2 2 3
1. Выставка детских рисунков.
2. Устные рассказы детей по плану.
– Таким вы увидели героя Толкина. А теперь расскажите о нём.
Рассказ о хоббите Бильбо по плану (задание 4 в тетради на с. 16).
3. Выполнение заданий в тетради.
Определение темы главы (№ 5, с. 16).
4. Итоговая беседа.
– «Пауки и мухи» – глава из повести-сказки. Что же сказочного в прочитанной нами главе? (Герои, события, волшебный предмет – кольцо.)
– Какие сказки вам напомнила повесть Толкина? (Волшебные.) Почему?
– Вспомните, чем отличается авторская сказка от народной.
Урок 33.
Литературное чтение
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Авторская сказочная повесть Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
2 2 3
1. Выставка детских рисунков.
2. Устные рассказы детей по плану.
– Таким вы увидели героя Толкина. А теперь расскажите о нём.
Рассказ о хоббите Бильбо по плану (задание 4 в тетради на с. 16).
3. Выполнение заданий в тетради.
Определение темы главы (№ 5, с. 16).
4. Итоговая беседа.
– «Пауки и мухи» – глава из повестисказки. Что же сказочного в
прочитанной нами главе? (Герои, события, волшебный предмет – кольцо.)
– Какие сказки вам напомнила повесть Толкина? (Волшебные.) Почему?
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
– Вспомните, чем отличается авторская сказка от народной.
2 3 1 1 2 3 1
I. Исследовательская работа с текстом.
1. Наблюдения над авторскими вставками в текст.
– Почувствовали ли мы присутствие автора в этой главе? Приведите
примеры его присутствия в тексте повести на с. 114, 117, 118, 120.
– Можно ли такие вставки встретить в народной сказке? (Нет, ведь у
народной сказки нет одного конкретного автора.)
2. Наблюдения над особенностями изображения героев.
– Каким образом автор помогает нам, читателям, понять героя – его
чувства, настроение, характер? (С помощью описания его внешности,
жилища, характера и поступков; через речь самого героя; через описания
природы...)
– Прочитайте отрывки из текста, которые это подтверждают (с. 106, 111,
113, 114, 116).
– Как автор относится к своим героям?
– Кого из героев он особенно любит? Найдите подтверждение в тексте.
3. Наблюдения над особенностями авторского повествования.
– Не только отношение к героям, их изображение делают повесть
авторской, не похожей на народные волшебные сказки. Вспомните, в этих
сказках всё всегда идёт неспешно. (Скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается...) В сказочной повести Толкина повествование развивается
не так ровно.
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2012
2Учитель предлагает перечитать, вспомнить начало главы, а затем её
конец, обращает внимание ребят на то, как меняется темп
повествования: от медленного – к очень быстрой смене событий – и
снова замедление.
II. Рассказ учителя об истории создания повести Толкина.
– Повесть Толкина была написана специально для детей, в традициях
детской волшебной сказки. Даже если бы Толкин не написал ничего
впоследствии, одна эта книга прославила бы его имя. За свои долгие восемь
десятков лет жизни Толкин написал всего шесть книг; о нём же самом и о
его книгах только за последние десять лет выпущено около 20 специальных
исследований. Его читают миллионы людей на десятках языков.
«Хоббит» – лишь «предисловие» к основному труду писателя, занявшему
более 15 лет его жизни. Грандиозная трилогия «Повелитель Колец»
поставила имя Толкина в список крупнейших писателей середины XX века.
Книги Толкина многим из вас знакомы по экранизациям, фильмам.
Рекомендуем вам их не только смотреть, но и читать, и в первую очередь
прочитать целиком сказочную повесть «Хоббит».
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
© ООО «Баласс», 2012
34. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
ΙΙΙ
. Итог.
Дети делают вывод о том, почему повесть Толкина называют
авторской сказочной, вспоминают наиболее увлёкшие их эпизоды
повести.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и
тон речи.
– Находить в тексте доказательства мыслей и чувств автора.
© ООО «Баласс», 2012
4