Автор и герой в автобиографическом произведении К.Г. Паустовского "Повесть о жизни"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Автор и герой в автобиографическом произведении К.Г. Паустовского "Повесть о жизни" (анализ главы "Гардемарин") Целью урока является создание условий для: 1. формирования у учащихся понятий “автобиографическое произведение”, “герой произведения”, “автор” через анализ главы “Гардемарин” “Повести о жизни”; 2. развития умений анализа литературного и жизненного материалов, навыков выразительного осознанного чтения, работы в команде; 3. воспитания бережного отношения к слову, к искусству слова, воспитание через ознакомление с биографией К.Г.Паустовского. Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебная доска, рабочая тетрадь. Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы проведения урока: эвристический, объяснительно-иллюстративный, технология критического мышления, ИКТ. Тип урока: урок изучения нового материала. Время проведения: 1 академический час (45 минут).
Иконка файла материала Автор и герой.doc
Автор и герой в автобиографическом произведении К.Г. Паустовского "Повесть о жизни" (анализ главы "Гардемарин") Целью урока является создание условий для: 1. формирования у учащихся понятий “автобиографическое произведение”, “герой произведения”, “автор”  через анализ главы “Гардемарин” “Повести о жизни”; 2. развития умений анализа литературного и жизненного материалов, навыков выразительного  осознанного чтения, работы в команде; 3. воспитания бережного отношения к слову, к искусству слова, воспитание через ознакомление с  биографией К.Г.Паустовского. Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  учебная доска, рабочая тетрадь. Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы проведения урока: эвристический, объяснительно­иллюстративный, технология критического  мышления, ИКТ. Тип урока: урок изучения нового материала. Время проведения: 1 академический час (45 минут). Ход урока I. Стадия вызова. 1. Вступительное слово учителя. Педагог акцентирует внимание ребят на том, что подбор произведений, которые они изучают в 6 классе,  позволяет представить жизнь их сверстников, представленную разными авторами. 2. Мозговой штурм. Задание 1. Назовите черты характера литературных персонажей, ваших ровесников. На данном этапе принимаются все версии и фиксируются учителем на доске. Задание 2. Выделите из перечисленных те качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы. Что, как вам кажется, сближает вас и литературных героев? Почему это происходит? Какое произведение мы можем назвать автобиографическим? 3. Целеполагание. Учитель предлагает ученикам самостоятельно определить тему занятия и цели, затем происходит сопоставление  предложенных вариантов с вариантом учителя. II. Стадия осмысления. 1. Знакомство с автором произведения, которому посвящено занятие. 2. Работа с текстом. Чтение “со стопами” и комментированное.Учитель перед чтением каждого из отрывков просит ребят подумать над тем, чему может быть посвящена та или  иная часть текста, а после ознакомления сравнить предполагаемый вариант с имеющимся литературным  материалом. – Глава называется “Гардемарин”, как вы думаете, кто такой гардемарин? Почему автор назвал эту главу  именно так? Учащиеся высказывают свои предположения, принимаются все версии. “Гардемарин” 1 этап. …Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал “Остров сокровищ” Стивенсона. Сестра Галя сидела  рядом и тоже читала. Ее летняя шляпа с зелеными лентами лежала на скамейке. Ветер шевелил ленты. Галя была близорукая, очень доверчивая, и вывести ее из добродушного состояния было почти невозможно. Утром прошел дождь, но сейчас над нами блистало чистое небо весны. Только с сирени слетали запоздалые  капли дождя. Девочка с бантами в волосах остановилась против нас и начала прыгать через веревочку. Она мне мешала  читать. Я потряс сирень. Маленький дождь шумно посыпался на девочку и на Галю. Девочка показала мне язык  и убежала, а Галя стряхнула с книги капли дождя и продолжала читать. И вот в эту минуту я увидел человека, который надолго отравил меня мечтами о несбыточном моем будущем. – Совпали ли первоначальные версии? Узнали мы, кто такой гардемарин? С кем мы познакомились? О  чём пойдёт речь дальше? 2 этап. По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на  лакированном поясе. Черные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в  черном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму. В сухопутном Киеве, где мы почти не видели моряков, это был пришелец из далекого легендарного мира  крылатых кораблей, фрегата “Паллада”, из мира всех океанов, морей, всех портовых городов, всех ветров и всех очарований, какие связаны были с живописным трудом мореплавателей. Старинный палаш с чёрным эфесом как  будто появился в Мариинском парке со страниц Стивенсона. Гардемарин прошел мимо, хрустя по песку. Я поднялся и пошел за ним. Галя по близорукости не заметила моего  исчезновения. – Верными были наши предположения? Кто такой гардемарин? Что такое фрегат, эфес? Что нового  узнали о герое? О чём пойдёт речь дальше? 