А.С. Пушкин "Капитанская дочка", "История Пугачева" (отрывки). Историческая основа повести

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка", "История Пугачева" (отрывки). Историческая основа повести Апробация технологии проектов с 2008 года. Я решила поделиться опытом с коллегами, как использовать метод проекта при изучении повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. В разработке и проведении учебного проекта в системе уроков я показала нестандартный подход к изучению повести, постаралась найти связующее звено между содержанием произведения и проблемами современного общества. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Форма урока: урок-исследование в системе учебного проекта. Цели урока: • Выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя. • Ознакомить с историей создания произведения. • Рассмотреть образ Пугачёва на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения. • Ввести в общую проблематику повести. • Развивать аналитическое мышление, творческие способности, умение обобщать материал, быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать своё мнение. • Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, интереса к историческим корням литературы. Методические приёмы: сообщения учителя и учащихся, беседа, самостоятельная работа с карточками и слайдами.
Иконка файла материала А.С. Пушкин Капитанская дочка.doc
А.С. Пушкин "Капитанская дочка", "История Пугачева" (отрывки). Историческая основа повести Апробация технологии проектов с 2008 года. Я решила поделиться опытом с коллегами, как использовать метод  проекта при изучении повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. В разработке и проведении учебного проекта  в системе уроков я показала нестандартный подход к изучению повести, постаралась найти связующее звено  между содержанием произведения и проблемами современного общества. Метод проектов позволяет воспитать  самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности –  необходимые качества развитого интеллекта. Форма урока: урок­исследование в системе учебного проекта. Цели урока: Выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя.   Ознакомить с историей создания произведения.  Рассмотреть образ Пугачёва на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного  воплощения. Ввести в общую проблематику повести. Развивать аналитическое мышление, творческие способности, умение обобщать материал, быстро и  грамотно отвечать на вопросы, выражать своё мнение.    Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, интереса к историческим корням  литературы. Методические приёмы: сообщения учителя и учащихся, беседа, самостоятельная работа с карточками и  слайдами. Использование образовательных технологий: технология учебного проекта. Материалы и оборудование:  учебник; портреты Пушкина художников Кипренского, Тропинина;  мультимедийная установка, презентация по теме, раздаточный материал. Организационный момент. Ход урока (Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Целеполагание). II. Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам с учащимися. – Вы уже знаете, что А.С. Пушкин не только поэт, но и прозаик. Вопрос: Какие произведения А.С. Пушкина в прозе вам известны? (Ответы учащихся: “Дубровский”, “Повести Белкина”, “Капитанская дочка”). – Многим из вас запомнился “Дубровский” ­ роман о “благородном разбойнике”, его трагической судьбе,  связавшей дворянина­помещика и его крепостных крестьян в борьбе за справедливость, а главное – о его  романтической любви к Маше Троекуровой. Дома вы читали и повесть, над которой нам вместе предстоит  поразмышлять, ­ “Капитанская дочка”. Вопрос: Похож ли ее герой и сюжет на роман о Владимире Дубровском? (Ответы учащихся: Оба произведения основаны на любовной интриге, в обоих повествование о любви главных  героев сопряжено с изображением крестьянского выступления, и в том и в другом показаны дворянские  усадьбы, их быт, нравы, семейные уклады. Но есть и различия: Петр Гринев внешне совсем не похож на  блистательного гвардейского офицера Дубровского, Маша Миронова сходна с Машей Троекуровой, пожалуй,  только именем, да и финалы любовных историй разные; в описании семей Гриневых и Мироновых нет ничего  похожего на троекуровские порядки; но главное различие – в “Капитанской дочке” изображено крупнейшеевосстание крестьян под предводительством Пугачева, а в “Дубровском” ­ недовольство крестьян Дубровского,  выступивших со своим барином против несправедливости со стороны Троекурова). – Вы правильно назвали основные сходства и различия, хотя можно найти и другие. Но вот что интересно. Эти  произведения написаны один за другим. 6 февраля 1833 г. Пушкин дописал 19 главу “Дубровского”, на которой  работа остановилась (роман остался незаконченным), а 7 февраля обратился за разрешением ознакомиться с  архивными документами по делу Пугачева. Что же заставило писателя изменить свои планы? Может быть, ответ в том, что возобладал интерес к историческим событиям, которыми насыщена “Капитанская  дочка” и которых нет в “Дубровском”? Ведь мы знаем, что Пушкин давно проявлял интерес к историческому прошлому России. Вопрос: Какие произведения Пушкина, связанные с историей России, вы знаете? (Ответы учащихся: “Борис Годунов”, “Полтава”, “Медный всадник”). – Но Пушкин не только писал произведения на исторические темы, он фактически был историком в прямом  смысле слова. В 1830­е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г.  