважением к  русскому народному творчеству: сказкам,  легендам, народным песням, пословицам и  поговоркам. С увлечением и радостью он  слушал сказки своей бабушки и няни.  Д­ть учащихся   Отвечают  на вопрос     Отвечают  на  вопросы   Отвечают  на  вопросыОтвечают  на  вопросы       Чтение  пролога  про себя     Отвечают  на  вопросы                 Отвечают  на  вопросы         6. Чтение и анализ     Проверка  восприятия             Анализ (словарная  работа)                                   Арина Родионовна была искусной  рассказчицей, знала много сказок и песен.  Сюжеты и мотивы услышанного он  использовал в творчестве. Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок,  десять песен и несколько народных  выражений, хотя слышал от нее, конечно,  больше. Поговорки, пословицы, присказки  не сходили у нее с языка. Няня знала много сказок и передавала их как­то особенно.  Именно от нее услышал Пушкин впервые и  про избушку на курьих ножках, и сказку о  мертвой царевне и семи богатырях. ­ Что помогло Александру стать поэтом? ­ Кто и что повлияло, но его творчество? Произведение, к которому мы обратимся  сегодня, ­ это поэма “Руслан и Людмила”,  написанная Пушкиным после окончания  лицея. ­ О чем пойдет речь в поэме? Поэма начинается с пролога (вступления),  к которому мы сейчас обратимся. Чтение пролога учителем. “Минута молчания” ­ Если вам пришлось бы изобразить  чудесный мир, описанный мир в прологе на холсте, какой была бы композиция вашей  картины? С чего бы начали? ­ Хорошо ли вы представляете себе героев  и фрагменты, которые необходимо  изобразить? Почему? Все знают, что пролог воспринимают как  сказку, так как в нем изображена картина  сказочного мира. ­ Где происходит действие? ­ Что такое Лукоморье? (Лукоморье ­  излучина моря, берег в форме лука) В прологе изображено много героев.  Давайте, рассмотрим каждый из них. ­ Кого встречаем первым? ­ Почему кот “ученый”? (Пушкин проводит параллель с Котом­Баюном – героем7. Р­та по р/р               8. Р­та над  выразительным  чтением.         10. Обобщение 11. Итог русских народных сказок, бладающий  волшебным голосом.) ­ Кто еще населяет сказочный пролог? ­Кто такой леший? (Леший ­ дух леса,  враждебный людям, напоминает человека,  со спрятанными в гуще волос рожками.  Лапти обувает не на ту ногу, левую полу  одежды запахивает поверх правой, в лесу  старается сбить людей с дороги напугать) ­ Кто такая русалка? (Русалка ­ это  мифический герой у восточных славян,  который сочетал в себе черты духов воды  и “нечистивых” покойников) ­ Каких героев мы можем встретить в  сказках? ­ А какие образы не встречаются в  сказках? Прочитайте концовку вступления. ­ Где встречали? В сказочном мире собрались герои сказок,  легенд и преданий. Обратите внимание на картину. ­ Что изображено? ­ Какие строчки соответствуют  изображенному на картине? ­ Точен ли художник? ­ Так ли вы представляете сказочный мир? Как выдумаете, какую роль пролог играет  в поэме? (Настраивает читателя на  волшебство, которое будет происходить  дальше) Мы с вами выяснили, что Пушкин в своем  прологе описывает чудеса, волшебных и  сказочных героев. ­ Как, вы думаете, надо читать это  вступление? С какой интонацией? (В  интонации должна слышаться  таинственность, загадочность и  сказочность) Чтение пролога учащимися.­ Кого лучше получилось прочитать с  нужной интонацией? Что нового узнали о Пушкине? О его  творчестве? Список литературы 1. Программы для общеобразовательных учреждений: Литература. 5­11 кл. (базовый уровень), 10­11 кл.  (Профильный уровень) М.: Просвещение, 2006. 2. Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник­хестоматия для 5 класса: В 2 ч. ­М.: Просвещение, 2006. 3. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим…: Дидактический материал по литературе. ­М.:  Просвещение, 2006. 4. Литература:5 класс; Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD­ROM/ Сост. В.Я Коровина,  Журавлев, В. И Коровин. ­М.: Просвещение, 2009. 5. О.А Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику­ хрестоматии Коровиной В.Я. и др. “Литература. 5 кл.”/ О.А Еремина. ­М.: Экзамен. 6. Золотарева И.В., Егорова Н.В Универсальные поурочные разработки по литературе, 5 класс. ­ Изд. 3­е,  исправл. и дополн.­ М.:ВАКО, 2005. 7. Коровина В.Я, Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. ­М.: Просвещение. 8. Интернет­ресурсы

Посмотрите также