Цель урока - познакомить учеников с понятием авторской песни. Задачи: рассказать о «поэтическом буме» шестидесятых годов; познакомить учащихся с особенностями бардовской песни. Один из ярких представителей бардовского движения того времени - Б. Ш. Окуджава. Поэтому в контексте урока будут звучать его песни.Цель урока - познакомить учеников с понятием авторской песни. Задачи: рассказать о «поэтическом буме» шестидесятых годов; познакомить учащихся с особенностями бардовской песни. Один из ярких представителей бардовского движения того времени - Б. Ш. Окуджава. Поэтому в контексте урока будут звучать его песни.
Урок по творчеству Б. Окуджавы.doc
Авторская песня
Цель урока познакомить учеников с понятием авторской песни.
Задачи: 1) рассказать о «поэтическом буме» шестидесятых годов;
2) познакомить учащихся с особенностями бардовской песни.
Шестидесятые годы... Время "оттепели", "поэтического бума". Чем поэзия поражала
воображение? Неофициальностью, нежеланием приспосабливаться к существующим
обстоятельствам. Она формулировала новые жизненные принципы, мыслила со своим
слушателем, читателем, была средством воздействия, магнетизма, ораторским искусством
и камерным, интимным, изящным, музыкальным творчеством. Стихи читали везде: в залах
институтов, на улицах, в библиотеках, в книжных магазинах... То, что было написано на
бумаге, становилось творчеством публичным, открытым, массовым. Поэты становились
артистами эстрады, их знали, любили, помнили... А если стихи, обладающие глубоким
смыслом, соединялись с музыкой? Это был фурор! Песни запоминались, пелись в
дружеских компаниях, на вечерах, у костра, под гитару... Дух романтики, всеединства
творчества, любви захватывал сердца слушателей, помогал жить и выживать в трудных
обстоятельствах, успокаивал и в тоже время заставлял думать, сочувствовать,
переживать, не давал замыкаться, зачерстветь душам многих людей, звал вперед, к новым
открытиям...
Таково творчество Б.Окуджавы, одного из самых лиричных, романтичных авторов
исполнителей... ( Звучит песня "Возьмемся за руки, друзья»)
Слова запоминаются надолго, постоянно "крутятся" в голове вместе с нежной, доброй,
пробирающей до слез мелодией... Сколько силы, мужества, верности, нежности,
романтизма, лиричности! Они "будоражат" душу, заставляют задуматься над
происходящим... Особенно интересны стихи об «арбатском братстве». Поэтому цель
наших уроков рассмотреть стихи об Арбате, показать цельность этого мира и его
всеединство, простоту, душевную открытость, отзывчивость, показать, как меняется
ощущение "арбатского братства" у лирического героя.
Ведь стихи об Арбате это особый мир, где человек чувствует себя рыцарем, несущим
миру нежность, любовь, доверие, чуткость души, теплоту... Поэтому эта тема, тема
открытости, доброты, незачерствения сердца актуальна в наш технократический век,
когда человек живет в своем обособленном мире, забыв про общение с другим человеком,
проводит все дни у компьютера, заменившим друзей, живую доверительную, задушевную
беседу...
А что происходит вокруг? К сожалению, люди забыли о человечности, понимании,
всепрощении. Их поглотила жажда наживы, потребления... Отсюда постоянная спешка,
суета, серость похожих друг на друга дней, которые не радуют, давят, убивают
творчество. Но людям надо очнуться от сердечной спячки, стряхнуть будничность дней,
задуматься над происходящим, чтобы "не пропасть поодиночке", впустить в свое
потухшее сердце лучики добра, справедливости и надежды. И в этом поможет зовущая к
душевности, любви, доверию авторская песня и творчество Б.Окуджавы.
Авторская песня… Как возникла она, что означает этот термин… Попробуем найти
ответ на эти вопросы.