закончил труд “История Пугачева”, который по указанию Николая I вышел под названием “История пугачевского  бунта”. Послушаем, что известно о работе Пушкина над материалами о пугачевском восстании. III. Выступления участников группы по изучаемой проблеме с подготовленными сообщениями. Сообщение ученика 1. В 1833 г. Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему  все, что известно о Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе: “Я прочел со вниманием все, что было  напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов…разных рукописей, указов, донесений и прочее. Я посетил места, где произошли события  эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и  вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикой … Вся эта эпоха была худо известна. Военная  часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего  соизволения” (А.С. Пушкин “Об истории Пугачевского бунта””). Сообщение ученика 2. А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время его поездки по местам,  где проходило восстание: “Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя;  объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал. Записывал и очень доволен, что не  напрасно посетил эту сторону” (8 сентября 1833 г.). Вопрос: Что же нам сейчас известно об этих исторических событиях? Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева произошло в 1773­1774 гг. в период  царствования Екатерины 2. На Урале среди казачества, русских заводских рабочих, калмыков, татар и других  народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр 3 (супруг Екатерины 2, убитый в 1762 г. во  время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 г. появился человек,  который назвал себя Петром 3 (это и был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года, против восставших были брошены войска русской армии во главе с крупнейшими  военачальниками. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 г. исход ее был решен. 8  сентября Пугачев был схвачен и 10 января казнен в Москве. – Для нас сейчас все это – давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы  событий – из числа и дворян. И простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по­разному они  воспринимались! Если для дворян Пугачев был “злодеем”, “извергом”, то в народном сознании, отраженном в  песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о  сильном, строгом, но справедливом вожде, “заступнике”. Сообщение ученика 3.Осенью 1833г. приехал в Оренбург А.С. Пушкин для собирания сведений о пугачевском бунте и пожелал  посетить Берду “…мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачева…Одна  старуха…много ему рассказывала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачева, которую Пушкин  просил повторить” (Кайдалов Н.А. Воспоминания). Кто знает, может, Пушкин слышал песню, наподобие той, которую и мы сейчас послушаем? Прослушивание русской народной песни “Далеко­далеко степь за Волгу ушла”. (cм. Презентацию) Вопрос: А какие характеристики даны были Пугачёву современниками Пушкина? “Емелька Пугачёв, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым;  ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она  вместе с тем доказывает, как низко может падать человек, какою адскою злобою может быть преисполнено его  сердце. (Один из современников Пушкина, историк). – Но и писатели конца 18 – начала 19 веков были вполне едины в негативной трактовке образа Пугачёва.  Убедите в этом примерами. Сообщение ученика 4. Один из самых ярких писателей второй половины 18 века А.П. Сумароков называл Пугачёва “варваром”, “псом  бешеным”, “врагом Отечества”, превзошедшим “тигра и аспида”, “свирепым Атреем”, т.е. сыноубийцей и  клятвопреступником. В “Стансе граду Синбирску на Пугачёва” он писал: Убийца сей, разив, тираня благородных, Колико погубил отцов и матерей! В замужество дает за ратников негодных Почтенных дочерей. Вопрос: Так какое же место в этих двух так непохожих трактовках – народной и дворянской – Пугачёва  занимает пушкинская точка зрения?! (Ответы учащихся: Конечно, у Пушкина Пугачёв больше похож на героя из народной песни). Сообщение ученика 5. Вы говорите, основываясь на прочитанном произведении. Но не спешите с выводами. Мы не зря вспомнили исторический труд Пушкина о Пугачёве. И ещё не раз обратимся к его страницам. На сей  раз строки Пушкина­историка: “Имя страшного бунтовщика гремит ещё в краях, где он свирепствовал. Народ  живо ещё помнит кровавою пору, которую – так выразительно – прозвал он “пугачёвщиною” (“История  Пугачёва”). “Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. “ Грех сказать, – говорила мне 80­летняя казачка, – на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал”. “Расскажи мне, – говорил я Д. Пьянову, – как Пугачёв был у тебя посаженым отцом? – Он для тебя Пугачёв, – отвечал мне сердито старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович”  (“Замечания о бунте”). – Опять что­то непонятное – то у Пушкина “страшный бунтовщик”, то вдруг возникает образ “посаженого отца”. В чём же здесь дело? Действительно, ситуация на первый взгляд странная и удивительная. В историческом труде Пушкина, написанном на основе фактов, Пугачёв – злодей, способный на низкие и подлые поступки,  предательство в любви и дружбе, а в повести – яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской  натуры с её щедростью и широтой души, высокими нравственными принципами, силой и удалью. Как же соотносятся историческая правда и вымысел в повести, каков он – настоящий Пугачёв? На все эти вопросы мы постараемся ответить, читая “Капитанскую дочку” вместе.