Цели:
– ознакомить с природой Австралии и Антарктиды, населяющими их людьми, их достижениями;
– найти родину представленных учителем предметов, имеющих австралийское происхождение;
– научить использовать карты для получения информации.
Минимум
Для докладчиков:
ребята-докладчики должны освоить свои темы и ознакомить одноклассников с особенностями Австралии и Антарктиды. Представить перед членами географического общества найденный материал о природе и животном мире двух материков.
Ребята-докладчики должны научиться самостоятельно отбирать необходимый учебный и дополнительный материал по теме, составлять план своего выступления, использовать карту и иллюстрации.
Для всех:
к концу второго класса учащиеся должны уметь показывать на карте Австралию и Антарктиду.
Минимакс
К концу урока дети могут различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа Австралии и Антарктиды.
Максимум
Ребята смогут различать флаг Австралии и понимать, в чём причина специфики развития Австралии как государства, узнают об открытии Антарктиды российскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым.
Оборудование: карта полушарий, иллюстрированные альбомы с видами Австралии и Антарктиды, рисунки австралийских и антарктических животных, карточки предметов из разных частей света из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».
Урок 55.
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Австралия и Антарктида. Проверочная работа № 11.
Окружающий мир
Цели:
– ознакомить с природой Австралии и Антарктиды, населяющими их людьми, их достижениями;
– найти родину представленных учителем предметов, имеющих австралийское происхождение;
– научить использовать карты для получения информации.
Минимум
Для докладчиков:
ребятадокладчики должны освоить свои темы и ознакомить одноклассников с особенностями
Австралии и Антарктиды. Представить перед членами географического общества найденный
материал о природе и животном мире двух материков.
Ребятадокладчики должны научиться самостоятельно отбирать необходимый учебный и
дополнительный материал по теме, составлять план своего выступления, использовать карту и
иллюстрации.
Для всех:
к концу второго класса учащиеся должны уметь показывать на карте Австралию и Антарктиду.
Минимакс
К концу урока дети могут различать главные достопримечательности, особенности климата и
рельефа Австралии и Антарктиды.
Максимум
Ребята смогут различать флаг Австралии и понимать, в чём причина специфики развития
Австралии как государства, узнают об открытии Антарктиды российскими мореплавателями
Беллинсгаузеном и Лазаревым.
Оборудование:
карта полушарий, иллюстрированные альбомы с видами Австралии и
Антарктиды, рисунки австралийских и антарктических животных, карточки предметов из разных
частей света из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2го класса».
Этапы
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной проблемы.
1 3 1 4 1
Беседа. Работа в группах.
– Лена и Миша играли в игру. Один называет несколько
слов, а другой находит, что же объединяет эти слова, и
рассказывает о том, что их объединяет, поподробнее.
Хотите поиграть с ними?
1. Что объединяет животных: белый медведь, пингвин,
морж, северный олень? (Эти животные живут в холодном
поясе. Полярные зоны характеризуются тем, что там очень
холодно. Половину года составляет день, половину –
ночь…)
2. Что объединяет эти слова: Виктория, Чад, Эйр,
Танганьика? (Это озёра. Озёра образуются так: на
поверхности Земли образуется углубление, которое потом
заполняется водой.)
3. Что общего у этих слов: Кордильеры, Большой
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться наВодораздельный хребет, Анды? (Мы думаем, что это горы.
Горы образовались в результате деятельности двух сил:
внутренней и силы выветривания…)
4. Что объединяет эти слова: море Беллинсгаузена, море
Лаптевых, Берингово море, Баренцево море? (Это моря, они
являются частью океана и омывают сушу.)
– Почему они так названы? (В честь великих
путешественников.)
– Молодцы, вы так хорошо разбираетесь в географических
объектах! Теперь найдите в каждой группе слов лишнее,
скажите, что их объединяет. Расскажите подробнее об этом.
(Животное: пингвин.
Озеро: Эйр.
Горы: Большой Водораздельный хребет.
Море: море Беллинсгаузена.
Путешественник: Беллинсгаузен.
Их объединяет то, что они находятся в Южном полушарии.)
