Цель программы: формирование и развитие у воспитанников чувство принадлежности к обществу, в котором они живут; развитие любознательности, познавательных интересов; воспитание патриотических качеств личности. Задачи:формировать нравственную культуру воспитанников, способствовать развитию коммуникативных умений; создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность; развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.
Рассмотрена: Утверждаю:
Педсовет № директор МКОУ»Детский дом «Надежда»
______________Мимбаева Л.А.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей сирот и детей оставшихся без попечения
родителей «Детский дом «Надежда»
Программа по
воспитательной
работе
«Мир, в
котором Я
живу»Вид программы : авторская.
Продолжительность программы 4
года.
Возраст детей : 5 -10 лет.
Автор
программы : Кадочникова
Татьяна Ивановна
Цель
Программы:
формирование и развитие
у воспитанников чувства
принадлежности к
обществу, в котором они
живут, умения заявлять и
отстаивать свою точку
зрения;
развитие
любознательности,
познавательныхинтересов, творческих
способностей;
помощь детям в
адекватном выражении
своего «Я»
воспитание
патриотических качеств
личности в соответствии с
моделью“Гражданина -
патриота России”.
Задачи Программы:
формировать
нравственную культуру
воспитанников; способствовать развитию
коммуникативных
умений, доброты и
взаимопонимания в
семье-группе;
создавать условия для
сохранения и укрепления
здоровья детей; вести
пропаганду здорового
образа жизни;
воспитывать
гармоничную,
всесторонне развитую
личность;
развивать у детей
интерес к совместному
время провождению,самоуважение и
взаимоуважение.
Основные направления
работы:
1. «Я, моя семья-
группа, мои
друзья»;
2. «Я и мой край
родной»;
3. «Я и мой
интеллект»;4. «Я и мое
здоровье».
Направление «Я, моя
семья, мои друзья»
Цель деятельности
воспитателя:
Воспитывать у
детей ценить своих
родных и близких,
дорожить дружбой. Организация и
совместное
проведение досуга
детей.
Создание
благоприятной
атмосферы
общения,
направленной на
преодоление
конфликтных
ситуаций в
процессе
воспитания.Беседы
«Моя любимая мамочка»;
«Мамины руки не знают скуки»;
«Почему меня так назвали»;
«Мои бабушка и дедушка»;
«Как образовалась моя семья»;
«Как росли мои бабушка и дедушка»;
«Как растили мои бабушки дедушки моих родителей»;
«Что означает моя фамилия»;
«Воспетое народом материнство»;
Ролевая игра «Ежели вы вежливы»;
«Почему я непослушен»
«Что умеют бабушкины руки»;
«Старость – это всегда слабость»;
«У кого будет мое отчество»
«Что такое честь фамилии»;
«Я –будущая надежда семьи»;
«Семейное древо»;
«Кто были мои предки»
Конкурсы
«Даниламастер» (работа с природным материалом)Конкурс рисунков «Моя семья»
«Маленькая хозяюшка»;
«Рыцарский турнир»;
Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и школа»
Конкурс рисунков и творческих работ «Профессии наших родителей»;
Конкурс чтецов на заданную тему
Конкурс красоты и очарования;
«А и сильные и могучие богатыри на славной Руси»;
Инсценирование народных сказок
Праздники
«Давайте познакомимся»;
Праздник мам;
Праздник ко Дню защитника Отечества
«Род, родные, Родина»;
«При солнышке тепло, при матери добро»;
Семейный праздник «Веселые старты»
«Мама, папа и я – спортивная семья»;
«Масленица»;
«Что за день 8 Марта!»
«И вот он дом, в котором мы живем»;
«Фабрика звезд» (Выпускной)Направление «Я и
мой край родной»
Цель деятельности
воспитателя:
Научить детей
интересоваться историей
своего края, места, где
они живут приобщаться к
духовным и националь-
ным традициям.
Воспитание личности с
богатым духовным,
социально-нравственным
потенциалом. Воспитание достойного
гражданина своей
страны.
Беседы
«Не ломайте веточку»;
«Осенний лист – краса природы»;
Классный час «Синичкин день»;
«Красота природы моей местности»;
«Чем славится моя станица»
«Растения – составная часть природного окружения человека»;
«Не нарушайте тишину»;
«Красная книга моего края»;
«Мой город»
«В лесу родилась елочка»;
«Земля – наш общий дом»;
«Мое место в природе»;
«Красная книга»;
«Этот удивительный мир животных»;«Как прекрасен этот мир, посмотри!»
