Цели:
• Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [С].
• Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах и словах.
• Продолжать учить определению наличия и место звука в слове.
• Упражнять в правильном употреблении форм родительного падежа имен существительных.
• Продолжать учить подбирать однокоренные слова к слову «снег».
• Развивать целостное восприятие, внимание, память, мимическую и мелкую моторику.
Оборудование.
Игрушка-дразнилка «Снеговик»; разрезная картинка «Снеговик»; набор снежинок, набор парных предметных картинок со звуком С в названии (с изображением тучки или снежинки с обратной стороны); предметные картинки для определения места звука в слове; силуэтные изображения слона, куста и снеговика для упражнения «На что похож сугроб?»; лист бархатной бумаги; пиктограммы «Грусть», «Удивление» и «Радость»; белые шерстяные нитки для лучиков.
Автоматизация звука [С] в слогах и словах.
Цели:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [С].
Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах и словах.
Продолжать учить определению наличия и место звука в слове.
Упражнять в правильном употреблении форм родительного падежа
имен существительных.
Продолжать учить подбирать однокоренные слова к слову «снег».
Развивать целостное восприятие, внимание, память, мимическую и
мелкую моторику.
Оборудование.
Игрушкадразнилка «Снеговик»; разрезная картинка «Снеговик»;
набор
снежинок, набор парных предметных картинок со звуком С в названии (с
изображением тучки или снежинки с обратной стороны); предметные картинки для
определения места звука в слове; силуэтные изображения слона, куста и снеговика
для упражнения «На что похож сугроб?»; лист бархатной бумаги; пиктограммы
«Грусть», «Удивление» и «Радость»; белые шерстяные нитки для лучиков.
1. Организационный момент.
Л о г о п е д. Посмотри, ктото нам прислал письмо. Давай его прочитаем.
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Ты догадался от кого письмо?
Р е б е н о к. От снеговика.
Л о г о п е д. А вот и он сам, в окошко заглядывает и приглашает тебя на
прогулку.
2. Давай подразним снеговика. Улыбнись ему и покажи, какие у тебя ровные
зубки (упражнение «Забор»). А теперь покажи ему язычок плоский как лопата
(упражнение «Лопата»). Подуй на язычок, покажи снеговику, что с ветерком ты
очень дружишь (упражнение «Ветерок»). Убери язычок за зубки и покажи, какие
они у тебя чистые (упражнение «Почистим нижние зубки»).
3. А теперь оставь язычок за нижними зубами, сомкни зубы, улыбнись и пусти
ветерок (ребенок произносит: ссс). У тебя получился любимый звук снеговика.
Давай его послушаем.
Аудиозапись «Снег скрипит».Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси
звук [С] в конце каждого моего слова: ле…, но…, ква…, пылесо…, абрико…,
автобу…, анана…, голо..
Ребенок договаривает каждое слово со звуком [с] и при этом делает шаг.
4. Посмотри, как много снега! Давай поиграем в снежки. Слепи из снега
снежок и брось его подальше: ас!
Ребенок делает комок из ваты, бросает его и повторяет за логопедом слог.
Делай следующий снежок: ыс! (Аналогично обыгрываются слоги: ос, ус, эс,
ис).
Похрусти снежком и послушай, о чем он нам расскажет.
Искоискоиско – зимой солнце низко.
Аскааскааска – вокруг снега сказка.
Истоистоисто – снег все спрятал, чисто.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые ряды, после чего логопед
договаривает чистоговорку.
5. Посмотри, снег пошел, с неба снежинки падают. Попробуй их поймать, но
лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук [с].
Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима, сосульки…
6. Посмотри, снега стало намного больше! Из него можно еще одного
снеговика слепить.
Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик».
По ходу работы логопед задает вопросы: Кого ты слепил? (Снеговика); из
чего ты слепил снеговика? (Из снега); если снеговик из снега, значит он какой?
(Снежный).Снеговик решил с тобой поиграть. Он знает, что снег падает из тучки. Тебе
нужно к каждой тучке подобрать снежинку так, чтобы картинки на обратной
стороне подошли друг к другу, были парой.
Перед ребенком в два ряда лежат картинки: первый ряд – «тучки» –
картинки одного комплекта, второй ряд – «снежинки» –
картинки второго
комплекта. Если пара не получится, картинки нужно положить на место и место это
запомнить.
Пары: лиса – слон, кастрюля – сковорода, автобус – самолет, сыр – колбаса,
свитер – сарафан, самосвал – самокат.
Пары составлены. Лиса около кого? Самосвал около …, сыр около … и т.д.
Ребенок называет соответствующую картинку.
7. А снег все идет и идет. И знакомые нам предметы превратились в большие
сугробы. Посмотри внимательно, на что похожи эти сугробы?
Р е б е н о к. На куст, на слона, на снеговика.
Л о г о п е д. А под каким из трех сугробов прячутся эти предметы?
Произнеси название картинки и определи, где находится звук: в начале, конце или
середине слова? (Картинки: санки, самолет, весы, миска, глобус, автобус).
Спрячь картинку под нужный сугроб.
Ребенок выполняет.
8. Какая странная снежинка к тебе прилетела. Какая она?
Р е б е н о к. Грустная.
Л о г о п е д. Покажи, какая она грустная.
Р е б е н о к. Она грустная, потому что лучиков у нее мало, а ведь снежинка
должна быть лучистая, узорная.
Л о г о п е д. Но чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово –
слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть – это слово «снежинка».
Давай продолжим.
Комок из снега … (снежок).
Девочка из снега … (Снегурочка).
Человек из снега … (снеговик).
Баба из снега … (снежная баба).
Цветок, первым появляющийся изпод снега … (подснежник).
На каждое слово ребенок выкладывает ниточкилучики вокруг снежинки.
Увидела снежинка, как много у нее лучиков, и удивилась. Покажи, как она
удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажи, как.
Ребенок выполняет.
9. Итог занятия.
Л о г о п е д. Наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться. А
снежинку можно взять с собой? А почему нельзя?
Р е б е н о к. Растает.Логопед. Пусть она останется на улице, вместе со снеговиком. А развлекать
их будет звук, который тебе сегодня помогал на занятии. Что это за звук?
Р е б е н о к. Ссс.