Авторская песня "Обыкновенное чудо" Булата Окуджавы
Цели урока:
• Образовательние: познакомить учащихся с авторской песней на примере творчества Б. Окуджавы.
• Развивающие: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над анализом лирического стихотворения.
• Воспитательные: использовать силу воздействия авторской песни на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма
Наглядные пособия, оборудование: мультимедийный проектор, компьютерный класс .
Формы работы на уроке:
• групповая
• парная
• индивидуальная
Авторская песня "Обыкновенное чудо" Булата
Окуджавы
Цели урока:
Образовательние: познакомить учащихся с авторской песней на примере творчества Б. Окуджавы.
Развивающие: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного
сознания учащихся; продолжить работу над анализом лирического стихотворения.
Воспитательные: использовать силу воздействия авторской песни на формирование личности учащихся,
их нравственных убеждений, патриотизма
Наглядные пособия, оборудование: мультимедийный проектор, компьютерный класс .
Формы работы на уроке:
групповая
парная
индивидуальная
1.Организационная часть
ХОД УРОКА
– Добрый день, ребята, садитесь. В тетрадях записываем число, классная работа .Я рада вас видеть сегодня и
надеюсь, что у нас с вами получится интересный и плодотворный урок.
Каждый пишет , что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
– О ком поет автор? (О себе и о каждом из нас)
– Что необычного в такой манере исполнения? (Он не исполняет, не выступает, а беседует, разговаривает).
– Автор наставляет, поучает или доверительно беседует?
– Как вы считаете, что важнее в этой песне: текст, музыка или манера исполнения? (Единство)
– Как называется такая манера исполнения , когда важны и доверительные интонации, и текст, и музыка, и
манера исполнения автора. Автор доверяет нам самое сокровенное. (Авторская)
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Появляется слайд с темой урока: «Авторская песня».
2. Цели урока
Как вы считаете, каковы цели сегодняшнего урока? Чем мы с вами будем заниматься?
3. Слово учителя. Беседа с классом
– Авторскую песню еще называют бардовской. Какие имена бардов вам знакомы? Булат Окуджава, Ю.Визбор,
В.Высоцкий, Ю.Кукин, А.Городницкий, Ю.Ким, А.Галич, Н.Матвеева, Е.Клячкин, М.Ангаров, Арон Крупп,
Л.Семаков…
– Случайно ли многоточие?
– Существует ли сегодня авторская песня?
– А в нашем городе? Приведите примеры.
– Кто знает, когда появилась авторская песня? Обратимся к энциклопедии КиМ. Авторская песня стала
общественным движением 5090 годов20 века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно
годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни
«неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по
мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст.
– Что характерно для бардовской песни? (Запись в тетрадь) Вспомните ваши ответы в начале урока.
обращенность к каждому человеку;
отличительная манера исполнения;
важность текста, где текст и музыка нераздельны, музыка является метафорой.
искренность;
правдивость;
– И мы сегодня попробуем в этом убедиться.
4 . Входной тест по теории литературы
– Сейчас проведем небольшую тестовую работу, позволяющую проверить ваши теоретические знания, которые
пригодятся вам при анализе стихотворений. На рабочем столе найдите папку под названием «Тестер».
Зарегистрируйтесь, выставьте отметку в ОЛ.
1. Идея художественного произведения –
А) главная мысль, определяющая содержание произведения;
Б) круг вопросов, отображенных в произведении.
2. Символ –
А) усьловный знак, образ;
Б) течение в литературе конца XIX начала ХХ века.
3. Эпитет – это ...
А) художественное определение;
Б) перенос на основе сходства.
4. Метафора – это …
А) художественное определение;
Б) скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова.
5. Лирический герой –
А) форма выявления творческой позиции автора;
Б) главный герой произведения.
6. Тема произведения –
А) главная мысль, определяющая содержание произведения;
Б) круг вопросов, отображенных в произведении.
– Кто справился без ошибок? Молодцы! У кого одна, две ошибки? Результаты не забудьте внести в ОЛ
5. Обращение к творчеству Б.Окуджавы
– Одним из наиболее ярких представителей бардовской песни стал со второй половины 50х годов Булат
Шалвович Окуджава ( 1924–1997) , песня которого сейчас прозвучала.
– Что вы знаете о нем? Обратимся в к энциклопедии КиМ. А мне хотелось бы добавить, что Окуджаву называют
Поэтом Печали, Чеховым ХХ века. Окуджаве принадлежат более 800 стихотворений, около 200. песен.
Совершенно необычными звучат слова и интонации: «часовые любви», «подлая война», «ваше величество
женщина», «мне надо на когонибудь молиться». Но дело даже не в отдельных необычных образах, дело в том,
что сами эти песни были совсем другие.
6. Групповая работа
– Насколько другие, мы с вами сегодня и выясним, познакомившись с ними. Работать вы будете в группах. У
каждой группы свое задание и свое стихотворение, на рабочем столе найдите файл «Карточка»(Приложение
1), откройте его, прочтите внимательно задание, обратите внимание на текстовый документ и презентации. В
презентации – иллюстративный материал, в вордовском документе тексты стихотворений. Начинайте
работать. Время работы – 6 минут.
Хранители времени следят за временем, художники подбирают иллюстрации, ораторы выступают, секретари
выставляют отметку за работу в группе. (Время выступления – 3 мин.)
Оценочный лист по теме «Авторская песня. «Обыкновенное чудо» Булата Окуджавы»
ФИ_____________________________________________________________________________1 Входной тест
2
Наиболее понравившаяся
презентация.
4 Самооценка за урок
3 Оценка группы
4 Оценка учителя
№
7. Выступления представителей групп (по 2 мин.)
– Отмечайте понравившиеся презентации. Будьте внимательны по отношению друг к другу.
8. Подведение итогов выступлений
– Каковы же темы поэзии? За что называют Поэтом Печали, Чеховым ХХ века? Чьи традиции в русской
литературе продолжает?
9. Подведение итогов, выставление отметок
10. Домашнее задание
Минисочинение «Какие мысли и ощущения возникли у меня во время чтения стихов Окуджавы».
11. Рефлексия
– Какие мысли и ощущения возникли у вас во время сегодняшнего урока , выразите их, закончив предложения.
Метод незаконченных предложений:
Мне понравилось….
Я понял, что…
Я научился…
12. Заключительное слово учителя
– Когда умирает поэт, говорят, что он уходит. Но это мы уходим. Уходим все дальше от поэта, друг от друга. И
мне кажется, что именно искренняя авторская песня поможет выжить в сегодняшние нелегкие времена