Мы знаем, что до “Капитанской дочки” был написан ещё и “Дубровский”, и решили, что работа над ним  остановилась потому, что Пушкина увлёк исторический материал. Однако, сравнивая эти два произведения, вы  отметили, что и в “Дубровском” есть тема крестьянского протеста: отряд недовольных крестьян возглавляет  обиженный Троекуровым дворянин Дубровский. И это не случайно. Пушкин считал, что борьба за свободу может связывать народ и старинное дворянство, к которому принадлежал и он сам. Вот почему в этом произведении  дворянин Дубровский оказывается предводителем крестьянского отряда. Но, уже работая над повестью,  Пушкин стал сомневаться в реальности такого сюжета и решил проверить свои идеи на подлинном историческом материале. Так началась работа над “Капитанской дочкой”. Интересно, что первоначальный замысел этой повести был  похож на замысел “Дубровского”: в центре его должна быть судьба дворянина, перешедшего на сторону  Пугачёва. Но исторические факты, которые узнал Пушкин, разрушили такой сюжет. Свои новые идеи он выразил так: “Весь чёрный народ был за Пугачёва. … Однако дворянство было открытым образом на стороне  правительства. Пугачёв и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были  слишком противоположны”, – писал он в “Замечаниях о бунте”, которые должен был передать Николаю I. Вот таким образом в центре “Капитанской дочки” оказывается не дворянин, перешедший на сторону Пугачёва  (хотя такой персонаж здесь остался в виде предателя Швабрина), а молодой офицер Пётр Гринёв, верный долгу и присяге, сумевший в “жестокий век” сохранить в себе доброту и человечность, честь и достоинство. И всё же как главное мы отметили другое различие – в “Дубровском” рассказ о крестьянском выступлении  отодвигается на второй план, а в центре внимания оказывается история взаимоотношений Маши и Владимира. В  “Капитанской дочке” эти сюжетные линии тесно переплетаются. Именно Пугачёв определяет, вольно или невольно, судьбу действующих лиц произведения. Именно Емельян  Пугачёв изображён главным героем. Пугачёв впервые появляется в повести Пушкина “Капитанская дочка” при  романтических обстоятельствах, “в мутном кружеве метели”, второй раз он предстаёт уже “государем”. Автор  создаёт образ Емельяна Пугачёва постепенно: от внешнего описания героя – к его психологическому портрету. Вождь кровопролитной и длительной крестьянской войны впервые был изображён не злодеем и извергом, но  человеком, вызывающим несомненное сочувствие, воплотившим в себе многие черты русского национального  характера: мятежную жажду воли, широкую удаль, живой и острый ум. Пугачёв справедлив, великодушен,  отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Но автор не идеализирует  бунтовщика. За свою свободу Пугачёв платит чужими жизнями. Изображая сцены расправы, Пушкин откровенно  протестует против жестокости и насилия. Так с помощью построения произведения, переплетения его сюжетных линий ставятся важнейшие для  творчества Пушкина 1830­х годов проблемы, связанные с морально­бытовой стороной жизни дворянства, с  темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести. В произведении ставятся проблемы  обязанностей дворянства перед народом, государством и столкновение интересов дворянства и крестьян,  делающее конфликт между ними фатально неразрешимым. Пушкина интересует проблема: что происходит,  когда история сталкивается с личной жизнью человека; возможно ли в жестокой борьбе противоположных сил  сохранить доброту и человечность. Честь и достоинство. Вопрос: Как вы считаете, важна ли эта проблема в наше время? Ответы учащихся. – Конечно же, проблемы не потеряли своей актуальности. Более того, 21 век заставил всех ещё серьёзнее над  ними задуматься. Может быть, это одна из причин того, что и сейчас мы читаем “ Капитанскую дочку” с не  меньшим интересом, чем наши предшественники. Всем известна фраза из этого произведения: “Не приведи Бог  видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Казалось бы, всё в ней понятно, но не случайно до сих пор учёные и просто читатели продолжают споры: кому  принадлежат эти слова – Пушкину или Гринёву, от лица которого ведётся рассказ? Какой смысл сам Пушкин  вкладывал в эту фразу? Что мы, живущие в стране, не раз пережившей такой бунт, можем ответить автору  повести? III. Самостоятельная работа. Учащиеся работают с раздаточным материалом: ответы на вопросы и задания по материалу презентации к  уроку.IV. Беседа по вопросам на восприятие произведения. Какие эпизоды, страницы, картины показались неожиданными и особенно волнующими? Как читалась “Капитанская дочка”? Какого героя ожидали каждый раз с нетерпением?     Словесное рисование понравившегося эпизода. V. Подведение итогов урока. (Проанализировать работу учащихся, выставить оценки). VI. Домашнее задание.  Перечитайте главы 1­5 повести “Капитанская дочка”  Нарисуйте словесные иллюстрации к понравившимся эпизодам.  Составьте цитатный план на тему “От Гринёва­недоросля до Гринёва­жениха”.  Самостоятельная работа групп по выполнению исследований.  Сообщения уч­ся по теме исследования: “Что позволило Пушкину поставить рядом Гринева и Пугачева?”. Использованные материалы и литература. 1. www.schoolcollection.edu.ru 2. http://www.openclass.ru 3. Материалы газеты “Литература. Первое сентября”, 2007, 2008 гг. 4. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В. Охременко, О.В. Федина. Москва, “Аквариум”, 1997. 5. Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной I часть. С.Б. Шадрина. Волгоград.  Издательство “Учитель”, 2008 г.

Посмотрите также