Цели:
• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [Р].
• Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
• Продолжать учить произносить звук [Р] в прямых слогах.
• Упражнять в определении наличия звука в слогах.
• Закрепить названия спортивного инвентаря и спортивных профессий.
• Упражнять в правильном образовании форм дательного падежа имен существительных.
• Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
Оборудование:
Картинки «Язычок», «Парашютист»; картинки, названия которых заканчиваются звуком [Р]; картинка «Вертолеты»; флажок; карточка «Горы» (с напечатанными над каждой горой слогами); картинки для упражнения «Найди пары».
Автоматизация [Р] в слогах.
Цели:
Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [Р].
Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
Продолжать учить произносить звук [Р] в прямых слогах.
Упражнять в определении наличия звука в слогах.
Закрепить названия спортивного инвентаря и спортивных профессий.
Упражнять в правильном образовании форм дательного падежа имен
существительных.
Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
Оборудование:
Картинки «Язычок», «Парашютист»; картинки, названия которых заканчиваются
звуком [Р]; картинка «Вертолеты»; флажок; карточка «Горы» (с напечатанными над
каждой горой слогами); картинки для упражнения «Найди пары».
1. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сегодня я расскажу тебе сказку о Веселом Язычке. Слушай
внимательно и помогай мне.
2. Жилбыл Веселый Язычок. Он очень дружил со спортом и каждое утро делал
зарядку. Вот и сейчас он вышел на крылечко (упражнение «Лопата»), посмотрел по
сторонам (упражнение «Часики») и начал зарядку. Любимое упражнение Язычка –
наклоны вперед (упражнение «Качели»). Следующее упражнение – наклоны влево и
вправо (упражнение «Почистим верхние зубки»). Разогрелся Язычок и побежал вокруг
домика быстро, как лошадка (упражнение «Лошадка»), громко застучал башмачками по
дорожке (упражнение «Барабанщик»). Бежит Язычок, а ветер в его ушах так и шумит
(упражнение «Парус»).
3. Язычок – настоящий спортсмен!
А ты со спортсменами знаком? Давай хорошенько разогреем ладошки: ррр.
Ребенок вслед за логопедом энергично потирает ладошки и произносит звук [р].
А теперь с помощью пальчиков посчитай спортсменов.
Игра «Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться,
Надо спортом заниматься.
Играет в теннис теннисист,
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет … футболист,
В хоккей играет … хоккеист,
В волейбол … волейболист,
В баскетбол … баскетболист.
Ребенок поднимает руки к плечам.
К плечам, в стороны.
Ребенок сгибает пальцы в кулак, начиная с
мизинца.Ребенок выполняет движения вместе с логопедом, проговаривая при этом только названия
спортивных профессий. Весь текст читает логопед.
4. Язычок увлекается парашютным спортом – он парашютист и сейчас у него
тренировка. Посмотри, как ловко он управляет парашютом! (Выставляет картинку).
Летит, сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху видно? Я начну слово, а ты
закончи его звуком [Р]:
Ша… забо… мото… мухомо…
Бо… топо… кома… помидо…
Логопед начинает слово и выкладывает картинку, а ребенок договаривает со звуком [р].
5. Летят мимо вертолеты. Решил Язычок вежливо поздороваться с каждым
вертолетом. С первым вертолетом здоровается: Ра. Со вторым здоровается: Ры.
(Показывает вертолет и произносит слог).
Ребенок за логопедом повторяет: Ра, ро, ру, ры, рэ.
Посмотрел Язычок внимательно и заметил среди вертолетов два одинаковых. А ты
сможешь их найти?
Ребенок находит вертолет, похожий на выделенный.
Попрощался Язычок с вертолетами.
Ребенок еще раз произносит слоги.
И полетел дальше.
6. Пролетает Язычок на своем парашюте над горами. Над каждой горой весело
кричит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет.
Крикнул Язычок: «Ра!». А эхо повторяет: «Рарара».
руру.
Ребенок за логопедом повторяет цепочки слогов: Рарара, рырыры, рэрэрэ, ророро, ру
7. Язычку пора приземляться. Помоги ему выбрать место для посадки, помаши
флажком тогда, когда услышишь звук [р]: ла, ва, ра, ду, гу, ру, ры, лы, жи и т.д.
8. Приземлился Язычок, сложил свой парашют и убрал его на место. Любит он
порядок, поэтому сразу заметил разбросанный спортивный инвентарь. Помоги Язычку егоубрать, а для этого разбери весь инвентарь парами. (Уточняет названия отдельных
предметов: шахматная доска, клюшка, волан, шайба, лыжи, кольцо.)
Ребенок составляет пары.
А теперь скажи, какому спортсмену эти предметы пригодятся. Кому нужны лыжи и
лыжные палки? (Лыжнику). А ракетка и волан? (Теннисисту). Шахматная доска и
фигура? (Шахматисту). Кольцо и баскетбольный мяч? (Баскетболисту).
9. Все тренировки на сегодняшний день закончились. Веселому Язычку можно
отдохнуть. Но послушай, о чем это он бормочет?
Рарара – дружи со спортом, детвора.
Рырыры – совет я дам для детворы.
Рарара – зарядку делайте с утра.
Руруру – прыгайте, как кенгуру.
Рырыры – здоровы будьте и бодры!
Ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку, после чего логопед договаривает
чистоговорку до конца.
10. Итог занятия.
Л о г о п е д. Вот и закончилась сказка о Веселом Язычке. Конечно, всем нужно
дружить со спортом, чтобы быть сильными и крепкими. А еще нужно помнить о звуках,
которые мы учимся правильно произносить. Вот и сегодня, какой звук ты красиво и громко
произносил?
Р е б е н о к. Ррр.