– Где что находится? (В Австралии – озеро Эйр, Большой
Водораздельный хребет, Тасманово море. В Антарктиде
живёт пингвин, находится море Беллинсгаузена.)
– Расскажите об этом поподробнее. (Мы можем рассказать
о пингвине, об озере, о горах, но не можем рассказать о том,
почему эти моря были так названы и кто эти
путешественники.)
– Что мы сегодня должны узнать? Куда отправиться в
путешествие? (Мы считаем, что мы будем говорить об
Австралии и Антарктиде. Мы должны выяснить, какие
животные там обитают, что интересного находится на их
территории, какие путешественники первыми побывали на
этих материках…)
Тема: Австралия. Антарктида.
– Составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали
свою деятельность.)
– Какие умения формировали?
1 4 2 3 4 3
Беседа.
– Мы разделимся на группы и будем собирать информацию
из текста и карт учебника. Попросим наших учёных
путешественников (готовивших доклады об Австралии и
Антарктиде) быть нашими учёными консультантами и
помогать группе готовить выступление:
1я группа – «Природа Австралии».
2я группа – «Животные Австралии».
3я группа – «Природа Антарктиды и её
первооткрыватели».
Дети выполняют задания и выступают с рассказом.
1я группа (включая авторов доклада «Природа
Австралии»).
Австралия – часть света в Южном полушарии. Здесь
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
протекает река Муррей, солёное озеро Эйр. С востока её
окаймляют горы – Большой Водораздельный хребет.
Недалеко от Австралии находятся острова Новая Гвинея,
Новая Зеландия, Тасмания. С запада омывается Индийским
океаном, с востока – Тихим. Здесь находятся Коралловые
острова.
Австралия расположена в зоне пустынь и саванн жаркого
пояса, там жаркий климат. Там, где в Африке проходит
северный тропик, располагается пустыня Сахара. Климат
там жаркий и сухой. Южный тропик проходит через всю
Австралию. Климатические условия на Южном и Северном
тропике похожи. Значит, в Австралии тоже много пустынь и
тропических степейсаванн.
2я группа (включая авторов доклада «Животный мир
Австралии»).
Очень интересен животный мир Австралии. Здесь
сохранились редкие сумчатые животные: коала, кенгуру,
сумчатый волк. Здесь водятся нелетающие птицы,
необычные животные утконос и ехидна.
На территории Австралии находится одно большое
государство – Австралия со столицей Канберра.
3я группа (включая авторов доклада «Антарктида –
страна льдов»).
Антарктида – самый холодный материк на Земле. Здесь
находится Южный полюс. Этот материк покрыт льдами.
Вокруг Антарктиды плавают огромные айсберги. Здесь нет
рек, т.к. очень холодно. В Антарктиде живёт несколько
видов пингвинов, южный морской слон, полярная крачка.
На этом континенте нет государств, здесь располагаются
исследовательские станции. До Северного полюса впервые
добрались российские мореплаватели Беллинсгаузен и
Лазарев.
– Ребята, теперь мы можем вернуться к заданию, которое
вызвало затруднение в начале урока. Найдите в каждой
группе слов лишнее, скажите, что объединяет все лишние
слова. Расскажите подробнее об этом.
– Где что находится?
(В Австралии – озеро Эйр, Большой Водораздельный хребет,
Тасманово море. В Антарктиде живёт пингвин, находится
море Беллинсгаузена.)
– Что мы делали?
– Какое умение формировали?
1. Работа с наглядным пособием.
– Выберите нужные разрезные карточки из комплекта
«Наглядные пособия по окружающему миру для 2го
класса», подходящие к теме урока.
2. Выполнение проверочной работы.
Возможные ответы проверочной работы № 11.
Работа проводится с учебником и проверяет умение
пользоваться книгой!
. Применение
ΙΙΙ
нового знания.1й вариант. 1. Необходимый уровень: Великобритания,
Франция, Украина. Повышенный уровень: Индия, Франция,
США, Россия. 2. Необходимый уровень: Индия – Азия,
Египет – Африка, Китай – Азия, США – Америка.
Повышенный уровень: чай – Индия (правильный ответ –
Грузия, Цейлон и т.п.), макароны – Италия (правильный
ответ – Китай), кофе – Бразилия (а также Эфиопия и т.п.),
хоккей – Канада. Максимальный уровень: Берлин – немцы,
Дели – индийцы, Лондон – англичане, Каир – египтяне.
