Августовская конференция педагогов " Особенности коррекционно- развивающего обучения и воспитания."
Оценка 4.9

Августовская конференция педагогов " Особенности коррекционно- развивающего обучения и воспитания."

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
04.04.2017
Августовская конференция педагогов "    Особенности  коррекционно- развивающего обучения и воспитания."
презентация
особенности коррекционно- развивающего обучения и воспитания Ханина.docx
Особенности  коррекционно­ развивающего обучения и воспитания. 1 сл.  ( заглавие)    В последние годы в образовательных учреждениях увеличивается число детей с ограниченными   возможностями   здоровья,   испытывающих   трудности   социально­психологической адаптации   и   обучения   вследствие   психических   и   соматических   заболеваний.   Так,   по   современным данным, в дошкольном возрасте от 25 до 45% детей нуждаются в организации специальных условий обучения и воспитания, включающих коррекционно­развивающие занятия у психолога, логопеда. Около 27% детей, поступающих в школу, имеют временные задержки психического развития, низкий уровень школьной   зрелости.   От   40   до   60%   первоклассников   испытывают   трудности   адаптации   на   фоне выраженных школьных трудностей. Около 8% школьников не усваивают материал начальной школы, а 30% переходят в среднее звено с существенным дефицитом знаний. Среди учащихся средних классов 20­30% детей нуждаются в специальной психолого­педагогической помощи, а свыше 60% ­ относятся к так   называемой   группе   риска.   Ежегодно   на   2­10%   увеличивается   число   подростков   с   нервно­ психическими   расстройствами.   Тенденция   к   расширению   контингента   детей,   нуждающихся   в специальном психологическом сопровождении, отмечается и в мировой практике (С.Б. Гнедова, Д.Н. Исаев, С.Д. Забрамная, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенкова и др.). Увеличение числа детей с отклонениями в развитии, а также тех, кто испытывает выраженные трудности в обучении, диктует необходимость совершенствования системы специальной психологической помощи.             Согласно Закону РК «Об образовании» совершенствование системы образования требует внедрения   в   практику   работы   общеобразовательных   учреждений   комплекса   мер,   направленных   на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Особую социальную и   педагогическую   значимость   приобретает   внедрение   в   систему   образования   специальных организационных форм дифференцированной помощи детям с трудностями обучения и в адаптации к социальным требованиям в условиях школьного учреждений.         Одну из наиболее распространенных форм нарушений психического развития ребенка представляет собой   задержка   психического   развития   (ЗПР).   В   последние   десятилетия   специалисты   в   области коррекционной   педагогики   обращают   все   большее   внимание   на   проблемы   обучения   детей   с   ЗПР. Задержки психического развития формируются под влиянием наследственных, социально­средовых и психологических факторов. Эти нарушения характеризуются незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, что влечет за собой особые образовательные нужды.   2 сл.В образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико­ социальной   помощи   рекомендовано   формировать   общеобразовательные   классы,   в   состав   которых включены   обучающиеся   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   требующие   коррекционно­ развивающего обучения. Такие классы являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Такие   классы   сохраняют   непрерывность   реабилитационного   пространства   на   основе   интеграции школьных, внешкольных учреждений, учреждений культуры и дополнительного образования.               Коррекционно­развивающее   обучение   детей   и   подростков   с   ограниченными   возможностями здоровья в рамках общеобразовательного класса строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития  личности и обеспечивает  адаптивность и  вариативность системы образования.                  Цель организации указанных классов – создание в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии   с   их   возрастными   и   индивидуально­типологическими   особенностями,   состоянием соматического и нервно­психического здоровья.  3 сл.      Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с ЗПР овладеть  разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность, сформировать  умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. В   данной   системе   строго   предопределяются   и   логически   взаимодействуют   диагностико­ консультативное, социально­ реабилитационное направления деятельности. коррекционно­развивающее,     лечебно­профилактическое,   Специфика организации коррекционно­педагогической работы с детьми с ЗПР             Как   показали   многочисленные   исследования,   при   условии   своевременной   коррекционно­ педагогической помощи детям с ЗПР и особой организации их образовательного процесса они способны овладеть программой основной школы и в большинстве случаев продолжить образование. Достижения педагогической   реабилитации   и   возможность   положительных   результатов   коррекционно­ педагогической работы с детьми с ЗПР определили особый подход к обучению детей данной категории. 4 сл.  В школе коррекционная работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом. Коррекционная направленность обучения достигается   благодаря   введению   специальных   предметов:   ознакомление   с   окружающим   миром   и развитие   речи,   ритмика,   трудовое   обучение.   На   уроках   применяют   коррекционно­педагогические технологии, помогающие осваивать учебный материал. Значительное   место   занимает   индивидуально­групповая   коррекционная   работа   (логопедические занятия,   работа   по   восполнению   пробелов   предшествующего   обучения   или   пропедевтика   новых   и трудных   тем).   