Авторская разработка мастерской на тему "Жанры инструментальной музыки" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие соответствует разделу программы по музыке в 5 классах "Музыка и литература" авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Иконка файла материала Жанры инструментальной музыки -разработка занятия 5 кл..doc

Конспект занятия – мастерской.

Тема:         «Жанры инструментальной музыки», в рамках раздела «Музыка и литература» - 5 класс.

Цель: познакомить с жанром иллюстраций в различных видах искусства на примере анализа музыкальных иллюстраций Г Свиридова к повести А. Пушкина «Метель».

 Тип.               Изучение нового материала.

Жанр.            Комбинированный.

Вид.               Мастерская по построению знаний и развитию творческих способностей.

Задачи:         1. познакомить обучащихся с творчеством композитора Г. Свиридова; 

                       2. научить находить взаимодействия между музыкой, литературой и  

                       изобразительным  искусством на основе вновь приобретенных знаний;

                       3. развивать умения эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое           

                        содержание литературы и музыки;

4.совершенствовать умения самовыражения средствам изобразительного искусства;

5.развивать творческое воображение в процессе  контроля своих ощущений, ассоциаций в  момент звучания музыки  и отображение их в творческой работе средствами изобразительного искусства;

                       6.воспитывать и любовь к  Родине и интерес к изучению её культурного наследия

                       7.через организацию групповых форм работы формировать способности

                коллективного взаимодействия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Музыкальный ряд: 1. «Весна. Осень»-музыкальная иллюстрация Г. Свиридова к повести А.

                                         Пушкина «Метель»;

Оборудование: приложение №1 –раздаточный материал, приложение  №2 – образец; приложение  № 3  – краткая информация о произведении; приложение №4 – мелодический рисунок произведения.

Организационный момент: приветствие, посадка в группы по 6 человек.

Ход занятия

1.    Индуктор – постановка проблемы.

Вступительное слово учителя.

- Предлагаем сегодня творческую работу  в мастерской, которая посвящена теме «Жанры инструментальной музыки»

Поможет созданию вашей творческой работы, конечно же музыка, которую нам с вами совместными усилиями необходимо сегодня прочувствовать, ощутить  и понять.

Предлагаем вопросы для анализа музыки: 1.Высказать своё мнение о музыке; 2.Определить количество образов и их характер; 3.Определить ход развития музыки.

Слушание пьесы «Весна и  осень»

2.    Самоактуализация.  Анализ музыки (индивид. высказывания ребят).

3.    Социоконструкция.  

Дидактическая игра «Подбери определения к музыке» (приложение №1),  в результате которой дети должны разложить определения в группы, обсудить данные варианты  и сравнить их с предложенным образцом (приложение №2)

Промежуточный вывод учителя по анализу музыки детьми.

- музыка представлена одним образом т. к  чётко прослушивается одна и та же мелодия, но в двух разных настроениях, противоположных  характеров.

4. Социоконструкция. - Настало время открыть тайну этого произведения. А помогут нам в этом информационные распечатки, которые вам предстоит сейчас изучить по группам и приготовить ответы на вопрос, который соответствует вашей информации (приложение №3)

5. Социализация.

План анализа текста и презентации:

       1.  Цель создания  музыкального произведения;                  

       2. Название и автор  произведения;

       3. Дайте название данной симфонической пьесе;

       4. Основное содержание муз. иллюстрации «Весна и осень»;

       5. Вторая жизнь музыкального произведения;  

       6. Содержание повести Пушкина «Метель». Почему произведение имеет такое

        название?

       7. Понятие музыкальная иллюстрация.

 

              Приложение 1. Раздаточный материал для игры «Подбери определения к музыке»

СВЕТЛО

ЛЕГКО

ПОЗИТИВНО

МЕЧТАТЕЛЬНО

ИЗЯЩНО

НАПЕВНО

ТОНКО

ГРАЦИОЗНО

МРАЧНО

БЕЗНАДЁЖНО

ЗАДУМЧИВО

ТОСКЛИВО

Приложение 2. Образец игры.

Первая часть

Обе части

Вторая часть

СВЕТЛО

НАПЕВНО

МРАЧНО

ЛЕГКО

ТОНКО

ТОСКЛИВО

МЕЧТАТЕЛЬНО

ГРАЦИОЗНО

ЗАДУМЧИВО

ПОЗИТИВНО

ИЗЯЩНО

БЕЗНАДЁЖНО

МАЖОРНО

ХРУПКО

МИНОРНО

 

Приложение 3. Раздаточный материал. Краткая информация о музыкальном произведении.   

1.Основой для создания музыки данного произведения  послужило обращение к советскому, русскому композитору  Г. В. Свиридову в 1994 году артиста и кинорежиссёра В. Басова, приступившего к съёмкам кинофильма по повести А. Пушкина «Метель». По сюжету повести именно метель, вмешалась в планы влюблённых и в результате полностью изменила судьбы 3 - х человек, которым свойственно было мечтать, любить, ожидать, страдать и надеяться.

2.Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) родился в Курской губернии в семье почтового служащего. Окончил  Курскую муз. школу, Ленинградский муз. техникум и Ленинградскую муз. консерваторию.  В 19 лет принят в Союз композиторов СССР. За популяризацию русской музыки  Свиридову присуждена Большая премия французской музыкальной академии, за заслуги перед Отечеством награждался высокими государственными наградами и премиями.

3.В своей музыке композитор 20-го века  исходил из интонаций, бытовавших в начале 19 века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Теперь эти  интонации имели более глубокий смысл. Яркость и убедительность образов музыки Г. Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в концертном зале в инструментальном исполнении, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет.    

4.Г.Свиридов, написавший отдельные музыкальные эпизоды для кинофильма, составил сюиту («последовательность») под названием «Метель» по сюжету повести А. Пушкина. Сюита состоит из девяти музыкальных иллюстраций – симфонических пьес: Тройка, Пастораль, Вальс, Венчание, Марш, Весна и осень, Романс, Отзвуки вальса, Зимняя дорога, каждая из которых дополняет содержание литературного произведения.

5.Игра света и тени мажорного и минорного ладов, тембровая окраска инструментов (флейта, скрипка)  в номере   “Весна и осень” не только  описывает состояние  природы, но и душевные переживания действующих лиц повести А. Пушкин «Метель». Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Весеннее чувство любви  Марии к Владимиру, сменилось осенью  на чувство потери и печальных воспоминаний о прошедшем.

6. Понятие «иллюстрация» характерно для многих видов искусства. В литературе - это изображение, написанное словами и выраженное интонацией. В художественное деятельности – это картина, созданная изобразительными средствами (цвет, штрих) и  увиденная глазами. В музыке – это образ, созданный музыкой и увиденный внутренним зрением, представленный, прочувствованный сердцем слушателя.

План анализа текста:

1.  Цель, предпосылки создания  музыкального произведения;                  

2.  Автор музыки

3. Особенность музыки данного произведения.

4. Жанр, название и составные части произведения;

5.Основное содержание  прослушанной муз. иллюстрации.

6.Понятие «иллюстрация».

 

Приложение 4. Раздаточный материал. Мелодический рисунок произведения.

 

1.

2.