А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: - познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта; Планируемые достижения: - умение пробудить интерес к чтению художественных произведений; - умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся; Формирование УУД: Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: Способность к самооценке.
Иконка файла материала 2 (63).doc
Конспект урока по литературному чтению на тему:  А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3 класс УМК «Школа России» Тип урока: Цель урока: Планируемые достижения: Формирование УУД: Оборудование урока: Организация работы: План урока: открытие нового знания ­   познакомить   учащихся   с   произведением   А.С.   Пушкина  «Сказка   о   царе   Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта; ­ умение пробудить интерес к чтению художественных произведений; ­ умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся; Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного   с   помощью   учителя;   добывать   новые   знания:   находить   ответы   на   вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные:  Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать   последовательность   действий   на   уроке;   работать   по     коллективно составленному   плану;   оценивать   правильность   выполнения   действия;  планировать   своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать  речь других. Личностные: Способность к самооценке. ­ портрет А.С. Пушкина; ­ выставка книг А.С. Пушкина; ­ рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина. фронтальная, групповая, индивидуальная.  1. Организационный момент 2. Актуализация знанийСписок использованных  источников: 3. Постановка учебной задачи 4. «Открытие» нового знания 5. Физ. минутка 6. Первичное закрепление 7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 8. Итог (рефлексия учебной деятельности) ­ Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.  и др. ­ Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997. ­ Ладченко А.Л. Использование пословиц на уроках // Начальная школа, 1997­ №7. ­ Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.  Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД 21. Организационный момент (3 мин) Цель: ­ мотивировать  учащихся к учебной  деятельности  посредством  создания  благоприятной  эмоциональной  обстановки; Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Личностные: Самоопределение (мотивация учения) ­ Встали красиво, выровнялись. Садитесь. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. ­ Ребята! У вас хорошее настроение? Вот  такое?    .                 У меня тоже такое настроение.  Начнём наш урок.          Человек, который хочет научиться  выразительно читать, должен                  уметь управлять мимикой, передавать  настроение героя. Предлагаю вам  потренироваться. Покажите мне такое  настроение: . А теперь, вот такое: . А  сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз  тренируются) 32. Актуализация знаний (5 мин) Цель:  ­ актуализировать  мыслительные  операции  необходимые и  достаточные для  восприятия нового  материала:  наблюдения,  сравнения, аналогии; Игра «Собери сказку» Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки (слова написаны на отдельных карточках) Задание по группам Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. Сказка  о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  И царевне Лебеди ­   Выразительное   чтение   отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри ряда). ­ Докажите, что прочитанное произведение – сказка. каждого     (с   Выразительное чтение отрывка несколькими учениками 4­ Назовите (прочитайте) повторы Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах А сама­то величава, Выступает, будто пава, А как речь­ то говорит, Словно реченька журчит. Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна В царство славного Салтана… 3. Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: ­ постановка  учащимися цели  урока, выхода из  затруднения; ­ уточнение и  согласование темы  урока; ­ определение  средства (алгоритм); ­   Ребята,   вы   любите   путешествовать?   А читать сказки? Фронтальная беседе (интервью) Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка ­   Сегодня   на   уроке   мы   совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой,   которая   называется   "Сказка   о царе   Салтане,   о   сыне   его   славном   и могучем   богатыре   князе   Гвидоне Салтановиче   и   о   прекрасной   царевне Лебеди". ­   Я   хотела   бы   взять   у   вас   интервью   и задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 5­ формулирование  шагов, которые  необходимо сделать  для реализации  поставленной цели; узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам. ­ В каком городе родился А.С. Пушкин? (А.С. Пушкин родился в Москве.) ­   К   какому   роду   принадлежала   семья Пушкиных? (Семья   Пушкиных   принадлежала   к старинному дворянскому роду.) ­ Чем больше всего интересовались в этой семье? (В этой семье интересовались литературой и театром.)  ­   На   каком   языке,   в   то   время,   было принято   разговаривать   в   дворянском обществе? (В   дворянском   обществе   было   принято разговаривать на французском языке.) ­ Какую литературу любил Сергей Львович ­ отец Саши? (Сергей   Львович   любил   французскую литературу.) ­ Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче? (Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.) ­ Кем был дядя А.С. Пушкина ­ Василий Львович? Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 6(Дядя   Пушкина   был   известным   поэтом того времени.) ­   Кто   в   семье   занимался   воспитанием   и образованием детей? (Воспитанием   и   образованием   занимались иностранцы ­ гувернёры.) ­ Что вы знаете о маленьком Саше? (Саша рано научился читать и делал это с большим   удовольствием.   Своё   первое стихотворение сочинил он на французском языке.) ­ Кто помог Саше понять красоту русского слова,   родной   природы,   силу   простого русского народа? (Его   бабушка   Мария   Алексеевна,   няня Арина   Родионовна   и   крестьяне   семьи Пушкиных.) ­ Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет? (В Царскосельский лицей.) Когда   Саше   исполнилось   6   лет,   он впервые   приехал   к   бабушке   в   имение Захарово,   что   под   Москвой.   Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика. 7Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по­русски. Крестьяне семьи   Пушкиных:   дядька   Никита,   няня Арина   Родионовна   рассказывали   Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти. ­   Молодцы,   ребята,   вы   много   знаете   о детстве и семье А.С. Пушкина. ­ В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи. ­ Как они называются? (Устаревшие) ­ На  какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы) ­ В чём их различие? Приведите примеры слов. ­ Значения некоторых слов нам понятны, а с   другими   значениями   слов   нам   помогут разобраться словари. (Толковый Ожегова, этимологический   словарь   и   словарь устаревших   слов,   на   доске   карточки   со словами.) словарь     Работа с устаревшими Регулятивные УУД: словами Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и Работа со словарями личностную рефлексию. Слова из первого отрывка сказки. Молвить (говорить) 8 4. «Открытие» нового знания (10 мин) Цель: ­ реализация  построенного  проекта в  соответствии с  планом; ­ фиксация нового  способа действия в  речи; ­ фиксация  преодоления  затруднения; ­ уточнение общего  характера новогознания; Крещёный   мир   (в   то   время   все   люди верили   в   бога   и   принимали   обряд крещения) Позадь забора (за забором) К исходу сентября (к концу сентября) Светлица (см. словарь Ожегова) Сени (см. словарь Ожегова) Красная девица (красивая) ­   Почему   слово   "красный"   обозначало "красивый"? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь. Чтение первого отрывка Слова из второго отрывка сказки. Аршин (см. учебник) Гонец (см. словарь Ожегова) Слова из третьего отрывка. Чтение второго отрывка 9Сума (см. словарь устаревших слов) Бояре (см. учебник) Чтение третьего отрывка ­ Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают   различные   иллюстрации   к сказкам? (Иллюстрации лучше представить   то   время,   в   котором   жили сказочные герои Пушкина). ­ Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию   сказки   и   рассматривать иллюстрации. помогают     Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке Беседа по содержанию сказки  Как относится царь к жене, сыну?  Почему вы так считаете?  Что заставило Гвидона превратиться в комары?  Как наказал свою тетку Гвидон?  Осуждает ли автор своего героя?  Почему так захотелось Гвидону  иметь чудо­белочку?  В каком облике отправился во  второй раз князь Гвидон к отцу? 10 О каком чуде узнал князь Гвидон на  этот раз?  Как оказался князь Гвидоне у царя к  третий раз?  О каком чуде рассказала повариха?  О каком чуде рассказала ткачиха? О чем­то скрипнет половица, И спице опять не спится; Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка… 1. Какие  выражения встречаются в сказке? 2. Кто и как был наказан в этой сказке?  Прочтите строки. 3. Простил ли их автор? А вы бы  простили? Или вам хочется изменить  конец сказки? Характеристика основных героев сказки Характеристика основных героев 5. Физ. минутка. (2 мин) 6. Первичное закрепление (5 мин) Цель: ­  организовать  закрепление знаний о видах одежды,  составление таблицы; Регулятивные УУД: Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) 11Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется. Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С грустной думой на лице. ­ Как относится автор к царю?  Князь Гвидон – добрый,  справедливый, честный, терпеливый,  мужественный, умеет прощать.  (Отношение автора)  Царевна Лебедь – добрая, скромная,  щедрая. (Отношение автора) Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые.  (Отношение автора) Игра «Сказки перепутались» Задание: найти строчки к подходящей  сказке. А Князь Гвидон ей отвечает: сказки Каждая команда получает карточку Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция (внесение корректив в план и способ 12 7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (10 мин) Цель:­ организовать  выполнение  учащимися  самостоятельной  работы; ­ организовать  фронтальную  проверку и  исправление ошибок; «Грусть­тоска меня съедает Пуще прежнего старуха вздурилась Не дает старику мне покою» Князю Лебедь отвечает: «Не печалься, ступай себе с богом…» Б В ноги он к старухе поклонился, Молвил: «Государыня родная! Выбрал я жену себе» Старуха сидит под окошком На чем свет стоит мужа ругает: «Распроклятая ты, мошка!» В Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате В дорогой собольей душегрейке, Жемчуги огрузили шею, На руках золотне перстни, На ногах красные сапожки На престоле и в венце С грустной думой на лице. Г Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: действия в случае расхождения эталона) 13«Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, Насмешишь ты целое царство» 1.   Какой   эпизод   из   сказки   вам   особенно понравился? 2. Есть ли у вас любимый герой? 3.   Кто   он?   Почему   он   понравился? (дети получили домашнее задание: сделать аппликацию   к   сказке/любимый   герой, понравившийся   эпизод.   Показывают   и рассказывают). Дидактический материал  За островом Буяном. (рефлексия учебной деятельности) 8. Итог  (6 мин) Цель: ­ фиксация нового  содержания,  изученного на уроке;  ­ оценивание  учащимися  собственной   Вспомни сказку А.С. Пушкина. 1. Из   трех   девиц   одна   стала   царицей, вторая – ткачихой. А третья? 2. Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона? 3. Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху   и   завистливых   сестёр Организация РегулятивныеУУД: фиксирования нового Контроль (сличение способа знания действия и результата с заданным эталоном). Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)  14деятельности на  уроке; царицы?  Аннотация к сказкам «Сказка о мертвой  царевне», «Сказка о золотом петушке»,  «Сказка о попе и о работнике его Балде» ­ Итог, награждение грамотами «За  активное участие» ­ Чему учит сказка? ­   Какие   чувства   остались   у   вас   после чтения сказки? Награждение грамотами ­   Домашнее   задание:   Продолжить   чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать  из текста   устаревшие   слова,   объяснить значение   этих   слов,   используя   в   работе словари. ­ За работу на уроке оценки получают: ­   Вы   очень   хорошо   поработали,   все молодцы!   ­ Ребята, какое настроение у вас в конце Запись домашнего задания Выставление оценок 15урока? Покажите мне на ваших смайликах. 16

Посмотрите также