Цели:
• Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях.
• Учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте.
• Продолжать учить определять место звука [ш] в словах.
• Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм.
• Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
• Развивать память, мелкую моторику.
Оборудование:
Картинки-символы для артикуляционной гимнастики; фишки: квадраты, кружки; доски – полоски картона с предметными изображениями на одной стороне; игрушка гном; предметные картинки; пазлы «Лесная полянка».
1. Организационный момент.
дальней дорогой надо размяться.
Проводится артикуляционная гимнастика по картинкамсимволам: «Лопата», «Чашечка»,
«Фокус» – на воздушную струю, «Парус».
… .
2. Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмем звук
Ребенок узнает звук [ш] по беззвучной артикуляции и произносит его.
Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук [ш]. Каждый
шаг будем обозначать фишкой. (Медленно читает стихотворение.)
Ребенок каждое слово со звуком [ш] обозначает фишкойквадратом, выкладывая дорожку.
Для Мишуткималыша
Маша вяжет теплый шарф.
Шарф на шею он повяжет
И тихонько Маше скажет: «Спасибо!»
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях
Цели:
Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях.
Учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте.
Продолжать учить определять место звука [ш] в словах.
Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов
антонимов и уменьшительноласкательных форм.
Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
Развивать память, мелкую моторику.
Оборудование:
Картинкисимволы для артикуляционной гимнастики; фишки: квадраты, кружки;
доски – полоски картона с предметными изображениями на одной стороне; игрушка гном;
предметные картинки; пазлы «Лесная полянка».
1. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако перед
3. Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на
кочку, вот так: «аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа».
Ребенок пальчиками имитирует прыжки по кочкамкружочкам, разложенным на столе.
4. Подошли мы к речке, а моста нет, только доски какието лежат. (Раскладывает
на столе кучкой шесть картинок.) Давай разберем эти «доски», может, они нам
пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук [ш] в
начале слова, в центре – если звук [ш] в середине слова, а справа те картинки, в названии
которых звук [ш] в конце слова.
Ребенок раскладывает картинки«доски» в зависимости от места звука в слове.
А теперь построим мост. Выкладывает мост из этих «досок», к каждой картинке
подбирая слово: машина (какая?); петушок (какой?)…
Ребенок строит мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова. Логопед фиксирует
себе эти слова и затем переворачивает каждую картинку изображением вниз.
5. Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, если подберем
слова «наоборот».
Маленький – … большой.
Гладкий – … шершавый.
Узкий – … широкий.Плохой – … хороший.
6. А тут нас гномик Паша встречает. Он маленький и все предметы у него
маленькие.
У Паши не большая рубашка, а маленькая … .
У Паши не большая шапка, а маленькая … .
У Паши не большие шорты, а маленькие … .
У Паши не большой шар, а маленький … .
У Паши не большие уши, а маленькие … .
У Паши не большая машина, а маленькая … .
Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительноласкательной
форме.
7. Гномик привел нас на лесную полянку (Показывает сюжетную картинку с
пазлами), но все птицы разлетелись. Нужно их позвать, а для этого составить про нашего
Пашу предложения.
Ребенок составляет предложения по опорным словам. За каждое составленное предложение
логопед дает ребенку птицу, место которой нужно найти на картинкеполянке.
Паша, машина, мешки.
Паша, шарик, мишка.
Паша, каша, малыш.
Паша, подушка, карандаш.
Вот и вернулись птицы на свои места! Нам пора возвращаться. А вот и наш мостик.
Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил? Про
какую картинку ты говорил?..
Логопед поочередно перечисляет слова, которые подбирал ребенок. Тот, вспоминая
картинку, отвечает: «Я хорошо запомнил…» Картинка переворачивается для проверки
правильности ответа ребенка.
8. Итог занятия.
Л о г о п е д. Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал
нас в этом путешествии?
Р е б е н о к. Шшш.