Баснописец И.А. Крылов. Басня "Волк на псарне"
Задачи: анализ басни, работа над основными приёмами, выяснение морали, выразительное чтение.
Ход урока
1 слайд – заставка, с музыкой.
2 слайд – тема урока: Записать в тетрадь, при этом определить в теме ключевые слова. (Ключевые слова включаются щелчком мыши – Крылов, басня). Исходя из ключевых слов, какие задачи мы должны поставить перед собой? Зачем нам это нужно?
3 слайд - Прежде чем перейти непосредственно к самой басне, давайте вспомним основные понятия, необходимые для анализа.
Каждое понятие и его определение включаются щелчком мыши:
Баснописец И.А. Крылов. Басня "Волк на псарне"
Задачи: анализ басни, работа над основными приёмами, выяснение морали, выразительное
чтение.
Ход урока
1 слайд – заставка, с музыкой.
2 слайд – тема урока: Записать в тетрадь, при этом определить в теме ключевые слова.
(Ключевые слова включаются щелчком мыши – Крылов, басня). Исходя из ключевых слов,
какие задачи мы должны поставить перед собой? Зачем нам это нужно?
3 слайд Прежде чем перейти непосредственно к самой басне, давайте вспомним
основные понятия, необходимые для анализа.
Каждое понятие и его определение включаются щелчком мыши:
аллегория …
басня …
мораль …
олицетворение …
4 слайд – Теперь вспомним жизнь самого баснописца Ивана Андреевича Крылова – Что
вас больше всего поразило в его биографии?
5 слайд – У каждого произведения есть своя история создания, прежде чем создавать своё
творение, автор много обдумывает, осмысливает, перечитывает, переживает какието
события. Такая история есть и у басни «Волк на псарне». Вспомните, откликом на какое
событие явилась данная басня?
Щёлк мышкой по рупору: озвучивание истории басни.
6 слайд – Давайте ещё раз прочитаем эту басню и вспомним значение непонятных слов.
Чтение по учебнику.
7 слайд – Словарная работа – объясните значение слов:
Овчарня, Псарня, Хлев, Псари, Ахти, С дубьём, Расчесться, Ловчий, Мировая,
Гончие.opp>
8 слайд – Анализ басни по вопросам:
Назовите главных героев басни «Волк на псарне».
Как автор применяет в басне приём олицетворения?
Почему именно Волк? Что вы можете сказать о характерах Ловчего и Волка?
Кого подразумевает Крылов под образами Ловчего и Волка?
А как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года?
9 слайд – продолжение анализа:
Что испытал Волк, попав в псарню?
Почему автор называет Волка хитрецом?
С какой интонацией надо читать слова Волка?
Что значат слова Ловчего: «Ты сер, а я, приятель, сед»?
Как будем читать за Ловчего?
Чему учит нас автор в этой басне? С какой интонацией мы должны читать всю
басню?
А в каких словах содержится мораль басни?
10 слайд – Герои басни в иллюстрациях: И.И.Теребенев. Не удалось тебе нас
переделать на свою погудку. 18121814
Обратить внимание на год создания иллюстрации, на название. Кого автор изобразил на
иллюстрации? Как автор относится к изображаемым персонажам? (Сатирически
относится к Наполеону)
11 слайд – герои басни в иллюстрациях: Кого изобразил художник Е.Рачёв? Как
изобразил? Какой эпизод на второй иллюстрации? Здесь тоже сатирически показаны
герои? Сравните эту иллюстрацию с произведением А. Лаптева – переход на 6 слайд.
12 слайд – ученики в качестве иллюстраторов. Как вы представили персонажей басни?
Оценивать ваши работы будет автор – Иван Андреевич Крылов. Подумайте, понравились
бы ему ваши работы, если бы он их увидел?
13 слайд – Итак, вы хорошо разобрались в идее этого произведения? А теперь проверим
свои знания басни «Волк на псарне»?
Тест №8 (гиперссылка)
14 слайд – домашнее задание (включается музыка):
Выразительное чтение басни «Волк на псарне»
Любое творческое задание: аппликация; театрализация; поделка из
природного материала, из пластилина; вязание; сочинение своей басни на
такую тему и т.п.
… (чтото своё)
15 слайд – рефлексия: понравился ли урок? Чем? Как вы оцените свою работу на уроке?
Спасибо за урок! (Если останется время, обратить внимание на звучащую музыку, так с её
анализа можно начать следующий урок и перейти к анализу следующей басни).