"Басни – к мудрости ступенька"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Басни – к мудрости ступенька" Цели урока: 1. Знать основные особенности басни как жанра. 2. Видеть отличие басни от ранее изученных жанров. 3. Научить читать и понимать басни. Оборудование: 1. Портрет И.А.Крылова. 2. Портрет древнегреческого философа Эзопа. 3. Фотография памятника на могиле Крылова. 4. Иллюстрации к басням. Организационный момент. 2. Нацеливание. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром, научимся видеть отличие этого жанра от других литературных жанров. 3. Объяснение нового материала. • Сегодня ребята заранее подготовили инсценировки. Вы должны послушать и определить, с каким литературным жанром знакомят нас ребята. И м.б. назовете автора этих произведений. • Инсценирование басни “Ворона и лисица”. • Инсценирование басни “Квартет”.
Иконка файла материала Басни – к мудрости ступенька.doc
"Басни – к мудрости ступенька" Цели урока: 1. Знать основные особенности басни как жанра. 2. Видеть отличие басни от ранее изученных жанров. 3. Научить читать и понимать басни. Оборудование: 1. Портрет И.А.Крылова. 2. Портрет древнегреческого философа Эзопа. 3. Фотография памятника на могиле Крылова. 4. Иллюстрации к басням. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Нацеливание. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром, научимся видеть отличие этого  жанра от других литературных жанров. 3. Объяснение нового материала.  Сегодня ребята заранее подготовили инсценировки. Вы должны послушать и определить, с каким  литературным жанром знакомят нас ребята. И м.б. назовете автора этих произведений.  Инсценирование басни “Ворона и лисица”.  Инсценирование басни “Квартет”. – Какой жанр представили нам ребята? – Кто автор этих произведений, этих басен?  Наш урок будет посвящен басням. Ребята, знаете ли вы, что еще в 6 веке до нашей эры в Древней Греции жил раб Эзоп, который создавал свои басни. Эзоп в своих баснях восхваляет скромность, которая  украшает человека, и высмеивает хвастовство Но на уроке мы будем знакомиться с баснями Ивана Андреевича Крылова. С детских лет мы слышим о дедушке  Крылове. Давайте рассмотрим памятник, который находится в Санк­Петербурге. М.б. кто­нибудь был на могиле  у И.А.Крылова и видел памятник? В центре баснописец, а вокруг него скульптор усадил зверей. – А кто догадается, почему у ног Крылова скульптор расположил зверей? – Это герои его басен. – И.А.Крылов писал не только басни, он создавал свои произведения и в других литературных жанрах. Но  только басни принесли известность автору. Только басни прославили его. – Какие басни Крылова вы знаете? Назовите их. – Сегодня мы познакомимся с новыми баснями и научимся определять их особенности. Каждому приходилось слышать: “соловья баснями не кормят”, “хватит басни рассказывать”. Легко догадаться,  какой смысл у слова “басня”. Какой? – Пустой рассказ, байка, ложь, враки. Но это только одно значение. Есть и другое, литературное значение.4. Словарная работа. БАСНЯ – это аллегорический рассказ, чаще всего в стихах, содержащий мораль. АЛЛЕГОРИЯ – изображение жизни, которая таит в себе скрытый смысл. МОРАЛ Ь – нравоучительный логический вывод. – Вспомните басни, которые нам прочитали ребята в начале урока. Только ли о жизни и поведении животных  рассказывает нам автор? – Мы смеемся над героями басен– потешными зверями, иногда глупыми, иногда злыми и хитрыми. Но мы  понимаем, что Крылов под всеми этими зверями подразумевает человека. Пишет об одном, а мы понимаем о  другом – вот это и есть аллегория (иносказание). – Он высмеивает, разоблачает человеческие пороки – это лень и невежество, зависть и хитрость, глупость и  трусость. – Главные герои– животные, но это необычные герои, они аллегоричны. 5. Работа с басней “Свинья под дубом”.  Чтение басни “Свинья под дубом” Учителем.  Словарная работа. Как вы понимаете следующие слова? ОСЛЕПЛЕНЬЕ– слепой на какое­то время ПРОДРАВШИ – (просторечное) проснувшись РЫЛО – вытянутая часть передней головы у некоторых животных ВКУШАЕТ– получает НЕВЕЖА – невоспитанный, грубый НЕВЕЖДА – незнающий  Беседа по вопросам. – Кто является главными героями басни? – О чем нам рассказывает баснописец? – Какая история приключилась с нашими героями? – Почему свинья утверждает, что от дуба нет никакой пользы? – Что по этому поводу думает ворон? – Как вы думаете: есть ли от дуба какая­нибудь польза или нет? – С помощью чего автор помогает нам понять права или нет свинья? (Морали). – Что высмеивает автор в басне? Какие пороки? – Кого высмеивает? – НЕВЕЖД, которые не понимают пользы ученья, или НЕВЕЖ, тех, кто отвечает на добро черной неблагодарностью. – Как бы вы назвали свинью “невежей” или “невеждой”? – Докажите, что “Свинья под дубом” является басней.  Чтение басни ребятами.  Цель чтения: передать голосом ограниченность свиньи, совет ворона, разочарованность дуба, мораль  автора.  Чтение по ролям (2 раза); Чтение одного ученика. Работа с моралью. – Каким премудростям учат басни Крылова? 6. Мини-викторина по изученным басням Крылова. Определите, из какой басни взяты эти строки.  Чем кумушек считать трудиться Не лучше ль на себя кума оборотиться.  Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.   Сыр выпал– с ним была плутовка такова. “Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона”. 7. Подведение итогов. – Назовите основные особенности басен. – Чем отличается басня от сказки или стихотворения? – Выставление оценок. 8. Задание на дом. Выучить наизусть басню.

Посмотрите также