Конкурсы
Конкурс загадок «Алфавит»;
Конкурс рисунков о природе
Конкурс поделок из природного материала
Конкурс загадок «Вопросы Деда Всеведа»;
Конкурс рисунков и творческих работ «Природа глазами детей»;
Конкурс тематических листовок и плакатов «Охрана растений и животных»;
«Вода – эликсир жизни» (викторина);
«Веселая рыбалка» (конкурс загадок на экологическую тему)
Конкурс сочинений на экологическую тему;
Олимпиада «Земля – наш общий дом»;
Конкурс чтецов «Россия –наша Родина»;
Праздники
Утренник «Осенний листопад»
Праздник урожая
Праздник цветов
Литературно –музыкальный праздник «Родина любимая моя»;
Праздник «Золотая осень»Направление «Я и
мой интеллект»
Цель деятельности
воспитателя:
Выявление и развитие
индивидуальных
творческих задатков и
способностей детей;
Учить детей эффективно
проявлять своиинтеллектуальные
умения в окружающей
среде.
Выработка жизненных
ценностей, понимания
добра и зла, смысла
жизни.
Беседы
Урок гражданственности «Я – гражданин России»;
«Москва – столица нашей Родины»;
«Почему учатся в школе?»;
«Книги –наши друзья»;
«Дорогая моя столица…»
«Флаги России»;«Пионеры герои»;
«Правила дорожные знать каждому положено»;
«Покорение луны и Марса»
Что празднуют 1Мая.
«Откуда есть пошла земля русская»;
«Герои России»;
Экскурсия в музей;
«5 минут у карты»;
Встреча с детьми войны;
Что такое «патриотизм»?;
«Знаем ли мы себя?»;
Экскурсия
Конкурсы
Конкурс рисунков на военную тематику;
Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;
Конкурс загадок различной направленности;
Конкурс рисунков «Святые заступники Руси»;
Викторина «Крестикинолики»;
Конкурс загадок на заданную тематику;
Конкурс рисунков на военную тематику;
Игра –аукцион «История гимна, герба и флага России»;Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;
Конкурс рисунков и сочинений «Святые заступники Руси»;
Конкурс плакатов «Я против войны;
Изготовление макета на военную тему»;
Конкурс чтецов «Широка страна моя родная»;
Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;
Конкурс рисунков и сочинений «Святые заступники Руси»
Праздники
«Учебный день, которого нет в расписании»
Праздник чая;
Праздник Азбуки
«По страницам любимых сказок»
«Как мне милы родные звуки» (музыкальная гостиная)
Вечер памяти, посвященный Дню Победы;
Выставка «Быт наших предков»Направление «Я и
мое здоровье»
Цель деятельности
воспитателя: Развитие духовных
и физических воз-
можностей
личности
Формирование
прочных основ
нравственного и
здорового образа
жизни.
Беседы
«Телевизор в жизни ребенка»;
«О необходимости соблюдения гигиены»;
«Как правильно одеваться, чтобы не заболеть»
«Дружи с водой;
«О здоровом сне»;
«Спорт –это залог здоровья»;Беседа с врачом «Как быть здоровым»;
«Вредные привычки»;
«Курить или жить»
«О медицинских профессиях»;
«О вредных привычках»;
«Как уберечься от насилия»;
Беседа с врачом «Уроки Мойдодыра»
«Режим дня в жизни школьника»;
Встреча с врачом педиатром «О вредных привычках»;
«Если хочешь быть здоров закаляйся»;
«Анри Дюнан –основатель Красного Креста»
Конкурсы
«Загадки от доктора Пилюлькина»;
Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье»
Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье»
«Какие лекарственные растения ты знаешь»;
Конкурс рисунков, листовок на тему «Мое здоровье»
Конкурс рисунков, листовок и плакатов на тему «Мое здоровье»;
Конкурс плакатов «Международное движение Красного Креста и Красного
Полумесяца»
Праздники
«Как настроение?»«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Веселый урок о здоровье (предметно –тематический праздник)
Предметно –тематический праздник «Отчего мы иногда болеем»
Индивидуальная
воспитанниками
работа с1. Индивидуальные беседы
«Почему я опоздал на урок?».
«Я обидел девочку».
«Об опрятности и аккуратности».
«Тишина на уроке»
2. Подготовка к конкурсам и выставкамЗаконы исти
ны.
Закон №1. Дорожите любовью ребёнка. Помните, от любви до
ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон №2. Не унижайте ребёнка. Унижая его самого, вы
формируете у него умение и навык унижения, который он сможет
использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что
ими будете вы.
Закон №3. Не угрожайте ребёнку. Угрозы взрослого порождают
ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.
Закон №4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка дух
бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется
попробовать, не забывайте об этом.
