Цели:
• Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах, словах и предложениях.
• Закрепить умение определять наличие и место звука [С] в словах.
• Упражнять в правильном употреблении обобщающих терминов.
• Продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
• Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику.
Оборудование:
Картинка или кукла Света; картинки с изображением детей; игрушка-дразнилка «Снеговик»; комплект предметных картинок (со звуком [С] в названии и без него); набор парных картинок; пунктирное изображение кастрюли; картинки «Снеговики».
Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
Цели:
Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах, словах и
предложениях.
Закрепить умение определять наличие и место звука [С] в словах.
Упражнять в правильном употреблении обобщающих терминов.
Продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику.
Оборудование:
Картинка или кукла Света; картинки с изображением детей; игрушка
дразнилка «Снеговик»; комплект предметных картинок (со звуком [С] в названии и
без него); набор парных картинок; пунктирное изображение кастрюли; картинки
«Снеговики».
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня мы познакомимся с девочкой Светой. Ей приснился сон,
как будто она подружилась со снеговиком, и они вместе играют.
2. Света и Снеговик весело улыбаются друг другу (упражнение «Улыбка»),
показывают зубки. У кого белее? (упражнение «Забор»). Бегают по снегу
(упражнение «Лопата»), прокладывают дорожки (упражнение «Желобок»),
катаются с ледяной горки (упражнение «Горка»). Весело Свете играть со
снеговиком (артикуляционная гимнастика с игрушкойдразнилкой «Снеговик»).
3. Утром Света проснулась и вспомнила про свой сон. Позвала друзей на
улицу гулять. Решили они слепить снеговика. Идут дети, а снег под ногами скрипит:
ссс.
Ребенок, поочередно прижимая ладошки к столу, произносит звук [С].
4. Стали дети лепить из снега комки.
Сасаса сысысы сэсэсэ
Ососос усусус ысысыс
Астаастааста аскааскааска асмаасмаасма
Этсээтсээтсэ уксууксууксу апсаапсаапса
Ребенок сжимает ладони и повторяет за логопедом слоговые ряды.
5. Большой получился ком, но он не катится. Решили дети убрать с него все
лишнее, чтобы ком получился круглый. (На столе разложены картинки в виде
большого кома.) Помоги Свете и ее друзьям, убери те картинки, в названии
которых нет звука [С].
Чтото слишком большой получился ком! Света предложила разделить его на
три кома поменьше. Слова со звуком [С] в начале пригодятся для одного кома,
слова со звуком в середине – для второго, а со звуком в конце – для третьего.
Помоги детям выполнить эту сложную работу.Ребенок раскладывает картинки по месту звука в слове.
Получилось три кома!
Картинки заменяются кругами разной величины.
6. Теперь эти комки очень крепко соедини. А для этого нужно все картинки
собрать парами так, чтобы слова в парах подходили друг другу:
Лиса – собака;
автобус – самолет;
Ребенок составляет пары, проговаривая каждое слово и называя каждую пару
стакан – кастрюля;
слива – абрикос.
сова – сорока;
стол – стул;
соответствующим обобщающим термином.
Проверим, крепко ли соединены между собой комки? Закрой глаза, я
переверну часть картинок. А тебе нужно будет их вспомнить и назвать.
(Переворачивает в каждой паре по одной картинке.)
Ребенок восстанавливает пары: около лисы была… (собака), самолет был
около… (автобуса) и т.д.
Снеговик получается очень крепким!
7. Что же можно надеть снеговику на голову? Обведи изображение по точкам
и предложи детям этот предмет. Так что же дети наденут на голову снеговику?
Ребенок. Кастрюлю.
Логопед. Снеговик получился очень высокий. Кто же наденет кастрюлю ему
на голову?
Первым пробует Саня, тянется. Помоги ему дотянуться: запомни и повтори
слова «снег» и «санки».
Ребенок запоминает на слух слова, проговаривает.
Не дотянулся! Пусть попробует Соня.
Саня: снег, санки.
Соня: снег, санки, сапоги.
Света: снег, санки, сапоги, автобус.
Костя: снег, санки, сапоги, автобус, насос.
Денис: снег, санки, сапоги, автобус, насос, снеговик.
Ребенок каждый раз повторяет все удлиняющуюся цепочку слов.
8. Кто смог надеть кастрюлю на голову снеговику? Ответь предложением.
Р е б е н о к. Кастрюлю снеговику смог надеть Денис.
Л о г о п е д. Из чего сделаем руки снеговику?
Р е б е н о к. Руки снеговику сделаем из веток.
Л о г о п е д. Что вставим снеговику вместо носа?
Р е б е н о к. Вместо носа снеговику вставим морковку.
Л о г о п е д. Из чего Света с друзьями слепили снеговика?
Р е б е н о к. Света с друзьями слепили снеговика из снега.
Л о г о п е д. Дети довольны своей работой, ходят вокруг снеговика,
приговаривают:
Снеговик, снеговик!
С детства к холоду привык.
Ты надел кастрюлю ловко,
Угольки – твои глаза,
Нос твой – красная морковка,
Твоя гордость и краса!Ребенок по одной строчке повторяет стихотворение за логопедом.
9. Долго дети были во дворе, слепили еще несколько снеговиков, а одного из
них Света слепила сама. Угадай, какого снеговика слепила Света: он не грустный,
на голове нет миски, а в руке нет зонтика. Запомни описание снеговика и повтори,
какой он. Какой снеговик
подходит к этому описанию?
10. Итог занятия.
Л о г о п е д. Дети замерзли во время прогулки, побежали домой греться. А
наше занятие подошло к концу. Ты сегодня познакомился со Светой и ее друзьями и
закреплял произнесение очень важного звука. Какого?
Р е б е н о к. Звука: ссс.