Автор и герой в автобиографическом произведении К.Г. Паустовского "Повесть о жизни" (анализ главы "Гардемарин")
Целью урока является создание условий для:
1. формирования у учащихся понятий “автобиографическое произведение”, “герой произведения”, “автор” через анализ главы “Гардемарин” “Повести о жизни”;
2. развития умений анализа литературного и жизненного материалов, навыков выразительного осознанного чтения, работы в команде;
3. воспитания бережного отношения к слову, к искусству слова, воспитание через ознакомление с биографией К.Г.Паустовского.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебная доска, рабочая тетрадь.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы проведения урока: эвристический, объяснительно-иллюстративный, технология критического мышления, ИКТ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Время проведения: 1 академический час (45 минут).
Автор и герой в автобиографическом произведении
К.Г. Паустовского "Повесть о жизни" (анализ главы
"Гардемарин")
Целью урока является создание условий для:
1. формирования у учащихся понятий “автобиографическое произведение”, “герой произведения”, “автор”
через анализ главы “Гардемарин” “Повести о жизни”;
2. развития умений анализа литературного и жизненного материалов, навыков выразительного
осознанного чтения, работы в команде;
3. воспитания бережного отношения к слову, к искусству слова, воспитание через ознакомление с
биографией К.Г.Паустовского.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,
учебная доска, рабочая тетрадь.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы проведения урока: эвристический, объяснительноиллюстративный, технология критического
мышления, ИКТ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Время проведения: 1 академический час (45 минут).
Ход урока
I. Стадия вызова.
1. Вступительное слово учителя.
Педагог акцентирует внимание ребят на том, что подбор произведений, которые они изучают в 6 классе,
позволяет представить жизнь их сверстников, представленную разными авторами.
2. Мозговой штурм.
Задание 1.
Назовите черты характера литературных персонажей, ваших ровесников.
На данном этапе принимаются все версии и фиксируются учителем на доске.
Задание 2.
Выделите из перечисленных те качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы.
Что, как вам кажется, сближает вас и литературных героев? Почему это происходит?
Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
3. Целеполагание.
Учитель предлагает ученикам самостоятельно определить тему занятия и цели, затем происходит сопоставление
предложенных вариантов с вариантом учителя.
II. Стадия осмысления.
1. Знакомство с автором произведения, которому посвящено занятие.
2. Работа с текстом. Чтение “со стопами” и комментированное.Учитель перед чтением каждого из отрывков просит ребят подумать над тем, чему может быть посвящена та или
иная часть текста, а после ознакомления сравнить предполагаемый вариант с имеющимся литературным
материалом.
– Глава называется “Гардемарин”, как вы думаете, кто такой гардемарин? Почему автор назвал эту главу
именно так?
Учащиеся высказывают свои предположения, принимаются все версии.
“Гардемарин”
1 этап.
…Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал “Остров сокровищ” Стивенсона. Сестра Галя сидела
рядом и тоже читала. Ее летняя шляпа с зелеными лентами лежала на скамейке. Ветер шевелил ленты.
Галя была близорукая, очень доверчивая, и вывести ее из добродушного состояния было почти невозможно.
Утром прошел дождь, но сейчас над нами блистало чистое небо весны. Только с сирени слетали запоздалые
капли дождя.
Девочка с бантами в волосах остановилась против нас и начала прыгать через веревочку. Она мне мешала
читать. Я потряс сирень. Маленький дождь шумно посыпался на девочку и на Галю. Девочка показала мне язык
и убежала, а Галя стряхнула с книги капли дождя и продолжала читать.
И вот в эту минуту я увидел человека, который надолго отравил меня мечтами о несбыточном моем будущем.
– Совпали ли первоначальные версии? Узнали мы, кто такой гардемарин? С кем мы познакомились? О
чём пойдёт речь дальше?
2 этап.
По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на
лакированном поясе. Черные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в
черном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму.
В сухопутном Киеве, где мы почти не видели моряков, это был пришелец из далекого легендарного мира
крылатых кораблей, фрегата “Паллада”, из мира всех океанов, морей, всех портовых городов, всех ветров и всех
очарований, какие связаны были с живописным трудом мореплавателей. Старинный палаш с чёрным эфесом как
будто появился в Мариинском парке со страниц Стивенсона.
Гардемарин прошел мимо, хрустя по песку. Я поднялся и пошел за ним. Галя по близорукости не заметила моего
исчезновения.
– Верными были наши предположения? Кто такой гардемарин? Что такое фрегат, эфес? Что нового
узнали о герое? О чём пойдёт речь дальше?
3 этап.
Вся моя мечта о море воплотилась в этом человеке. Я часто воображал себе моря, туманные и золотые от
вечернего штиля, далекие плаванья, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп, за стеклами
иллюминатора. Боже мой, если бы ктонибудь догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины,
отбитой от старого якоря! Я бы хранил его, как драгоценность.
Гардемарин оглянулся. На черной ленточке его бескозырки я прочел загадочное слово: “Азимут”. Позже я узнал,
что так назывался учебный корабль Балтийского флота.
