Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Р. Принципы логопедической работы. Этапы логопедической работы. Специфические приемы. Специфика структуры логопедического занятия при коррекции нарушений письменной речи. Взаимосвязь в работе учителя и логопеда.Последовательность работы над звуками зависит от того, нормальный ли у ребенка речевой слух.
Конспект подгруппового занятия ФФН
Тасбулатова З.Р.
Занятие №_____ Дата «____» _______________2017г
Класс ____ Группа ________________________
Тема: Развитие фонематического слуха . Автоматизация звука Р.
Цель: Автоматизировать звук Р в слогах, в словах.
Задачи:
закрепление правильного произношения звука «Р» изолированно, в слогах, словах,
предложениях.
развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
развитие мелкой моторики рук, дикции.
воспитывать личные качества ребенка: активность, самостоятельность;
.
Оборудование: индивидуальные зеркала, игрушка Чебурашка, профиль артикуляции звука
[р], картинка с изображением рыбки, баночки с конфетти, трубочки для коктейля,
«звуковые дорожки», кубик с точками, игра «Летающие тарелки», картинка с
изображением ночного неба, бумажные звездочки, предметные картинки, сюжетная
картина; предметы и игрушки, содержащие в своем названии звук [р].
I.Организационный момент.
К нам в гости пришел Чебурашка. Он, как и вы, ребята, хочет научиться правильно
говорить звук [Р].
Чебурашка: – Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нас ждет много интересных игр,
забав. Самые активные ребята будут получать фишки в течение занятия, а в конце при
подведении итогов, получат памятные медальки.
Давайте разомнем пальчики.
2.Пальчиковая гимнастика
3.Развитие фонематического слуха
Игра «Поймай звук [Р] в слове»
Чебурашка – А давайте поиграем. Поднимайте руку, когда я скажу слово рыба правильно
(на фланелеграфе – картинка с изображением рыбки
Чебурашка: ыба, выба, виба, рыба, дыба, диба, рыба, тиба, тыба, гиба, рыба, жиба, уыба,
рыба, аыба, лыба, рыба, либа, риба, рыба.
4.Дыхательная гимнастика. Игра «Салют»
– У каждого из вас баночка с конфетти, сделайте губы трубочкой и плавно дуйте в
трубочку для коктейля, не добирая воздух и не надувая щек. 5.Уточнение знаний учащихся
об органах артикуляции
Логопед (на руке красная перчатка в форме языка) : "Я веселый язычок, гладкий, розовый
бочок. Правый бок, левый бок, спинка, кончик, корешок".
(на фланелеграфе – артикуляционный профиль звука [р]) Приложение 2
ГУ «СШ №33 Целиноградского района»
20172018 учебный годКонспект подгруппового занятия ФФН
Тасбулатова З.Р.
Назовите органы артикуляции (губы, зубы, язык)
Какие части языка вы знаете? (правый бок, левый бок, спинка, кончик, корешок, есть
связка – ниточка)
Молодцы, действительно у языка есть спинка, животик, боковые края, кончик, связка
ниточка.
Давайте приступим к гимнастике, разомнем свои языки.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: Лопата, Чашка, Грибок, Лошадка, Барабан, Ветерок на бугорках, Балалайка с
ветерком.
6. Уточнение положения органов артикуляции. Работа с профилем
Опишите артикуляцию звука [Р]:
губы и зубы (большая щель)
кончик языка (поднят и колеблется за зубами)
1.Закрепление правильного произношения изолированного звука [р]
Сделайте вдох и длительно произнесите звук [р] на выдохе (показ). Молодцы! Запомните,
чтобы произнести звук [Р], нужно раскрыть губы и зубы, кончик языка поставить за
верхние зубы на бугорки, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам и с
силой выдохнуть.
7.Игра «Угости Чебурашку»
Логопед – Чебурашка очень любит фрукты, заводим моторы, отправляемся в магазин за
фруктами. Дети «едут» по дорожкам пальчиком, произносят при этом [Р].
8.Автоматизация звука в слогах. Игра с использованием кубика с точками.
Давайте поиграем с кубиком. Нужно повторить столько раз слог, сколько точек выпадет
на кубике.
Слоги:
Ра, ро, ру, ры
Ар, ор, ур, ыр
Ара, оро, уру, ыра.
9. Автоматизация звука в словах
Игра «Летающие тарелки»
К нам летят гости. Называйте гостей.
Дети по очереди называют картинки (кролик Крош, барашек Бараш, ворон Каркарыч,
русалка, рыбка, крокодил Гена).
10 Игра «Что изменилось?»
Гости привезли подарки Чебурашке ( на столе ручка, карандаш, тетрадь, шар, пирамида).
Назовите предметы. Запомните, как они расположены. Одному из учеников предлагается
отвернуться, в это время предметы меняются местами.
ГУ «СШ №33 Целиноградского района»
20172018 учебный годКонспект подгруппового занятия ФФН
Тасбулатова З.Р.
Что изменилось?
11. Итог
1. Игра «Зажжем на небе звездочки» Приложение 7
Вот и встретили мы гостей, получили подарки, и наступил в нашей сказочной стране вечер.
Зажжем на небе звездочки?
Чтобы зажечь звезду нужно повторять стишки крокодила Гены, которые он сочинил, пока
летел к нам.
Рашрашраш Бараш
Ру – ру рурусалка
Рырырырыбка
Крокрокрокрокодил
КрокрокроКрош
КаркаркарКарыч
Дети повторяют по очереди чистоговорки и прикрепляют звездочки на небо.
Подведение итога – вручение памятных медалек.
ГУ «СШ №33 Целиноградского района»
20172018 учебный год