С   учетом   интересов   детей   в   целях   развития   индивидуальных   склонностей   вводятся факультативы (художественные, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.). 5 сл.         Обучение ребенка в классе коррекционно­развивающего обучения строится с учетом его актуальных   возможностей,   на   основе   охраны   и   укрепления   здоровья,   создания   благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка. Успех коррекционной работы с ребенком с ООП и в дошкольном образовательном учреждении, и в школе   обеспечивается   многими   компонентами,   среди   которых   важную   роль   играет   педагогическое взаимодействие с семьей.  6 сл.       Специфика организации учебно­воспитательного процесса для детей ООП обнаруживается в структурировании материала, методике его преподавания. Построение содержания учебного материала в системе коррекционно­развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов: • усиления практической направленности изучаемого материала; • выделения сущностных признаков изучаемых явлений; • опоры на жизненный опыт ребенка; • ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; • необходимости и достаточности объема изучаемого материла; •   введения   в   содержание   учебных   программ   коррекционных   методов   активизации   познавательной деятельности [20]. Элементом   коррекционно­развивающего   учебно­воспитательного   процесса   является   индивидуально­ групповая   работа   по   коррекции   индивидуальных   недостатков   развития.   Это   специальные   занятия, имеющие   целью   не   только   повышение   общего,   интеллектуального   уровня   развития,   но   и   решение конкретных   задач   предметной   направленности:   подготовка   к   восприятию   трудных   тем   учебной программы, ликвидация пробелов обучения и др. 7 слКоррекционно­развивающее обучение осуществляется на всех уроках. Важнейшим научным  основанием организации и осуществления коррекционно­развивающего обучения является теория  формирования учебной деятельности. Учебная деятельность только тогда благотворна для ребенка,  когда он выступает ее субъектом. В основе деятельности лежит мотив. У школьников, обучающихся в  компенсирующих классах, доминирует мотивация избегания неудач в учении, отрицательных оценок и  отметок, наказаний за неуспехи и получением высоких отметок и положительных оценок со стороны  учителя за успешную деятельность. Подобная мотивация в своей основе содержит тревожность,  отрицательные эмоциональные переживания, неуверенность в себе, боязнь критики. Ребенок не  испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. Формирование положительной мотивации,  связанной с достижением успехов в учебном труде, овладением новыми знания­ми и способами их  получения, установлением и сохранением хороших отношений с окружающими, открытие детям  личностного смысла деятельности является необходимым условием коррекционно­развивающего  обучения. Также коррекционно­развивающее обучение требует формирования у школьников  способностей целеполагания в учебной деятельности [8]. Психолого­педагогическая   коррекция   должна   быть   систематической, индивидуализированной.    комплексной   и  8 сл.      Коррекционно­развивающая деятельность в учебном процессе строится с учетом темпа  психического развития и темпа усвоения. Важно учитывать неравномерность проявлений  познавательной активности школьника и опираться на те виды деятельности, в которых легче всего  вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности, искать виды  заданий, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Важным моментом в  организации системы коррекционно­развивающего обучения является динамическое наблюдение за  каждым ребенком.  Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее 1 раза в четверть на  малых педсоветах или консилиумах.  Особая роль отводится охране и укреплению здоровья учащихся. 9 сл.Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов,  которые составляют инвариантную часть учебного плана. Фронтальное коррекционно­развивающее  обучение осуществляется учителем на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного  материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта школы. Проверка и  оценка учебной работы учащихся классов коррекционно­развивающего обучения проводятся в  соответствии с требованиями, указанными в вариативных программах.Коррекция индивидуальных  недостатков развития осуществляется на индивидуально­групповых занятиях. Это могут быть  общеразвивающие занятия по коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной  деятельности, закреплению в речи по­ставленных логопедом звуков. Но могут быть и занятия предметной направленности ­ подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация  пробелов. Коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных  проблем в развитии, отставания в обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия  проводит основной учитель класса, во время индивидуальных занятий с учениками работает  воспитатель группы продленного дня. В соответствии с учебным планом в начальных классах на  коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю вне сетки обязательных учебных часов.  Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 15­20 минут. В  группы воз­можно объединение не более трех учеников, у которых обнаружены сходные затруднения в  учебной деятельности. Работа с целым классом на этих занятиях не допускается. Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно сформировавшихся навыков и умений:   коррекции   каллиграфии   (умения   видеть   строку,   соблюдать   размеры   букв,   правильно   их соединять),   техники   чтения   (плавности,   беглости,   выразительности),   скорописи,   правильности списывания,   умения   составлять   план   и   пересказ   прочитанного   и   т.