Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс
Оценка 5

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
06.11.2017
Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс
Урок по литературному чтению в 4 классе Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни. Задачи: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню, определять мораль басни, развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества ; формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать словарный запас учащихся, речь, мышление; воспитывать нравственные качества.Урок по литературному чтению в 4 классе Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни. Задачи: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню, определять мораль басни, развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества ; формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать словарный запас учащихся, речь, мышление; воспитывать нравственные качества.
Басня И.docx
Урок по литературному чтению в 4 классе                                                          Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».  Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с  особенностями басни. Задачи: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его  баснями, уметь анализировать басню, определять мораль басни,  развивать умение  воспринимать на слух и осознанно читать произведение; учить видеть и чувствовать  за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные  качества ; формировать мотивационную основу учебной деятельности;  развивать  словарный запас учащихся, речь, мышление; воспитывать нравственные качества. Тип урока: изучение нового материала.  Методы и приемы: информационно­коммуникационные, сопоставление,  эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно­диалогический, метод  обучения в группе.  Форма урока: групповая. Ход урока.1.  Орг момент. «Передай бусинку с пожеланием» 2. Стадия вызова. ­Посмотрите иллюстрацию на доске. (портрет И. А. Крылова)  Сегодня на уроке чтения, мы с вами познакомимся с произведением этого автора. ­ Как вы думаете, кто это ? ­ Какие произведения принадлежат его перу? ­Чему посвящен сегодня урок? (басням) ­Ребята, кто пишет стихи? Рассказы? А басни? ­ Сегодня мы познакомимся баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, узнаем,  что называется басней и будем находить мораль басни. 3.  5 минутное чтение. Чтение с пометкой. Предлагаю вам  прочитать текст об авторе и отметить интересную для вас  информацию, рассказать о ней в группе.  Карандашом отметьте: +­ это я знал; ­ этого я не знал; v – это я думал по­другому; ? –  вопрос учителю. 4. Стадия осмысления  содержания А) Подготовка речевого аппарата  Б) Составление ассоциативной таблицы. ­Что вы знаете о муравьях, стрекозах?  (дети обсуждают в группе и заполняют    ассоциативную таблицу В) Словарная работа.  Прежде, чем приступить к чтению басни, давайте разберём непонятные слова.  Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания : Зима катит в глаза.                                                          Неожиданно наступила зима.   В мягких муравах у нас.                                                Быстро прошло.   Голову вскружило. .                                                         Тоскует. Оглянуться не успела                                                      В мягкой траве у нас. В ум пойдет.                                                                      В поле стоит мёртвая тишина.  Помертвело чисто поле.                                                Не хочется думать. Злой тоской удручена.                                             Забыла обо всем.                                  5) Работа по произведению. а) Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» учителем. ­Понравилось ли вам произведение? ­Кто главные герои басни?  Почему Стрекоза пришла к Муравью? б) Самостоятельное чтение детьми. в) Самостоятельное чтение учащимися с пометкой карандашом понравившегося  отрывка. г)  Чтение басни в статических парах. ­ Как изображена в басне Стрекоза?  Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Ленивая.) ­ Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда?  ­ Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето? ­ Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? д) Чтение по ролям. ­ Как изобразил И.А. Крылов Муравья?  Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.) ­ Настали ли нужда и голод для Муравья? ­ Почему Стрекоза пришла именно к Муравью? ­ Почему он отказал Стрекозе в помощи? ­ Справедливо поступил Муравей со Стрекозой? ­ Можно ли его назвать жадным? ­ Как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе? ­ Почему же Крылов именно таким показал Муравья?       Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич  Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые  прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.  Чему учит  нас эта басня? ­ Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. ­  Как вы их понимаете? ­  Бывает ли так в жизни? Приведите примеры. Мораль: Ты всё пела­это дело. Так поди же попляши! е) Работа с пословицами. ­Какую пословицу можно подобрать : 1 группа – для стрекозы,    2 группа – для муравья Откладывай безделье, да не откладывай дела. Муравей не велик, а горы копает. И поедим , и спляшем­ только пашни не напашем. Лодырь , да бездельник ­ им праздник в понедельник. Под лежачий камень и вода не течёт. Где труд, там и радость. Кто летом трудился, тот осенью петь будет. 