Данный материал можно использовать на логопедических занятиях по автоматизации звука Р.
Цели:
• Коррекционные:
o способствовать закреплению навыка правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, предложениях;
o развитие артикуляционной и мелкой моторики;
o способствовать развитию фонематического слуха;
o способствовать формированию навыка самоконтроля за собственной речью.
• Развивающие:
o способствовать расширению и активизации словаря;
o способствовать закреплению навыков фонематического анализа и синтеза;
o развитие артикуляционной моторики, координации речи с движением;
o развитие внимания, памяти, мышления.
• Воспитательные:
o способствовать развитию самоконтроля учащегося;
o - воспитывать умение внимательно слушать логопеда
o воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях
Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и в названиях картин
Цели:
Коррекционные:
o способствовать закреплению навыка правильного произношения звука «Р» в
слогах, словах, предложениях;
o развитие артикуляционной и мелкой моторики;
o способствовать развитию фонематического слуха;
o способствовать формированию навыка самоконтроля за собственной речью.
Развивающие:
o способствовать расширению и активизации словаря;
o способствовать закреплению навыков фонематического анализа и синтеза;
o развитие артикуляционной моторики, координации речи с движением;
o развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
o способствовать развитию самоконтроля учащегося;
o - воспитывать умение внимательно слушать логопеда
o воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях
Оборудование.
фигурки животных (корова, зебра, носорог, жираф);
сухой бассейн (из фасоли и гороха);
картинки;
зеркало;
компьютер.
Ход занятия1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Никита! Здравствуйте гости! Мы рады Вас видеть! Сегодня,
Никита, мы с тобой будем продолжать правильно и красиво произносить звук [р].
Для начала выполним речевую зарядку.
Мы сидим за партой стройно,
И ведем себя достойно.
Говорить мы будем внятно,
Чтобы было всем понятно.
Наши уши слушают и …(слышат), глаза смотрят и … (видят).
Затем выполняем артикуляционные упражнения «Грибок», «Лошадка», «Качели» (на
компьютере) ,смотрим в зеркало и выполняем.
Эмоциональный настрой
Логопед: Никита, ты, наверное, уже обратил внимание на шарики.. Они яркие, красивые.
Посмотри, один шарик взлетел вверх, а шарик не простой – волшебный.
На ниточке письмо
Интересно от кого?
Нет здесь адреса на нем?
Давай посмотрим, что же в нем?
Логопед открывает письмо:
Гости цирка приглашают,
Видеть нас, с тобой желают!
Будет скоро представление,
Нам с тобой на удивление!
.Дидактическое упражнение «Сложи картинку» .
Развитие целостного восприятия
Логопед: Никита, мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.
Логопед: Как ты думаешь, на чём можно поехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь,
на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинки машину)
Машина едет впередВ машине мотор ревет: рррр.
На чем мы поедем в цирк?
На машине.
Собери картинку – машину.
Ребенок собирает из частей картинки машину.
Как мотор ревет?
(Ребенок громко произносит звук [р]
Сегодня в цирк вместе с нами отправится звук Р, он будет тебе помогать.
Какой звук мы возьмем собой в цирк?
Звук Р.
Характеристика звука, акустикоартикуляционный образ звука [р].
Какой звук издает моторчик? Звук «р». Это твой любимый звук. Как мы правильно
произносим звук «Р» (Уточняем правильную артикуляцию звука «р», показываем
профиль) –Зубы приоткрыты, губы свободны. Куда мы ставим кончик языка? Кончик
языка ставит за верхние зубы и направляем струю воздуха, чтобы кончик языка дрожал.
Какая струя воздуха? Воздушная струя теплая, сильная. Какой звук «Р»? согласный или
гласный? При произнесении есть преграда? Есть , значит звук Р согласный. Горлышко у
нас дрожит, значит это звук звонкий. Да звук Р – согласный, звонкий.
Задание : «Найди профиль произношения звука Р» выставлются 3 профиля, надо найти
нужный профиль
Да, это звук Р. Звуки мы слышим и произносим. А видим и пишем – это буквы. Найди
букву Р из 5 букв .
Автоматизация звука в слогах.
1) в слогах. Упражнение «Эхо»
Представление начинается. Посмотри на арене цирка дрессированный попугай!