п.   В   некоторых   случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями,   схемами,   графиками,   географической   картой,   алгоритмами   действия   по   тем   или   иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др. Для   коррекционно­развивающего   обучения   недостаточно   создать   положительное   эмоциональное отношение ребенка к занятиям. Необходимо включить учащихся в деятельность, «соединяющую ум с сердцем», близкую и понятную детям, результативную и успешную.  При успешной коррекции и сформированности готовности к школьному обучению дети переводятся в обычные классы традиционной системы обучения или, при необходимости продолжения коррекционной работы, в классы коррекционно­развивающего обучения.   Коррекционная направленность обучения группы детей с ограниченными возможностями здоровья в  общеобразовательном классе обеспечивается набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана.          Фронтальное коррекционно­развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и  позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям  образовательного стандарта.        Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально­групповых  занятиях, специально выделенных для этой цели. Это могут быть общеразвивающие занятия,  способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, речи, развитию мыслительной  деятельности. Могут быть занятия предметной направленности – подготовка к восприятию трудных  тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения (в соответствии с Учебным  планом учреждения).       Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель­предметник и воспитатель  группы продленного дня.         В старших классах для индивидуальных и групповых коррекционных занятий отводится 1 час в  неделю.          К индивидуальным и групповым коррекционным занятиям привлекаются логопеды и психологи.  Организация учебно­воспитательного процесса в системе коррекционно­развивающего обучения  должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны  специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической  деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно­развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные  резервы обучающихся.  10 сл.    Организация коррекционно­развивающего образовательного процесса.  Наполняемость   классов   9­12   человек.   Распорядок   дня   для   обучающихся   в   указанных   классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в режиме продленного дня: чередование самоподготовки детей под руководством учителя по   учебным   предметам   с   занятиями   ЛФК,   прогулками,   кружковой   работой   и   т.д.    Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств,   аффективном   поведении   организуется   индивидуально­интегрированное   обучение, щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели, выполнение заданий   дома   под   руководством   воспитателя)   и   лечебная   психотерапевтическая   помощь   (врачи­ специалисты   детского   дома   и   Центра   помощи   детям   могут   привлекаться   по   договору).   11сл.       Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, имеющих пробелы в знаниях, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют общеразвивающую направленность, и групповые коррекционные занятия, которые имеют, как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп продленного дня. Продолжительность таких занятий не превышает 45 минут, наполняемость групп не превышает 9­12 человек.  Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь. 12 слПредполагаемый результат обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специально   организованного   обучения:   дети   с   ООП   дают   значительную   динамику   в   развитии   и усваивают многие знания и навыки, которые их сверстники из общеобразовательного класса набирают самостоятельно. После   получения   основного   общего   образования   выпускник   школы,   успешно   прошедший государственную (итоговую) аттестацию получает Аттестат об основном общем образовании и имеет право   в   соответствии   с   Законом   РК   «Об   образовании»   продолжить   обучение   в   третьей   ступени   и получить среднее (полное) общее образование либо продолжить обучение на начальной или средней ступени профессионального образования.  13 слВ заключении  приведу  слова  Э.Хаббарда:  «Цель обучения­ научить обходиться без учителя». Думаю, что эти слова особенно актуальны, когда речь идет об обучении   детей с ООП. Желаю всем творческих успехов, положительной динамики в работе и крепкого здоровья.

Августовская конференция педагогов " Особенности коррекционно- развивающего обучения и воспитания."

Августовская конференция педагогов "    Особенности  коррекционно- развивающего обучения и воспитания."

Августовская конференция педагогов " Особенности коррекционно- развивающего обучения и воспитания."

Августовская конференция педагогов "    Особенности  коррекционно- развивающего обучения и воспитания."

Августовская конференция педагогов " Особенности коррекционно- развивающего обучения и воспитания."

Августовская конференция педагогов "    Особенности  коррекционно- развивающего обучения и воспитания."

Августовская конференция педагогов " Особенности коррекционно- развивающего обучения и воспитания."

Августовская конференция педагогов "    Особенности  коррекционно- развивающего обучения и воспитания."

Августовская конференция педагогов " Особенности коррекционно- развивающего обучения и воспитания."

Августовская конференция педагогов "    Особенности  коррекционно- развивающего обучения и воспитания."

Августовская конференция педагогов " Особенности коррекционно- развивающего обучения и воспитания."

Августовская конференция педагогов "    Особенности  коррекционно- развивающего обучения и воспитания."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017