6. Стадия рефлексии.  ­ Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие) ­ Полезным ли для вас оказался урок? Чем? ­ Нужно ли изучать басни? ­ Чему они учат? 7. Итог урока.   Тестовое задание.      В итоге нашего урока предлагаю вам тестовое задание.  (На карточках для  индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен: ­краткая форма повествования,  ­действующие лица – животные, но подразумеваются люди, ­высмеивает пороки людей ( ирония), ­есть мораль, ­повествуется о каком­либо историческом событии в форме сказки. Дети карандашом отмечают нужные строчки Вывод с доски: Басня ­ это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их  пороки, В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как  самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни. 8. Домашнее задание  ­ Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё­таки пустил Стрекозу к себе  жить, нарисовать иллюстрацию к басне и выучить её наизусть. 9. Оценивание. ­Что нового я узнал на уроке?   ­Чему я научился? ­За работу на уроке я ставлю себе оценку…. 10.Рефлексия. А теперь , ребята, я предлагаю вам подвести итог  ­рефлексию нашему уроку при помощи цветных  стикеров.  Перед вами изображены картинки чемодана и мусорного  контейнера. Если для вас урок был познавательным и  поучительным и весь багаж знаний, который вы получили на уроке,  вы упакуете в чемодан и возьмёте с собой в прикрепите свой стикер к дорогу. То изображению чемодана.  Если  же на  уроке вы испытывали трудности и информация вам не пригодиться , то прикрепите стикер к мусорному контейнеру. Прошу сделать свой выбор. Спасибо за работу. На этом наш урок закончен. Самоанализ урока литературного чтения  в 4 классе                          И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей» ТЕМА УРОКА: Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» КЛАСС: 4 класс Учитель:Болдарева Лариса Юрьевна ТИП УРОКА: открытие новых знаний ЗАДАЧИ УРОКА: Обучающие:   — продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с  басней «Стрекоза и Муравей»;  — обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров  литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни,  мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;  — продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи,  планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.  Воспитательные:  — содействовать формированию интереса к искусству слова;   — содействовать морально­нравственному воспитанию посредством художественных  возможностей басни;  — содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса. Общеучебные:  — развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное,  существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать  изучаемые факты, раскрывать метафоры басен; ­ развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;  — развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать  трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийный проектор, презентация по теме  урока, тексты для чтения у учащихся, иллюстрации басен И.А.Крылова, аудиозапись басни  И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, диафильм «Стрекоза  и Муравей», пословицы о труде, «крылышки» для Стрекозы, «брёвна» для домика  Муравью. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Информационно­ коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, проблемно­диалогический. Поставленные задачи определили подбор материала для урока: портрет писателя,  иллюстрации к басням, книжная выставка, магнитофон, запись басни Крылова «Стрекоза и  Муравей» в исполнении В. Гафта, диафильм «Стрекоза и Муравей». Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так  как моей организационной задачей являлось создания условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы  на проведенном уроке.  При организации и проведении урока я постаралась создать ситуацию психологического  комфорта для детей, когда каждый ученик успешен в своем мнении, он не боится  высказываться. Урок начался с психологического настроя, была проведена активная  зарядка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Для эмоционального восприятия материала я использовала яркие иллюстрации по басням  И. А. Крылова, просматривание диафильма «Стрекоза и Муравей», прослушивание басни в  исполнении артиста.  Повторение изученного материала провела в форме игры. Ученики по морали басни  вспоминали ее название, персонажей, выполняли задания с карточки (инсценировка, чтение  по ролям, чтение наизусть). Этот вид работы способствовал подъему настроения учеников. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С  моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения  «учитель­ученик», рефлексия показала, что урок детям понравился. Результаты урока говорят о том, что ученики на уроке повторили ранее полученные знания, «открыли» новое, нашли в новой басне мораль, выяснили, какое отрицательное качество  высмеивается в басне, и сделали для себя выводы.

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс

Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей». 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017