Поэтический «бум» времен «оттепели», всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой «авторской песни». Название это условно и
подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора
стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в «авторской песне» является
стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения. Поэтому
словесная сторона принадлежит области художественной литературы. Авторская песня
стала общественным движением 50 90х годов 20 века, существует она и сегодня. Но
пиком развития стали годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне
чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу
времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по смыслу,
заложенному в стихотворный текст. Это песни Б.Окуджавы, А.Городницкого, А. Галича,
Н. Матвеевой, Ю. Визбора, Е.Клячкина, В.Высоцкого, Ю.Кима и многих других. (Звучат
песни Б.Окуджавы «Пожелание друзьям», В. Высоцкого « Он не вернулся из боя»). Они
поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических
экспедициях, в неформальной обстановке. Эта «неформальность» авторской песни и
составляет главную притягательную силу. Она обращена к каждому, она про каждого,
поэтому ее индивидуальность не противоречит массовости. Массовость появилась в
сформировавшемся стихийноцелом движении авторской песни: проводились слеты и
фестивали, возникали клубы авторской или самодеятельной песни. Многие стали
пробовать себя в качестве авторов, находив, таким образом, способ самовыражения, не
претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской
песни сделало лучшие ее образцы поистине народными авторов часто не помнили,
несколько изменялся, «обкатывался» текст. Все эти признаки делают авторскую песню
близкой к городскому фольклору. ( Звучит песня Ю.Визбора «Милая моя»)
В наши дни продолжает существовать такое явление, как авторская песня. Это одно
из зеркал, отражающих историю нашей страны, отечественной культуры. Талантливые
произведения бардов мало кого оставляют равнодушными, они помогают ощутить
сочетание тихого, настоящего поэтического. Бард поэт, музыкант, исполнитель
собственных песен. Бардовская песня это еще и литературное произведение,
стихотворение со своим настроением, лирическими героями, сквозными образами…
(Звучит песня И.Слуцкого «За победу!») Современное возникновение этого направления в
отечественном искусстве приходится на конец 50х годов. Этот период истории
отличается некоторой демократизацией! Когда продолжали создаваться гигантские
полотна, воспевающие строительство коммунизма, с другой появилось поколение
художников, чей взгляд был обращен во внутренний мир современника, на его стремление
к романтическим идеалам, неприятие серых будней. Эти люди и явились «новыми»
поэтами, соединившими воедино стихи и музыку, их стали называть «бардами». Впрочем,
ее стали называть еще и студенческой, и туристической, и самодеятельной, и авторской
поэзией. Зазвучав с небольших площадок, бардовские произведения быстро нашли отклик
в человеческих душах. Они подкупали своей искренностью и глубиной чувств, идущих от
сердца автора. Бардов принято делить на три поколения 40х, 50х, 60 х,70х, 80х… И
все же самые яркие годы для авторской песни это 50 60е годы: они дали больше всего
имен и песен, чем все последующие.
В 60е годы появилось новое направление в авторской песне: пришли те, которые не
писали стихи, а использовали для создания песен чужие.
Т.Максимов: «Пишу сразу же после концерта, снимавшегося в студенческой аудитории.
Очень взволнован. Даже включил телевизор не стал смотреть футбольный матч, хотя
страстный болельщик. Просто не хочется больше ничего боюсь, не пропало бы впечатление той душевной встревоженности, которое вызвало искусство бардовской
песни. Только оно способно выразить сокровенное». Именно это время подарило нам
первоклассных поэтов бардов, как М.Анчаров, Н.Матвеева, Б.Окуджава, Ю.Визбор,
Ю.Ким и многие другие. (Звучит песня Ю.Визбора «Домбайский вальс»)
Итак, синтез поэзии и музыки… Что же доминирует в авторских произведениях:
мелодия или стихи?
Музыка в произведении бардов откровенно подчинена содержанию. О таком пении
замечательно сказал Л.Толстой в романе «Война и мир», в главе охоты в имении Ростовых
в Отрадном: «Дядюшка пел так, как поет народ, с тем убеждением, что в песне все
значение заключается только в словах, что напев так только для складу. Он, этот
бессознательный напев, как бывает напев птицы, у дядюшки был необычно хорош…».
В городе Полевском около 15 лет проводится фестиваль авторской песни,
посвященный Ю.Визбору, в области продолжается стройотрядовское движение,
благодаря которому в начале августа под Сухим Логом проходит конкурс
самодеятельной песни «Знаменка». Бардовская песня живет в контексте мировой
культуры и множеством нитей связана с литературой различных стран и эпох. Одной из
этих нитей является всесоюзный фестиваль «Возьмемся за руки, друзья!». В 1980 году
появляется Грушинский фестиваль под Самарой, в котором принимают участие 75
городов и 86 участников.
Авторская это наиболее независимая, наиболее интеллигентная песня. Как явление
она отнюдь не умирает, напротив, успешно развивается, имеет сегодняшних новых
лидеров, таких как А.Башлачев, В.Берковский, А.Дольский, В.Зенчук, О.Митяев, Татьяна
и Сергей Никитины, А.Новиков, А.Розенбаум, Г.Хомчик, А.Васин… (Звучат песни
С.Никитина «Маленький трубач» и А.Розебаума «Мотел, Мотеле…»)
Итак, авторская песня – это прежде всего стихи (а не текст) под музыкальный
аккомпанемент. Хорошие стихи, которые можно читать про себя, как вообще стихи, и
декламировать вслух. Мелодия сопровождает их, делает доступнее, углубляет сущность
благодаря гитаре. Когда берёшь её в руки, она подпевает и учится, тоже учится подпевать
голосу. Гитара подстраивается к нему сама, а потом голос к ней...
Поэтому быть автором – исполнителем – значит стать артистом, уметь находить связь
с другими людьми, писать стихи, музыку, быть высокохудожественным человеком.
(Звучит песня Б.Окуджавы «Живописцы»)
Домашнее задание: рассказать о происхождении бардовской песни.
Авторская песня
Авторская песня
Авторская песня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.