Я шел за ним по Елизаветинской улице, потом по Институтской и Николаевской. Гардемарин изящно и небрежно
отдавал честь пехотным офицерам. Мне было стыдно перед ним за этих мешковатых киевских вояк. Несколько
раз гардемарин оглядывался, а на углу Меринговской остановился и подозвал меня.
– Что верного в наших предположениях? Что такое азимут? О чём мечтал герой? Чем закончится встреча
с гардемарином?
4 этап.
– Мальчик, – спросил он насмешливо, – почему вы тащились за мной на буксире?Я покраснел и ничего не ответил.
– Все ясно: он мечтает быть моряком, – догадался гардемарин, говоря почемуто обо мне в третьем лице.
– Я близорукий, – ответил я упавшим голосом.
Гардемарин положил мне на плечо худую руку:
– Дойдем до Крещатика.
Мы пошли рядом. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки
гардемарина.
На Крещатике гардемарин зашел со мной в кофейную Семадени, заказал две порции фисташкового мороженого
и два стакана воды. Нам подали мороженое на маленький трехногий столик из мрамора. Он был очень холодный
и весь исписан цифрами: у Семадени собирались биржевые дельцы и подсчитывали на столиках свои прибыли и
убытки.
Мы молча съели мороженое. Гардемарин достал из бумажника фотографию великолепного корвета с парусной
оснасткой и широкой трубой и протянул мне:
– Возьмите на память. Это мой корабль. Я ходил на нем в Ливерпуль.
Он крепко пожал мне руку и ушел. Я посидел еще немного, пока на меня не начали оглядываться потные соседи
в канотье. Тогда я неловко вышел и побежал в Мариинский парк. Скамейка была пуста. Галя ушла. Я догадался,
что гардемарин меня пожалел, и впервые узнал, что жалость оставляет в душе горький осадок.
– Что собой представляет корвет? Какой вывод делает герой после разговора с гардемарином? Могли
ли мы предвидеть подобный исход? Как это характеризует героя? Какие могут последствия встречи,
кроме горького вывода?
5 этап.
После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. Я рвался к морю. Первый раз я видел
его мельком в Новороссийске, куда ездил на несколько дней с отцом. Но этого было недостаточно.
Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские
городки, мысы, острова, устья рек.
Я придумал сложную игру. Я составил длинный список пароходов со звучными именами: “Полярная звезда”,
“Вальтер Скотт”, “Хинган”, “Сириус”. Список этот разбухал с каждым днем. Я был владельцем самого большого
флота в мире.
Конечно, я сидел у себя в пароходной конторе, в дыму сигар, среди пестрых плакатов и расписаний. Широкие
окна выходили, естественно, на набережную. Желтые мачты пароходов торчали около самых окон, а за стенами
шумели добродушные вязы. Пароходный дым развязно влетал в окна, смешиваясь с запахом гнилого рассола и
новеньких, веселых рогож.
Я придумал список удивительных рейсов для своих пароходов. Не было самого забытого уголка земли, куда бы
они ни заходили. Они посещали даже остров Тристан д’Акунью.
Я снимал пароходы с одного рейса и посылал на другой. Я следил за плаваньем своих кораблей и безошибочно
знал, где сегодня “Адмирал Истомин”, а где “Летучий голландец”: “Истомин” грузит бананы в Сингапуре, а
“Летучий голландец” разгружает муку на Фарерских островах.
Для того чтобы руководить таким обширным пароходным предприятием, мне понадобилось много знаний. Я
зачитывался путеводителями, судовыми справочниками и всем, что имело хотя бы отдаленное касательство к
морю.
Тогда впервые я услышал от мамы слово “менингит”.
– Он дойдет бог знает до чего со своими играми, – сказала однажды мама. – Как бы все это не кончилось
менингитом.
Я слышал, что менингит – это болезнь мальчиков, которые слишком рано научились читать. Поэтому я только
усмехнулся на мамины страхи.Все окончилось тем, что родители решили поехать всей семьей на лето к морю.
Теперь я догадываюсь, что мама надеялась вылечить меня этой поездкой от чрезмерного увлечения морем. Она
думала, что я буду, как это всегда бывает, разочарован от непосредственного столкновения с тем, к чему я так
страстно стремился в мечтах. И она была права, но только отчасти.
– Совпали ли наши первоначальные представления о содержании и герое произведения? Что мы
узнали о главном герое?
3. Работа с таблицей ассоциаций в группах.
Задание.
Заполните графы таблицы, посвящённые герою произведения. Представьте результаты в устной и
письменной форме.
меч
ты
увлечен
ия
черты
характера
зву
ки
цветовая
гамма
герой
автор
III. Стадия рефлексии.
1. Анализ результатов работы групп.
2. Работа с синквейном о К.Г.Паустовском.
Задание.
1. Прослушайте синквейн о К. Г. Паустовском.
2. Заполните графы таблицы, посвящённые писателю.
3. Опираясь на данные таблицы, ответьте на вопрос: “Можем ли мы назвать “Повесть о жизни”
автобиографическим произведением?”
4. Домашнее задание.
Подготовьте сообщение на тему: “Автор и герой автобиографического произведения” или
проиллюстрируйте понравившийся эпизод из главы “Гардемарин”.