Конспект занятия – мастерской.
Тема: «Жанры инструментальной музыки», в рамках раздела «Музыка и литература» - 5 класс.
Цель: познакомить с жанром иллюстраций в различных видах искусства на примере анализа музыкальных иллюстраций Г Свиридова к повести А. Пушкина «Метель».
Тип. Изучение нового материала.
Жанр. Комбинированный.
Вид. Мастерская по построению знаний и развитию творческих способностей.
Задачи: 1. познакомить обучащихся с творчеством композитора Г. Свиридова;
2. научить находить взаимодействия между музыкой, литературой и
изобразительным искусством на основе вновь приобретенных знаний;
3. развивать умения эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое
содержание литературы и музыки;
4.совершенствовать умения самовыражения средствам изобразительного искусства;
5.развивать творческое воображение в процессе контроля своих ощущений, ассоциаций в момент звучания музыки и отображение их в творческой работе средствами изобразительного искусства;
6.воспитывать и любовь к Родине и интерес к изучению её культурного наследия
7.через организацию групповых форм работы формировать способности
коллективного взаимодействия.
Музыкальный ряд: 1. «Весна. Осень»-музыкальная иллюстрация Г. Свиридова к повести А.
Пушкина «Метель»;
Оборудование: приложение №1 –раздаточный материал, приложение №2 – образец; приложение № 3 – краткая информация о произведении; приложение №4 – мелодический рисунок произведения.
Организационный момент: приветствие, посадка в группы по 6 человек.
Ход занятия
1. Индуктор – постановка проблемы.
Вступительное слово учителя.
- Предлагаем сегодня творческую работу в мастерской, которая посвящена теме «Жанры инструментальной музыки»
Поможет созданию вашей творческой работы, конечно же музыка, которую нам с вами совместными усилиями необходимо сегодня прочувствовать, ощутить и понять.
Предлагаем вопросы для анализа музыки: 1.Высказать своё мнение о музыке; 2.Определить количество образов и их характер; 3.Определить ход развития музыки.
Слушание пьесы «Весна и осень»
2. Самоактуализация. Анализ музыки (индивид. высказывания ребят).
3. Социоконструкция.
Дидактическая игра «Подбери определения к музыке» (приложение №1), в результате которой дети должны разложить определения в группы, обсудить данные варианты и сравнить их с предложенным образцом (приложение №2)
Промежуточный вывод учителя по анализу музыки детьми.
- музыка представлена одним образом т. к чётко прослушивается одна и та же мелодия, но в двух разных настроениях, противоположных характеров.
4. Социоконструкция. - Настало время открыть тайну этого произведения. А помогут нам в этом информационные распечатки, которые вам предстоит сейчас изучить по группам и приготовить ответы на вопрос, который соответствует вашей информации (приложение №3)
5. Социализация.
План анализа текста и презентации:
1. Цель создания музыкального произведения;
2. Название и автор произведения;
3. Дайте название данной симфонической пьесе;
4. Основное содержание муз. иллюстрации «Весна и осень»;
5. Вторая жизнь музыкального произведения;
6. Содержание повести Пушкина «Метель». Почему произведение имеет такое
название?
7. Понятие музыкальная иллюстрация.
Приложение 1. Раздаточный материал для игры «Подбери определения к музыке»
СВЕТЛО
ЛЕГКО
ПОЗИТИВНО
МЕЧТАТЕЛЬНО
ИЗЯЩНО
НАПЕВНО
ТОНКО
ГРАЦИОЗНО
МРАЧНО
БЕЗНАДЁЖНО
ЗАДУМЧИВО
ТОСКЛИВО
Приложение 2. Образец игры.
Первая часть |
Обе части |
Вторая часть |
СВЕТЛО |
НАПЕВНО |
МРАЧНО |
ЛЕГКО |
ТОНКО |
ТОСКЛИВО |
МЕЧТАТЕЛЬНО |
ГРАЦИОЗНО |
ЗАДУМЧИВО |
ПОЗИТИВНО |
ИЗЯЩНО |
БЕЗНАДЁЖНО |
МАЖОРНО |
ХРУПКО |
МИНОРНО |
Приложение 3. Раздаточный материал. Краткая информация о музыкальном произведении.
1.Основой для создания музыки данного произведения послужило обращение к советскому, русскому композитору Г. В. Свиридову в 1994 году артиста и кинорежиссёра В. Басова, приступившего к съёмкам кинофильма по повести А. Пушкина «Метель». По сюжету повести именно метель, вмешалась в планы влюблённых и в результате полностью изменила судьбы 3 - х человек, которым свойственно было мечтать, любить, ожидать, страдать и надеяться.
2.Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) родился в Курской губернии в семье почтового служащего. Окончил Курскую муз. школу, Ленинградский муз. техникум и Ленинградскую муз. консерваторию. В 19 лет принят в Союз композиторов СССР. За популяризацию русской музыки Свиридову присуждена Большая премия французской музыкальной академии, за заслуги перед Отечеством награждался высокими государственными наградами и премиями.
3.В своей музыке композитор 20-го века исходил из интонаций, бытовавших в начале 19 века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Теперь эти интонации имели более глубокий смысл. Яркость и убедительность образов музыки Г. Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в концертном зале в инструментальном исполнении, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет.
4.Г.Свиридов, написавший отдельные музыкальные эпизоды для кинофильма, составил сюиту («последовательность») под названием «Метель» по сюжету повести А. Пушкина. Сюита состоит из девяти музыкальных иллюстраций – симфонических пьес: Тройка, Пастораль, Вальс, Венчание, Марш, Весна и осень, Романс, Отзвуки вальса, Зимняя дорога, каждая из которых дополняет содержание литературного произведения.
5.Игра света и тени мажорного и минорного ладов, тембровая окраска инструментов (флейта, скрипка) в номере “Весна и осень” не только описывает состояние природы, но и душевные переживания действующих лиц повести А. Пушкин «Метель». Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Весеннее чувство любви Марии к Владимиру, сменилось осенью на чувство потери и печальных воспоминаний о прошедшем.
6. Понятие «иллюстрация» характерно для многих видов искусства. В литературе - это изображение, написанное словами и выраженное интонацией. В художественное деятельности – это картина, созданная изобразительными средствами (цвет, штрих) и увиденная глазами. В музыке – это образ, созданный музыкой и увиденный внутренним зрением, представленный, прочувствованный сердцем слушателя.
План анализа текста:
1. Цель, предпосылки создания музыкального произведения;
2. Автор музыки
3. Особенность музыки данного произведения.
4. Жанр, название и составные части произведения;
5.Основное содержание прослушанной муз. иллюстрации.
6.Понятие «иллюстрация».
Приложение 4. Раздаточный материал. Мелодический рисунок произведения.
1.
2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.