Авторская песня "Обыкновенное чудо" Булата Окуджавы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторская песня "Обыкновенное чудо" Булата Окуджавы Цели урока: • Образовательние: познакомить учащихся с авторской песней на примере творчества Б. Окуджавы. • Развивающие: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над анализом лирического стихотворения. • Воспитательные: использовать силу воздействия авторской песни на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма Наглядные пособия, оборудование: мультимедийный проектор, компьютерный класс . Формы работы на уроке: • групповая • парная • индивидуальная
Иконка файла материала Авторская песня Обыкновенное чудо.doc
Авторская песня "Обыкновенное чудо" Булата Окуджавы Цели урока:  Образовательние: познакомить учащихся с авторской песней на примере  творчества Б. Окуджавы.  Развивающие: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над  анализом лирического стихотворения. Воспитательные: использовать силу воздействия  авторской песни на формирование личности учащихся,  их нравственных убеждений, патриотизма  Наглядные пособия, оборудование: мультимедийный проектор, компьютерный класс . Формы работы на уроке:    групповая парная индивидуальная 1.Организационная часть ХОД УРОКА – Добрый день, ребята, садитесь. В тетрадях записываем  число, классная работа .Я рада вас видеть сегодня и  надеюсь, что у нас с вами получится интересный и плодотворный урок. Каждый пишет , что  он слышит, Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить… – О ком поет автор? (О себе и о каждом из нас) – Что необычного в  такой  манере исполнения? (Он не исполняет, не выступает, а беседует, разговаривает). – Автор наставляет, поучает или доверительно беседует? – Как вы считаете, что важнее в этой песне: текст, музыка или манера исполнения? (Единство) – Как называется такая манера  исполнения , когда важны и доверительные интонации,  и текст, и музыка, и  манера исполнения автора. Автор доверяет нам самое сокровенное. (Авторская) – Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Появляется слайд с темой урока: «Авторская песня». 2. Цели урока Как вы считаете, каковы цели сегодняшнего урока? Чем мы с вами будем заниматься? 3. Слово учителя. Беседа с классом – Авторскую песню еще называют бардовской. Какие имена бардов вам знакомы? Булат Окуджава, Ю.Визбор,  В.Высоцкий, Ю.Кукин, А.Городницкий, Ю.Ким, А.Галич, Н.Матвеева, Е.Клячкин, М.Ангаров, Арон Крупп,  Л.Семаков… – Случайно ли многоточие? – Существует ли сегодня авторская песня? – А в нашем городе? Приведите примеры. – Кто знает, когда появилась авторская песня? Обратимся к энциклопедии КиМ. Авторская песня стала  общественным  движением 50­90 годов20 века, существует она и сегодня. Но пиком  развития стали именно   годы «оттепели», когда в противовес  официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела   песни  «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по  мелодии и глубокие по смыслу, заложенному  в стихотворный текст.  – Что характерно для бардовской песни? (Запись  в тетрадь) Вспомните ваши ответы  в начале урока.     обращенность к каждому человеку; отличительная манера исполнения; важность текста, где текст и музыка нераздельны, музыка является метафорой. искренность; правдивость;  – И мы сегодня попробуем в этом убедиться. 4 . Входной тест по теории литературы – Сейчас проведем небольшую тестовую работу, позволяющую проверить ваши теоретические знания, которые  пригодятся вам при анализе стихотворений. На  рабочем столе найдите папку под названием «Тестер».  Зарегистрируйтесь, выставьте отметку в ОЛ.  1. Идея художественного произведения – А) главная мысль, определяющая  содержание произведения; Б) круг вопросов, отображенных в произведении. 2. Символ – А) усьловный знак, образ; Б) течение в литературе конца XIX начала ХХ века. 3. Эпитет – это ... А) художественное  определение; Б) перенос на основе сходства. 4. Метафора – это … А) художественное определение; Б) скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова. 5. Лирический герой – А) форма выявления творческой позиции автора; Б) главный герой произведения. 6. Тема  произведения – А) главная мысль, определяющая  содержание произведения; Б) круг вопросов, отображенных в произведении. –  Кто справился без ошибок?  Молодцы! У кого одна, две ошибки? Результаты не забудьте внести в ОЛ 5. Обращение к творчеству Б.Окуджавы – Одним из наиболее ярких представителей бардовской песни стал со второй половины 50­х годов  Булат  Шалвович Окуджава ( 1924–1997) , песня которого сейчас прозвучала. – Что вы знаете о нем? Обратимся в к энциклопедии КиМ. А мне хотелось бы добавить, что Окуджаву называют  Поэтом Печали, Чеховым ХХ века. Окуджаве принадлежат более 800 стихотворений, около 200. песен.  Совершенно необычными звучат   слова и интонации: «часовые любви», «подлая война», «ваше величество  женщина», «мне надо на кого­нибудь молиться». Но дело даже не в отдельных необычных образах, дело в том,  что сами эти песни были совсем другие. 6. Групповая работа – Насколько другие,   мы с вами сегодня и выясним, познакомившись  с ними.  Работать вы будете в группах. У  каждой группы свое задание и свое стихотворение, на рабочем столе найдите файл «Карточка»(Приложение  1), откройте его, прочтите внимательно задание, обратите внимание на текстовый документ и презентации. В  презентации – иллюстративный материал, в вордовском документе­ тексты стихотворений.   Начинайте   работать. Время работы – 6 минут. Хранители времени следят за временем, художники подбирают иллюстрации, ораторы выступают, секретари  выставляют отметку за работу в группе. (Время выступления  – 3 мин.) Оценочный лист  по теме «Авторская песня. «Обыкновенное чудо» Булата Окуджавы» ФИ_____________________________________________________________________________1 Входной тест 2 Наиболее понравившаяся  презентация. 4 Самооценка за урок 3 Оценка группы 4 Оценка учителя   №       7. Выступления представителей групп (по 2 мин.) – Отмечайте понравившиеся презентации. Будьте внимательны по отношению друг к другу. 8. Подведение итогов выступлений – Каковы же темы поэзии? За что называют Поэтом Печали, Чеховым ХХ века? Чьи традиции в русской  литературе продолжает? 9. Подведение итогов,  выставление отметок 10. Домашнее задание Мини­сочинение «Какие мысли и  ощущения возникли у меня во время чтения стихов Окуджавы». 11. Рефлексия – Какие мысли и ощущения возникли у вас во время сегодняшнего урока , выразите их, закончив предложения.  Метод незаконченных предложений:  Мне понравилось….  Я понял, что…  Я научился… 12. Заключительное слово учителя – Когда умирает поэт, говорят, что он уходит. Но это мы уходим. Уходим  все дальше от поэта, друг от друга. И  мне кажется, что именно искренняя авторская песня поможет выжить в сегодняшние нелегкие времена

Посмотрите также