28.11.19г литература 10 класс
Тема: Базаров и его родители
Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.
Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.
Оборудование урока:
эпиграфы к уроку на доске:
Базаров — человек реального, полезного дела.
Д.И. Писарев
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном —
Помни свято об этом всю жизнь.
М. Рябинин
Ход урока.
I. Создание проблемной ситуации: чтение стихотворения.
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”
Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко —
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:
— Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.
“Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.
Во многих произведениях русской литературы поднималась тема семьи, так как «золотой век русской литературы» считал семью одной из самых основных ценностей.
В 10 классе произведением, которое будет открывать цикл уроков по данной теме, будет роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
2-й этап. Деконструкция
- Прочитайте стихотворение о семье:
Семья – что в жизни есть роднее?
Тепло родных и нежных рук…
Нет в мире ближе и добрее,
Здесь всё простят и всё поймут!
Твой дом, твои родные стены,
С тобой родители твои!
Здесь нет обмана и измены,
Согласие и мир царит.
Тебя всегда здесь видеть рады!
Твоя улыбка дорога…
Объятие любимой мамы,
И взгляды добрые отца.
И пусть бывают разногласья,
Но ты ведь знаешь, что любим.
Семья – твоя частичка счастья,
И грустно, если ты один!
Тот уголок, что дорог сердцу,
Ты пронесёшь через года,
В нём весь твой мир и твоё детство –
Его запомнишь навсегда.
Вы отметили одним из составляющих семьи – благополучие.
- А что вы понимаете под благополучием?
Что вы понимаете под нравственным благополучием?
Нравственное благополучие семьи
духовное родство:
общие интересы,
взгляды,
деятельность
душевные качества:
искреннее дружелюбие,
любовь, уважение
Вывод: Итак семья тогда благополучна, когда
духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.
— Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств.
Найдите в тексте слова, словосочетания, с помощью которых Тургенев подчеркивает душевное состояние отца и матери Базарова.
(Мать: ласково называет сына “Енюшкой”, от волнения она “пошатнулась и наверно упала бы”, если бы Базаров ее не поддержал и др.
Отец: “глубоко дышал и щурился сильнее прежнего”, “чубук так и прыгал у него между пальцами” и др.)
Что же это были за люди? Как жили, чем занимались?
Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец.
Как живой встаёт перед нами Василий Иванович Базаров, «высокий, худощавый человек с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом», с трубкой в зубах, «отставной ветеран» (как он себя именует). Он прожил долгую кочевую жизнь военного лекаря, «в каких только обществах не бывал, с кем не важивался!» Не без гордости бережёт он воспоминание из далёких лет своей походной жизни: «Я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал». Живёт в нём и другое, утаённое воспоминание — о декабристах: «Тех-то, в южной армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечёт».
Он старается «не отстать от века», быть тем «мыслящим человеком», для которого «нет захолустья». Ему не хочется перед такими передовыми людьми, как Базаров и Аркадий, ударить лицом в грязь, и он пытается блеснуть перед ними своим интересом к науке, заводит речь «о тяжёлых опасениях, внушаемых ему наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса».
Базаров - старший - вставал с рассветом, в своем саду "сам каждое деревце сажал". Имея весьма скромный доход, он "посадил крестьян на оброк и отдал им свою землю исполу".
Как называет его Евгений?
Расскажите историю жизни Арины Власьевны. (20 гл)
Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?
Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).
Отец |
Мать |
Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков |
Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей |
О родителях |
|
Люди хорошие народ не строгий |
Сделайте вывод
- Что можно сказать об отношении родителей к сыну?
Вывод: старики Базаровы , как и все родители, безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.
III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:
2 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их?
3 группа. Можно ли назвать Базарова хорошим сыном? Докажите.
1 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?
(деление класса на группы:
А теперь докажите правильность своих суждений текстом.
(прием “перекрестная дискуссия”)
Примерные ответы учащихся 1 группы:
“..заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит…а я…я чувствую только скуку и злость”
“Базарову было не до того, чтобы разбирать, что именно выражали глаза его матери, он редко обращался к ней, и то с коротеньким вопросом”.
Когда Базаров приехал домой, он попросил отца и мать не мешать ему, когда он был за работой,
Примерные ответы учащихся 2 группы:
- Ты их любишь, Евгений?
