Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения А.С. Пушкина (10 ч)
А.С.Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер».
Дата: 21.10.18
Уроки 29.
Тема:
Цель урока: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и
зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи:
Образовательные:
познакомить со стихами А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер» ;
добиться понимания содержаний,
обобщить знания детей о творчестве А.С.Пушкина на основе прочитанных сказок.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
• познакомить с понятиями: поэма, сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм;
• осваивать на практике понятия: олицетворение, эпитет, устойчивый эпитет;
• учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп чтения,
наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логическое ударение);
• учить определять темы стихов и виды сказок;
• познакомить с художниками иллюстраторами книг произведений А.С. Пушкина.
Учебные умения:
• различать стихотворные строки, строфы (двустишия, трёхстишия, четверостишия, пятистишия и т. д.);
• ставить задачу для выразительного чтения, выбирать нужный тон, темп чтения, указывать паузы и
выделять при чтении логические ударения (важные слова) в стихотворной строке;
• находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения в тексте и употреблять их в речи;
• сочинять двустишия или четверостишия по заданным рифмам.
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать на слух стихотворное произведение о природе А.С. Пушкина, выражать своё отношение
к прочитанному, моделировать обложку (автор, заголовок, тема и жанр). При анализе стихотворения
использовать понятия: рифма, строфа, стихотворная строка (стих). Работать над выразительным чтением
стихотворений (памятка 1). Выполнять задания в тетрадях и выполнять самопроверку по готовому образцу
или под руководством учителя. Писать литературный диктант (литературоведческий)
Оборудование: выставка книг, рисунки и портрет поэта.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
• Чтение подготовленной части из «Сказки о мёртвой царевне...» А.С. Пушкина.
• Коллективная проверка заданий в тетради.
Совет коллегам. Обратите особое внимание на кроссворд, куда вошли вопросы по сказкам А.С.
Пушкина, с которыми учащиеся работали в 12 классах. Давая ответ на вопрос кроссворда, дети
должны назвать сказку и прочитать строки из сказки по учебнику или наизусть.
2. Самостоятельная работа со стихотворением А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...»: чтение,
выполнение заданий к тексту.
3. Проверка самостоятельной работы: выразительное чтение, понятие об олицетворении, поиск
олицетворений.
1
царевна
чернавка
царевна
богатыри4. Слушание стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», выполнение заданий к тексту.
5. Упражнение с готовой моделью обложки.
А.С.Пушкин
Зел.
К какому стихотворению подходит эта модель?
О чём эти стихотворения? (О природе.)
Чем различаются? (Заглавиями.)
6. Работа в тетради.
1) Вот север, тучи нагоняя…
1.Север дохнул, завыл
Зима идёт
Олицетворение – когда о неживом предмете говорят как о живом.
2) Зимний вечер
2.моя старушка, добрая подружка
4.восьмистишие – когда в строфу вошло 8 стихотворных строк.
7. Задание на дом: выразительное чтение наизусть одного стихотворения А.С. Пушкина, работа в
тетради.
2•
3