2й вариант. 1. Необходимый уровень: Египет, Индия,
Китай. Повышенный уровень: Египет, Германия, Украина,
Китай. 2. Необходимый уровень: Канада – Америка,
Германия – Европа, Япония – Азия, Австралия – Австралия.
Повышенный уровень: зеркало – Китай, волнистый
попугайчик – Австралия, кукуруза – США (или Канада, или
Мексика, или Америка), шахматы – Индия. Максимальный
уровень: Париж – французы, Киев – украинцы, Рим –
итальянцы, Пекин – китайцы.
Ι
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты? 4
V. Домашнее
задание.
По усмотрению учителя.Урок 56.
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Россия – наша Родина.
Цели:
– Познакомить с природой своей страны, города, населённого пункта, жителями и их
достижениями.
– Найти из представленных учителем предметов такие, которые производятся в этой стране,
городе, населённом пункте.
– Научить использовать карты для получения информации.
Минимум
К концу второго класса учащиеся должны называть и показывать на карте свою страну, её
столицу, свой город.
Минимакс
К концу урока дети могут различать главные достопримечательности, особенности климата и
рельефа, известных людей своей страны, города, населённых пунктов.
Максимум
Ребята смогут различать флаг своей страны, герб города и называть характерные особенности их
страны, города и населённого пункта.
Оборудование: карта России, карта природных зон России, иллюстрации памятников
архитектуры России и родного города, предметы русских народных промыслов, гербы города,
страны, флаг страны, портреты русских путешественников, карточки предметов из разных частей
света из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2го класса».
Этапы
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной проблемы.
1 3 1 4 1
Беседа. Работа в группах.
– Итак, к нам в класс поступило письмо.
– Дорогие друзья! Мы знаем, что вы хорошо знаете разные
части света и крупные страны мира. Мы решили рассказать
немного о себе, правда, некоторые данные нами заменены.
Отгадайте, откуда мы, и исправьте то, что мы заменили.
Ждём ваших ответов с верным описанием нашей страны.
1я группа.
Мы родились на севере нашей планеты. Наша страна
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
располагается в зоне широколиственных лесов, поэтому на
нашем флаге находится кленовый лист.
На севере страны много островов, покрытых лесами. Нашу
страну омывают три океана: Индийский, Тихий и Северный
Ледовитый. На востоке страны располагаются горы
Кордильеры. У нас можно встретить: белого медведя,
песца, овцебыка, медведя гризли, ягуара, волка, луговую
собачку. Наша столица Оттава располагается на юге
страны. В нашей стране разговаривают на английском и
французском языках.
2я группа.
Мы родились на севере нашей планеты. Наша страна
располагается в зонах: ледяных пустынь, тундр, тайги и
широколиственных лесов. На нашем флаге находится
кленовый лист.
На севере страны много островов, покрытых тундрой и
ледяными пустынями. Нашу страну омывают три океана:
Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. На
западе страны располагаются горы Кордильеры. У нас
можно встретить: белого медведя, песца, овцебыка, медведя
гризли, пуму, волка, луговую собачку. Наша столица Оттава
располагается на юговостоке страны. В нашей стране
разговаривают на английском и французском языках.
– Дорогие друзья, расскажите нам о своей стране.
1) Расскажите, где она находится.
2) Какие знаменитые географические объекты находятся на
её территории.
3) Опишите её климат.
4) Расскажите о животном и растительном мире страны.
5) Как называется ваша столица, какой флаг поднимается
над ней?
6) Чем знаменита ваша страна? Какие народы её населяют?
– Дорогие друзья, расскажите нам о своём городе:
1) Расскажите, где находится ваш город, как он называется.
2) Какие интересные географические объекты находятся на
его территории?
3) Опишите его климат.
4) Расскажите о животном и растительном мире ваших
мест.
5) Чем знаменит ваш город? Какие народы населяют ваш
город?
6) Какие известные люди жили или живут в вашем городе?
Ваших писем ждут ребята из разных стран. Нам и им очень
хочется узнать о вас и вашей стране как можно больше.