- Люблю, Аркадий
Любовь к родителям проявляется в словах: «Как он, однако, поседел, бедняга!»
Ему нелегко даётся решение покинуть их вскоре после приезда, и он целый день не решается сказать об этом отцу, он прощает ему даже порку мужика
Когда Базаров приехал домой, он попросил отца и мать не мешать ему, когда он был за работой, Евгений сделал это вовсе не из-за презрения к своим родителям, ему просто не нравилось, что за ним следят и ухаживают.
он любил отца и мать, он уважал их и заботился о них. Даже когда он болел, и к нему приехала Анна Сергеевна Одинцова, он попросил ее поухаживать за его родителями, потому что «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
Ребята, ваше мнения по последнему вопросу разошлись
В русской критике тоже существуют разные точки зрения по этому вопросу.
Проверка индивидуального домашнего задания
Вам было предложено ознакомиться с оценкой отношений в семье Базаровых известных писателей и критиков.
Я познакомилась с критическими статьями
М. Горький. История русской литературы. 1939 год
Н.Н.Страхов. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 1862 год.
Д.И.Писарев «Базаров», в которых тоже нет одной точки зрения, критик Антонович, даже утверждал в статье «Асмодей нашего времени», что Базаров ненавидит своих родителей. но я хочу привести мнение современных исследователей творчества Тургенева:
Всеволод Юрьевич Троицкий — российский учёный-литературовед, специалист по истории русской литературы XIX века
«Разве не появляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана?»
Георгий Иванович .Бялый. Роман Тургенева «Отцы и дети» 1963г.
«Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их.»
- Ребята, а где же истина?
А истина в словах самого Базарова
- Ты их любишь, Евгений?
- Люблю, Аркадий
Почему же Базаров, который искренне любит своих родителей (мнение 2 группы), так небрежно и даже грубо с ними обращается (мнение 1 группы)?
— Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”.
- Как вы понимаете реальное, полезное дело.
Базаров много работает, трудится, т.к. хочет принести пользу людям. Поэтому ему нет времени на чувства.
Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости?
Базаров не любил проявлять свои чувства, т.к. считал это слабостью. Нельзя забывать, что он – нигилист. Чувства – это проявление души, а её существование, как известно, Базаров отрицал.
Что нового мы увидели в образе Базарова, проанализировав отношения сына с родителями?
Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков. Базаров остаётся верен своим принципам даже в отношении с самыми близкими для него людьми. Базаров и его родители – разные люди. Базаров не любит «нежностей» Это был такой молодой человек, который не признавал родительской ласки. Но он любил отца и мать, он уважал их и заботился о них.
А теперь сравним свой вывод с выводом, который делает критик Д.И.Писарев, автор статьи “Базаров”.
“Базаров не доставляет своим родителям тех удовольствий, которые эти добрые старики ожидают от его пребывания с ними, между ним и его родителями нет ни одной точки соприкосновения… Изображая отношения Базарова к старикам, Тургенев остался искренним художником и показывает явление как оно есть, не дослащая и не скрашивая его по своему произволу…” (Д.И.Писарев)
Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?
их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение.
Какие из тех определений, которые мы с вами давали в начале урока, подходят для характеристики семьи Базаровых? ( согласие и мир, свет и теплота, любовь и уважение, объятия матери, взгляды добрые отца, место, где всегда поймут.)
IV. Слово учителя.
— В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.
Сообщение ученика об истории создания данной картины
Работа с текстом.
— Прочитайте последний абзац эпилога [1;599],сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация?
Базаров умер, этот человек практически никому не нужен, лишь только «часто приходят два уже дряхлые старика», которые любят своего сына, Их сердца наполнены воспоминаниями, но, потеряв своего единственного ребенка, они обрели пустоту в душе, которую надо очистить и омыть, и они заполняют пустоту слезами и молитвами…
Любовь родителей к сыну сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.
«Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы...” – так сказал об этом критик Д.И.Писарев.
Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.
Вывод. И в заключении хочется обратиться к вам, детям, у которых тоже есть родители.
Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках. Помните, что они нуждаются в вашем внимании, заботе, любви. У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока)
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном –
Помни свято об этом всю жизнь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.