3 этап. Вся моя мечта о море воплотилась в этом человеке. Я часто воображал себе моря, туманные и золотые от  вечернего штиля, далекие плаванья, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп, за стеклами  иллюминатора. Боже мой, если бы кто­нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины,  отбитой от старого якоря! Я бы хранил его, как драгоценность. Гардемарин оглянулся. На черной ленточке его бескозырки я прочел загадочное слово: “Азимут”. Позже я узнал, что так назывался учебный корабль Балтийского флота. Я шел за ним по Елизаветинской улице, потом по Институтской и Николаевской. Гардемарин изящно и небрежно  отдавал честь пехотным офицерам. Мне было стыдно перед ним за этих мешковатых киевских вояк. Несколько  раз гардемарин оглядывался, а на углу Меринговской остановился и подозвал меня. – Что верного в наших предположениях? Что такое азимут? О чём мечтал герой? Чем закончится встреча с гардемарином? 4 этап. – Мальчик, – спросил он насмешливо, – почему вы тащились за мной на буксире?Я покраснел и ничего не ответил. – Все ясно: он мечтает быть моряком, – догадался гардемарин, говоря почему­то обо мне в третьем лице. – Я близорукий, – ответил я упавшим голосом. Гардемарин положил мне на плечо худую руку: – Дойдем до Крещатика. Мы пошли рядом. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки  гардемарина. На Крещатике гардемарин зашел со мной в кофейную Семадени, заказал две порции фисташкового мороженого  и два стакана воды. Нам подали мороженое на маленький трехногий столик из мрамора. Он был очень холодный  и весь исписан цифрами: у Семадени собирались биржевые дельцы и подсчитывали на столиках свои прибыли и убытки. Мы молча съели мороженое. Гардемарин достал из бумажника фотографию великолепного корвета с парусной  оснасткой и широкой трубой и протянул мне: – Возьмите на память. Это мой корабль. Я ходил на нем в Ливерпуль. Он крепко пожал мне руку и ушел. Я посидел еще немного, пока на меня не начали оглядываться потные соседи  в канотье. Тогда я неловко вышел и побежал в Мариинский парк. Скамейка была пуста. Галя ушла. Я догадался,  что гардемарин меня пожалел, и впервые узнал, что жалость оставляет в душе горький осадок. – Что собой представляет корвет? Какой вывод делает герой после разговора с гардемарином? Могли  ли мы предвидеть подобный исход? Как это характеризует героя? Какие могут последствия встречи,  кроме горького вывода? 5 этап. После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. Я рвался к морю. Первый раз я видел  его мельком в Новороссийске, куда ездил на несколько дней с отцом. Но этого было недостаточно. Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские  городки, мысы, острова, устья рек. Я придумал сложную игру. Я составил длинный список пароходов со звучными именами: “Полярная звезда”,  “Вальтер Скотт”, “Хинган”, “Сириус”. Список этот разбухал с каждым днем. Я был владельцем самого большого  флота в мире. Конечно, я сидел у себя в пароходной конторе, в дыму сигар, среди пестрых плакатов и расписаний. Широкие  окна выходили, естественно, на набережную. Желтые мачты пароходов торчали около самых окон, а за стенами  шумели добродушные вязы. Пароходный дым развязно влетал в окна, смешиваясь с запахом гнилого рассола и  новеньких, веселых рогож. Я придумал список удивительных рейсов для своих пароходов. Не было самого забытого уголка земли, куда бы  они ни заходили. Они посещали даже остров Тристан д’Акунью. Я снимал пароходы с одного рейса и посылал на другой. Я следил за плаваньем своих кораблей и безошибочно  знал, где сегодня “Адмирал Истомин”, а где “Летучий голландец”: “Истомин” грузит бананы в Сингапуре, а  “Летучий голландец” разгружает муку на Фарерских островах. Для того чтобы руководить таким обширным пароходным предприятием, мне понадобилось много знаний. Я  зачитывался путеводителями, судовыми справочниками и всем, что имело хотя бы отдаленное касательство к  морю. Тогда впервые я услышал от мамы слово “менингит”. – Он дойдет бог знает до чего со своими играми, – сказала однажды мама. – Как бы все это не кончилось  менингитом. Я слышал, что менингит – это болезнь мальчиков, которые слишком рано научились читать. Поэтому я только  усмехнулся на мамины страхи.Все окончилось тем, что родители решили поехать всей семьей на лето к морю. Теперь я догадываюсь, что мама надеялась вылечить меня этой поездкой от чрезмерного увлечения морем. Она  думала, что я буду, как это всегда бывает, разочарован от непосредственного столкновения с тем, к чему я так  страстно стремился в мечтах. И она была права, но только отчасти. – Совпали ли наши первоначальные представления о содержании и герое произведения? Что мы  узнали о главном герое? 3. Работа с таблицей ассоциаций в группах. Задание. Заполните графы таблицы, посвящённые герою произведения. Представьте результаты в устной и  письменной форме.   меч ты увлечен ия черты  характера зву ки цветовая  гамма герой   автор                   III. Стадия рефлексии. 1. Анализ результатов работы групп. 2. Работа с синквейном о К.Г.Паустовском. Задание. 1. Прослушайте синквейн о К. Г. Паустовском. 2. Заполните графы таблицы, посвящённые писателю. 3. Опираясь на данные таблицы, ответьте на вопрос: “Можем ли мы назвать “Повесть о жизни”  автобиографическим произведением?” 4. Домашнее задание. Подготовьте сообщение на тему: “Автор и герой автобиографического произведения” или  проиллюстрируйте понравившийся эпизод из главы “Гардемарин”.

Посмотрите также