Нука, Никита, не зевай за попугаем эхом повторяй (Поизнесение слогов сопровождаем
движениями, соприкасаемся кончиками пальцев
РА – ра – рара
ру – Ру – ру – ру
ро–ро –ро РоРырырыры
РАРОРУРЫ
Что мы произносим? – Слоги.
Молодец!
Произнесение звука в словах.
Игра "Кто прячется в цирке?"
/Развитие фонематического восприятия./
Логопед:Никита, на арене выступает дрессировщик. Но животные от него
спрятались. Давай поможем найти их. Называя игрушку четко произноси звук
здесь спрятались животные. Давай найдем их.
Упражнение «Сухой бассейн»
Никита: корова, жираф, носорог, зебра.
Никита, ты кого видишь? Я вижу корову, я вижу жирафа, я вижу носорога, я вижу зебру.
Правильно, посмотри, Никита, кто здесь лишний? – Корова. – Правильно, а почему? –
Корова – это домашнее животное. – А остальные животные живут в наших лесах? – Нет,
Зебра, жираф, носорог – это животные, которые живут в жарких странах. Молодец!
Давай, Никита, мы подумаем : Корова – кто она моя или он мой? Корова – она моя.
Жираф …кто он мой или она моя?…Зебра ……Носорог …….А теперь посчитаем :
сколько коров? Одна. Показываем цифру 2 – здесь сколько – две коровы и.т.д. Жираф
также : 1,2,3.
Развитие фонематического слуха
Никита, сейчас внимательно слушай и если услышишь в слове звук Р, то хлопни в ладоши:
Арбуз, яблоко, груша, слива, апельсин, виноград, ананас. Правильно, Никита. А теперь
скажи, как можно назвать одним словом. –Фрукты.
Морковь, лук, баклажан, помидор, горох, тыква. – Как можно назвать одним словом эти
слова ? – Овощи. – Молодец, Никита. Никита, что мы сейчас с тобой делали? – Когда
слышали в слове звук Р, мы хлопали.
Давай, Никита, мы отдохнем:
Физкультминутка (в сочетании с движениями)
Ра –РаРаРа
Ро – ро – ророРу–ру –ру ру
Ры–ры –ры ры
Ар ар ар ар ар
Оророророр
Мы отдохнули с тобой, а теперь поиграем в игру «Большоймаленький»
Дидактическая игра «Большой – маленький»
(Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).
Логопед: На арене выступает фокусник. Он пытается показать фокус:
большие предметы превратить в маленькие. Давай мы с тобой попытаемся получить новые
слова.
Логопед: Большое ведро, а маленькое … ведёрко,
Ребенок образует существительные при этом четко проговаривает слова выделяя звук [р].
Большой помидор, а маленький …. помидорчик;
Большая коробка , а маленькая … коробочка;
Роза – …… розочка.
Молодец, Никита! Скажи, что ты делал? – мы «превращали» «большие» слова в
«маленькие».
Развитие звукового анализа
Цирковое представление продолжается. Перед нами собачки . они дают нам задание.: Три
корзины, в которые нужно класть картинки, в 1ую корзинку – кладем картинки, в которых
звук Р в начале, во 2ую – в середине, и т.д. Что мы делали? – Клали картинки в корзинки.
В 1ую корзинку ты какие картинки положил.
Логопед показывает картинки (ромашка,, рыба, рама, роза, корова, забор,
сорока,барабан, горох, топор, светофор, помидор , рак, сыр). Ребёнок называет
картину, определяет место звука в слове и помещает картинки в нужную корзинку.
Логопед:
Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ра – ра – ра – радуется детвора.
Ры – ры – ры – шары в руках у детворы.Ру – ру – ру – в цирке тигры, кенгуру.
Ра – ра – ра – до свидания, детвора.
Ра – ра – ра – артистам отдыхать пора.
Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом.
Итог занятия:
Логопед: Пора возвращаться в школу.Машина нас ждет, заводи мотор, мы отправляемся в
путь. Изолированное произношение звука [р].
Вот мы и на месте.
Никита, тебе понравилось наше занятие?Да.
А какой звук мы брали с собой в цирк? Какой звук стал любимым?
Никита: Звук [р].
Логопед: Правильно звук [р].
Молодец, Никита, ты сегодня старался на занятии.