Авторские считалки.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Любите ли вы считалки? – А когда вам приходится вспоминать о считалке? – Прочитайте в учебнике заглавия первой и второй считалок. – Для кого предназначена первая? А вторая? – Очень они подходят при расчёте в игре «Кошки-мышки». Вот мы сейчас и поиграем. – I вариант будут мышки, а II вариант – кошки. Каждый будет читать свою считалку. – А теперь попробуйте сами сказать, что такое считалка. (Считалка –фольклорное произведение, короткий рифмованный текст, который позволяет справедливо распределить роли. Оказывается, считалки бывают не только фольклорные, но и авторские.) 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение считалок про себя. 2) Чтение вслух и беседа. – В чём мышки считают дырки? – Как вы понимаете последнее предложение? – Чем занимается кошка? – Какие у кошки задачи? А какие получаются ответы? Почему? – Улыбнулись ли вы, читая эти считалки? – В народной считалке есть всегда три части (зачин – основная часть – концовка типа «выйди вон», «тебе водить»). Какие слова в авторских считалках играют роль такой концовки?
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur99.doc
Литературное чтение Урок 99. Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...» Тема: Авторские считалки. Цели: – формируем умение читать по ролям, участвовать в драматизации; – формируем умение иллюстрировать художественное произведение; –  формируем умение сочинять сказку, загадку, считалку. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация знаний. 2     1. Проверка домашнего задания. Чтение выученных стихотворений. Стихотворение   «Резиновый   ёжик»   исполняется   (пропевается) коллективно. 2. Работа с авторским текстом. 1. Чтение авторского текста учителем учебника. 2. Вопросы после чтения. – Почему возник спор? – Как разрешил спор дедушка Фёдор? – Чью считалку вспомнил Афанасий? – Хочется ли вам ещё раз прочитать её? Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию  из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте  учебника. 4. Находить ответы на вопросы в  © ООО «Баласс», 2012 1II. Развитие  умений. 3. Чтение считалки В. Витки вслух. – Как бы вы её озаглавили? тексте, иллюстрациях. 2  1  3  2  3     1. Чтение считалок В. Левина. 1. Работа с текстами до чтения. – Любите ли вы считалки? – А когда вам приходится вспоминать о считалке? – Прочитайте в учебнике заглавия первой и второй считалок. – Для кого предназначена первая? А вторая? – Очень они подходят при расчёте в игре «Кошки­мышки». Вот мы сейчас и поиграем. – I вариант будут мышки, а II вариант – кошки. Каждый будет читать свою считалку. –  А   теперь   попробуйте   сами   сказать,   что   такое   считалка.   (Считалка   – фольклорное   произведение,   короткий   рифмованный   текст,   который позволяет справедливо распределить роли. Оказывается, считалки бывают не только фольклорные, но и авторские.) 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение считалок про себя. 2) Чтение вслух и беседа. – В чём мышки считают дырки? – Как вы понимаете последнее предложение? – Чем занимается кошка? – Какие у кошки задачи? А какие получаются ответы? Почему? – Улыбнулись ли вы, читая эти считалки? –  В народной считалке есть всегда три части (зачин – основная часть – Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  © ООО «Баласс», 2012 2концовка   типа   «выйди   вон»,   «тебе   водить»).   Какие   слова   в   авторских считалках играют роль такой концовки? 3. Работа с текстом после чтения. Игра «Кошки­мышки». –  Интересно, какая мышка съела весь сыр? Посчитаемся, и кто выйдет первым, тот и съел. Все   «мышки»   становятся   в   круг,   и   тот,   кто   запомнил   считалку наизусть, считает, и определяется «мышка», которая съела сыр. Задача усложняется. – А теперь посчитайтесь так, чтобы из круга выходила соседняя мышка.  Дети должны прийти к выводу, что на самом деле роли в считалке распределяются   не   так   уж   и   справедливо.   Всегда   из   круга   можно вывести кого­то специально. Это связано с тем, что главное в считалке – не слово, а жест. На один жест можно произнести один слог, два слога, всё слово, два слова и пр. – А кто же из кошек самый сильный в математике? (Дети считаются.) На следующем уроке мы продолжим эту игру. 2. Чтение считалок И. Демьянова. 1) Чтение всех считалок про себя. 2) Выборочное чтение: – Какая считалка помогает запомнить правила дорожного движения? –  В   какой   считалке   скрываются   три   скороговорки   (их   можно рекомендовать и для уроков риторики, и для других уроков)? – Прочитайте считалку­детектив. – Где же вы предлагаете искать сметану? своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа  жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. © ООО «Баласс», 2012 33) Заучивание наизусть понравившейся считалки. 3. Чтение считалки М. Бородицкой. 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте имя автора и название. – Какое слово спряталось в названии? –  Кто же, по­вашему, герои этой считалки? О чём она будет? (Ученики перечисляют овощи, нужные для приготовления щей.) 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение текста вслух учениками и комментарии по ходу. После 1–2­го предложений: – Посчитайте и ответьте на вопрос считалки: сколько надо овощей? – Какой звук чаще других слышится в этих строках? Подчеркните букву, которая его обозначает. (к) После чтения всей считалки. –  Кто   бы   мог   сказать:  «Потеснись­ка  ты,  капуста.   От   тебя   в  кастрюле густо!»? (Другие овощи.) – Почему кочерыжка должна выйти? (Она не годится для щей.) 3. Работа с текстом после чтения. 1) Упражнение в выразительном чтении. 2) Итоговая беседа. –  Ещё   раз   вернёмся   к   названию.   А   можно   было   назвать   стихотворение «Считалочка»? (Учитель пишет слово на доске.) Одинаково ли пишется и произносится   это   слово?   Почему   же   Марина   Бородицкая   назвала стихотворение «Щиталочка»? –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) © ООО «Баласс», 2012 4– Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог.   – Какую считалку вы бы хотели проиллюстрировать? Как? – Чем авторские считалки похожи на народные? Чем отличаются? – Хочется ли вам попробовать себя в роли авторов считалок? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. Задание после стихотворения М. Бородицкой (1­й абзац). По желанию можно проиллюстрировать любую считалку. – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп  Деятельность учащихся: и тон речи.   © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также