Дети определяют,
исправляют то, что нужно.
– Да, прежде чем писать ответ, надо многое узнать, т.к. мы
много говорили о других странах, а о своей стране не очень
что здесь описана Канада,. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
много. Говорили много о других городах, а о своём городе
не очень много. Видимо, этому будет посвящён наш урок.
На доске появляется тема урока:
Наша страна Россия. Наш город.
– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали
свою деятельность.)
– Какие умения формировали?
1 4 2 3 4 7 3
1. Работа в группах. Беседа.
– Что же будем делать, как будем отвечать на письмо?
(Вопросов очень много. Может, стоит на сегодняшнем
уроке поговорить о нашей стране, а на следующем уроке – о
своём городе? Может быть, надо поделить работу на
несколько команд?)
– Давайте так и договоримся. Сегодня мы поговорим о
своей стране.
На этом уроке в классе необходимо иметь
дополнительную литературу и о городе, и о нашей
стране, доступную детям и не очень подробную, удобную
для быстрой работы.
Ребята выполняют задание и зачитывают либо устно
дают ответы на вопросы. Далее решают, в какие
страны отправить свои письма. Возможно организовать
и настоящую переписку.
– Дорогие друзья, расскажите нам о своей стране.
1я группа.
1. Расскажите, в какой стране вы живёте и где она
находится.
2. Какие природные условия в вашей стране и какие
знаменитые географические объекты находятся на её
территории?
2я группа.
3. Опишите её климат.
4. Расскажите о животном и растительном мире страны.
3я группа.
5. Как называется ваша столица, какой флаг поднимается
над ней?
6. Чем знаменита ваша страна? Какие народы её населяют?
Чем гордится ваша страна?
– Ребята, на все ли вопросы мы сумели ответить? (Да,
конечно, многое мы уже теперь можем рассказать. Можем
составить загадку о нашей стране и городе.)
– Можем мы теперь написать письма нашим друзьям? (Да,
но мы ещё мало, оказывается, знаем о народах, населяющих
нашу страну. О том, что производит наша страна. Об этом
можно узнать дома из книг и от взрослых.)
Дети выполняют задание и готовят письма, используя
ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.. Применение
ΙΙΙ
нового знания.
– Что мы делали?
– Какое умение формировали?
Работа с наглядным пособием. 3 2
– Выберите нужные разрезные карточки из комплекта
«Наглядные пособия по окружающему миру для 2го
класса», подходящие к теме урока.
Ребята выбирают и объясняют свой выбор, прикрепляют
карточки к России на карте полушарий.
– Проверь себя. Прочитай письмо Лены и исправь ошибки.
Здравствуй, дорогой друг. Я пишу тебе из города Москвы
– столицы нашего большого государства, которое
располагается в Европе. Наш город очень красивый. В
центре находятся Красная площадь и древняя крепость
– Кремль. Мой город стоит на реке Неве. Вокруг города
раскинулась тайга. В лесу водится много птиц, белок,
зайцев и бизонов. Наш город располагается на равнине, на
севере от неё лежат Уральские горы…
Ребята проверяют с помощью карт письмо и находят
ошибки.
Образец:
Здравствуй, дорогой друг. Я пишу тебе из города Москвы
– столицы нашего большого государства, которое
располагается в Европе и Азии. Наш город очень
красивый. В центре находятся Красная площадь и
древняя крепость – Кремль. Мой город стоит на реке
Москве. Вокруг города раскинулись смешанные леса. В
лесу водится много птиц, белок, зайцев и лосей… Наш
город располагается на равнине, на востоке от неё
лежат Уральские горы…
Вопросы к одному ученику из группы (начало
формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты выполнил задание сам или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать
свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и
объективно оценил свою работу.
Максимум
– Скажите, ребята, а почему именно канадские ребята
прислали нам письмо? Нет ли чегото общего у наших
стран? Какие ещё страны похожи на нашу страну? (Канада
напоминает нашу страну, т.к. располагается в холодной и
умеренной зоне. Немного похожи климатом и растительным
и животным миром на нас США, страны Европы.)Ι
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты? 4
V. Домашнее
задание.
По усмотрению учителя.