Закон №5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без
опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно
стать большим.Закон №6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать
меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон №7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над
своими слабостями, разрешайте ребёнку смеяться вместе с вами.
УЧИТЕ РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем
если над ним будут смеяться другие.
Закон №8. Не читайте ребёнку бесконечные нотации, он их просто
не слышит!
Закон №9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях.
Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон №10. Не лишайте ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему
возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном.
Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть
попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность
ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет
продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться
серьёзными последствиями!
Закон №11. Помните, что самое большое счастье видеть
состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам
успехов!Актив группы
Лидер:
Помощники лидера:
Физ. организатор:
Хозяйственники:
Библиотекари:
Цветоводы:Законы, по
которым
мы живем
1. Е слова и дела
Д
2.И дружбы и товарищества
Н
3. С чести и совестиТ
4. В заботы и милосердия
О
Циклограмма
мероприятий по обеспечению жизни и здоровья
воспитанников.
Цель данных мероприятий: формирование потребности в здоровом
образе жизни,
развитие у воспитанников чувства ответственности за собственную
безопасность
Месяц
Мероприятие
Задачи
сентябрь
Азбука дорожного движения.
Дорога в школу и домойФормировать и развивать у воспитанников целостное восприятие окружающей
дорожной среды
Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой
Что такое режим дня?
Познакомить воспитанников с понятием «режим дня»
Формировать у воспитанников культуру сохранения и совершенствования
собственного здоровья
октябрь
Кого называют пешеходом, водителем? Что такое транспорт?
Развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как
правильные, безопасные и неправильные опасные.
Познакомить воспитанников с правилами поведения в общественном
транспорте.
Огонь наш друг и враг!
Познакомить воспитанников с правилами поведения при пожаре дома, в
школе.
Формировать умения обращаться с огнеопасными приборами
ноябрь
Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах?
Формировать и развивать у воспитанников целостное восприятие
окружающей дорожной среды
Провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах
Гигиена и ее значение
Рассказать воспитанникам о значении гигиены.
Формировать культуру сохранениия здоровья
декабрьСветофор
Дать первоклассникам новое понятие «Светофор».
Объяснить его сигналы и научить различать сигналы светофора для водителей
и пешеходов.
Что такое вредные привычки?
Формировать у воспитанников потребность вести здоровый образ жизни.
Дать воспитанникам понятие о вредных и полезных привычках.
январь
Правила поведения на обочине, тротуаре, пешеходной дорожке
Сформировать у воспитанников представление о значении терминов
«тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина».
Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на улице.
февраль
Что такое проезжая часть дороги?
Познакомить воспитанников с новым термином «проезжая часть дороги».
Повторить правила поведения на тротуаре и обочине.
Соревнования, посвященные Дню защитника Отечества
Формирование у воспитанников интереса к занятиям спортом.
Приобщение воспитанников к соблюдению здорового образа жизни
март
Пешеходный переход
Повторить знания о проезжей части и правилах движения на тротуаре,
пешеходной дорожке и обочине.
Сформировать представление о пешеходном переходе
апрельЧто означают дорожные знаки?
Познакомить воспитанников со значением дорожных знаков для пешеходов,
научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на
дороге
Правила поведения при ЧС
Познакомить воспитанников с понятием «чрезвычайная ситуация»
Формировать у воспитанников умение вести себя в чрезвычайных ситуациях
май
Я – пешеход (экскурсия)
Показать воспитанникам опасные места вокруг школы.
Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание
на них
Циклограмма
мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формированию
опыта гражданскоправового поведения
Цель данных мероприятий: создание условий для воспитания личности,
любящей свою Родину, бережно относящейся к традициям своего народа,
для формирования опыта гражданскоправового поведения
Месяц
Мероприятие
Задачи
сентябрь
Я школьник
Познакомить воспитанников с правилами поведения в школе, с правами и
обязанностями школьниковоктябрь
Моя малая Родина – село ВерхТайменка.
Познакомить воспитанников с историей села.
Познакомить воспитанников с историей села Верхтайменка.
ноябрь
4 Ноября – праздник Народного единства
Познакомить воспитанников с традициями Дня народного единства
Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.
декабрь
Конституция – основной закон нашей страны
Дать представление воспитанникам о Конституции России как об основном
законе нашей страны
Февраль
23 Февраля День Защитника Отечества
Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.
Познакомить воспитанников со славными страницами российской истории,
русской армии
май
9 Мая День Победы
Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.
Познакомить воспитанников с историей возникновения Дня Победы.В соответствии со всем вышесказанным
я подобрала определенные методы и
приемы работы с воспитанниками
групп: