Цели:
– ознакомить с важнейшими странами Азии, населяющими их людьми и их достижениями;
– найти родину представленных окружающих нас предметов, героев произведений;
– научить использовать карты для получения информации.
Минимум: к концу второго класса учащиеся должны называть и показывать на карте крупнейшие азиатские страны: Китай, Японию, Индию.
Минимакс: называть героев сказок, главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей перечисленных стран.
Максимум: различать флаги этих государств и узнавать страны по их очертанию на карте, уметь находить их место на контурной карте.
Оборудование: карта полушарий, физическая и политическая карта Азии, предметы азиатского происхождения (бумага, компас, шахматы, зеркало, сахар, перец, шёлковая и хлопчатобумажная ткань), предметы и продукты, произведённые в странах Азии (можно упаковки), иллюстрированные альбомы с видами Азии, флаги разных стран, карточки предметов из разных частей света из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».
Окружающий мир
Урок 51.
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Азия.
Цели:
– ознакомить с важнейшими странами Азии, населяющими их людьми и их достижениями;
– найти родину представленных окружающих нас предметов, героев произведений;
– научить использовать карты для получения информации.
Минимум: к концу второго класса учащиеся должны называть и показывать на карте
крупнейшие азиатские страны: Китай, Японию, Индию.
Минимакс: называть героев сказок, главные достопримечательности, особенности климата и
рельефа, известных людей перечисленных стран.
Максимум: различать флаги этих государств и узнавать страны по их очертанию на карте, уметь
находить их место на контурной карте.
Оборудование: карта полушарий, физическая и политическая карта Азии, предметы азиатского
происхождения (бумага, компас, шахматы, зеркало, сахар, перец, шёлковая и хлопчатобумажная
ткань), предметы и продукты, произведённые в странах Азии (можно упаковки), иллюстрированные
альбомы с видами Азии, флаги разных стран, карточки предметов из разных частей света из
комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2го класса».
Этапы
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной проблемы.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
1 3 1 4 1
Беседа. Работа в группах.
– С какими странами мы познакомились на прошлом уроке?
Выберите нужные:
Европа Франция Азия Германия Италия Индия
Великобритания
Дети совещаются и выбирают:
Великобритания Франция Германия Италия
– Сегодня мы продолжаем путешествие по странам света.
– Прежде чем отправиться в путешествие, немного
поиграем. Каждой команде достанется картинка, вам нужно
будет ответить на вопросы:
1) Что или кто здесь изображён?
2) Где он находится?
Детям раздаются картинки:
• Карлсон, летящий над Эйфелевой башней.
• Шерлок Холмс, а перед ним тарелка с макаронами.
• Золушка около БигБена.
• Чиполлино, сидящий на крыше в Стокгольме.
Ребята совещаются и дают ответ:
– Здесь все перепутано.
– А можно предположить, что герои произведений
отправились в путешествие? (Да.)
– Расскажите подробнее о том месте, где они находятся.
Какие страны им пришлось пересечь?
Дети готовят выступление о путешествии одного из
героев, проверяют и корректируют выступления другихкоманд.
Педагог раздаёт новые разрезные карточки из комплекта
«Наглядные пособия по окружающему миру для 2го
класса». На них изображены:
1. Пагода.
2. Великая Китайская стена.
3. Мавзолей ТаджМахал.
4. Мечеть.
– Задание остаётся прежним:
1) Что здесь изображено?
2) Расскажите подробнее о месте, где оно находится.
Дети обсуждают задание в группах и готовят
выступление.
– Итак, что общего для вас во всех этих ситуациях? (Эти
здания находятся в странах, которые мы ещё не изучали.)
– Как вы думаете, в какую часть света мы отправимся? (Мы
отправились, наверное, в Азию.)
Тема: Азия.
– Составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали
свою деятельность.)
– Какие умения формировали?
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
1 4 2 3 4 7 3
1. Беседа.
– Откройте карту «Страны мира» (с. 112–113). Подумайте,
в какие страны мы отправимся путешествовать?
Учитель показывает детям точки начала и конца
путешествия: Москва – Токио.
– Откуда мы начинаем своё путешествие? (Мы
отправляемся в путь из Москвы.)
– Куда должны прибыть? Поищите на политической карте
эту страну.
Ребята ищут по карте нужную страну.
(Мы думаем, что это Япония.)
– Какие маршруты выберем, каким транспортом
отправимся?
Дети совещаются.
– Можно предложить несколько маршрутов:
1) авиационный;
2) сухопутный;
3) морской путь по южным океанам;
4) морской путь по северным морям.
– Рассмотрите физическую карту Евразии (с. 106–107) и
скажите, какие географические объекты встретятся по
дороге путешественникам?
1. Самолётом мы долетим быстро. Но, наверное, придётся
сесть по пути, чтобы заправиться.
2. Сухопутный путь пролегает через леса и реки Сибири,
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умениевысказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
нам придётся путешествовать по железной дороге. Это
очень долго.
3. Южный морской путь требует проплыть из Европы по
Средиземному морю через Суэцкий канал, проплыть
Индийский океан, после Тихий и оказаться на месте. Это
очень долгое путешествие.
4. Северный морской путь короче южного, но по нему очень
опасно плыть. В Северном ледовитом океане плавают
огромные айсберги, зимой вода покрывается льдом.
– В какие страны мы отправимся кроме Японии?
Посмотрите в учебнике на с. 58–61. (В России – Сибирь, в
Японию,
Индию и страны Аравийского
полуострова.)
– Что нам понадобится для описания страны?
– Наш план, который мы придумали на прошлом уроке.
Китай,
1. Название_______________ столица__________
флаг______________
2. Особенности рельефа _______________
________________________
3. Особенности животного и растительного
мира_______________________
4. Памятники________________________ знаменитые
люди______________
5. Предметы_________________________
2. Работа в учебнике.
– Поработайте в группах с учебником.
Дети описывают страны, показывают на карте,
подготавливают материал для альбома – для проекта
«Всемирная выставка», находят вопросы, на которые
нет ответа в учебнике.
– Можем ли мы теперь вернуться к заданию, которое
вызвало у вас затруднение?
Ребята обсуждают и приходят к выводу:
1. На этом рисунке изображены храмы Японии.
2. На этом рисунке изображена крепостная стена в Китае
(Великая Китайская стена).
3. На этом рисунке изображён мавзолей ТаджМахал.
4. На этом рисунке изображена мечеть на Аравийском
полуострове.
Максимум
– Как вы думаете, почему европейцы так стремились в
страны Азии?
– Издавна на восток шёл так называемый Великий шёлковый
путь. Так называли дороги, по которым через Центральную
Азию ещё в античные времена купцы перевозили китайский
шёлк. Этот шёлк, а также бумагу, фарфор, порох (всё это
изобрели в Китае) ценили в Европе очень дорого. Поэтому
европейские и русские путешественники стремились найти
менее опасный и лёгкий путь в страны Азии.. Применение
ΙΙΙ
нового знания.
– Что мы делали?
– Какое умение формировали?
1. Работа в группах.
– Отметьте, пожалуйста, страны и их столицы, о которых мы
сегодня узнали, на контурных картах.
Дети выполняют задания и проверяют, как их выполнили
другие группы.
Вопросы к одному ученику из группы (начало
формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты выполнил задание сам или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать
свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и
объективно оценил свою работу.
Максимум
– Почему в названии северных морей так часто встречаются
фамилии? Кто эти люди?
– Напоминаю, на эти и другие вопросы вы можете найти
ответ в «Энциклопедии для детей» изд. «Аванта +», в томе
«География». А также узнать подробнее о странах Азии в
томе «Страны. Народы. Цивилизации».
Отбор сведений для проекта «Всемирная выставка». В
течение недели дети оформляют альбом. Устраивается
конкурс на самый интересный рассказ о стране, дети
соревнуются в составлении кроссвордов «Страны Азии».
2. Работа в Рабочей тетради.
Выполнение заданий из Рабочей тетради: I вариант –
задания 2 и 3; II вариант – задания 4 и 5.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты выполнил задание сам или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать
свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и
объективно оценил свою работу.
Ι
V. Итог урока.
– Какой общий вывод мы можем сделать о странах Азии?
– Страны Европы известны нам своими литературнымигероями, писателями, путешественниками. Поищите дома
интересные сведения об Азии.
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты? 4
V. Домашнее
задание.
По усмотрению учителя.
Урок 52.
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Путешествие в дальние страны
(необычные урокиотчёты путешественников в географическом обществе).
Цели:
– ознакомить с важнейшими странами, населяющими их людьми и их достижениями;
– найти родину представленных окружающих нас предметов, героев произведений;
– научить использовать карты для получения информации.
Методическая справка
Материалы данных уроков обязательно должны готовиться заранее. Материал с. 62–63
поможет учителю провести подготовку детей к их большому «путешествию» в дальние страны, но с
книгой в руках. Авторы предлагают темы докладов (на самом деле это сообщения, которые мы для
важности называем докладами), план подготовки рассказа о предполагаемом путешествии и
«Материал в помощь путешественникам» (с. 64–81). Цель данного материала – научить детей
самостоятельно готовить небольшие сообщения или доклады по заданной теме, находить
необходимый материал, работать по плану.
Авторы предлагают несколько вариантов такого «путешествия». Можно самим выбрать материк
и тему исследования. Для этого даны темы и план подготовки доклада в географическом обществе
для всех его членов (то есть в классе на уроке, но как самые настоящие учёныеисследователи). В
этом случае следующие уроки могут быть построены в форме докладов членов географического
общества, исследователей и содокладчиков, которые могут внести какието добавления по каждой
представленной теме.
Считаем, что данная форма подготовки и проведения уроков целенаправленно учит детей:
самостоятельно выбирать тему;
готовиться по плану, поэтапно его выполнять;
отбирать необходимый материал по теме;
готовить небольшое сообщение или доклад;
уверенно выступать перед одноклассниками.
В отличие от темы 24 на уроках по этой теме есть, хоть и небольшой, минимум. Поэтому наряду
с умением работать с информацией ребятам на уроках придётся усвоить ряд новых знаний.
Специально для этого в учебнике помещены адаптированные для второклассников тексты,
содержащие не только необходимую, но и избыточную информацию. Авторы специально
сформулировали темы доклада так, чтобы они не совпадали по рубрикам с текстами о частях
света. Например, выбрав доклад «Климат и природные зоны Африки», ученик должен найти на с.
64–69 только то, что пригодится для доклада. Это учит школьника работать с обычными
энциклопедиями, в которых тексты не соответствуют школьной программе.
Как выбирать тему? Желательно не навязывать тему сообщения (доклада) каждому ученику.
Тем не менее мы рекомендуем, чтобы за три урока доклад сделал каждый ученик, ещё не делавший
сообщений. В этом случае на уроке они будут играть роль учёных.
Как подготовить доклад? Доклад можно готовить с помощью родителей. Очень важно помочьшкольнику составить план доклада. Для того чтобы запомнить всё, что хочет сказать ученик
ребятам, удобно воспользоваться специально составленным рисунком по теме, который
представляет собой опорный конспект. Писать текст доклада не обязательно.
Как делать доклад? Самое важное правило – доклад нужно рассказывать, а не читать по листку.
Пусть лучше ученик скажет три фразы, чем прочтёт десять фраз. Для того чтобы доклад
получился, мы и предлагаем потренироваться, выступая перед родителями. Доклады можно
произносить двумя способами: 1) целиком, предварительно назвав тему, или 2) включаясь в работу
группы детей и выступая своего рода консультантами этой группы. Второй случай, в котором
докладчики выступают в роли опытных учёныхпутешественников, предпочтительнее, но и труднее.
Именно его мы предлагаем в методических рекомендациях.