Берегите красоту художественного слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Берегите красоту художественного слова Сборник методических разработок уроков русского языка и литературы для 5-7, 11 классов и занятия элективных курсов для 9 класса содержит методические рекомендации, которые помогут решить многие вопросы организации обобщающих уроков, помочь ввести обучающихся в мир литературы как читателей, помочь стать читателем художественных произведений, умеющим понять, почувствовать и оценить художественное произведение; формировать сознательное овладение родным словом, используя при этом не только материал учебника, но и уроки литературы с региональным компонентом, и самостоятельное чтение, и уроки-праздники по литературным темам; развивать творческое мышление; оказать помощь в выборе профиля в дальнейшем обучении. Цель сборника – оказать помощь в организации учебно-воспитательного процесса с учетом современных требований к урокам русского языка и литературы.
Иконка файла материала Берегите красоту художественного слова.doc
Берегите красоту художественного слова Сборник методических разработок уроков русского языка и литературы для 5­7, 11 классов и занятия  элективных курсов для 9 класса содержит методические рекомендации, которые помогут решить многие  вопросы организации обобщающих уроков, помочь ввести обучающихся в мир литературы как читателей, помочь  стать читателем художественных произведений, умеющим понять, почувствовать и оценить художественное  произведение; формировать сознательное овладение родным словом, используя при этом не только материал  учебника, но и уроки литературы с региональным компонентом, и самостоятельное чтение, и уроки­праздники по литературным темам; развивать творческое мышление; оказать помощь в выборе профиля в дальнейшем  обучении. Цель сборника – оказать помощь в организации учебно­воспитательного процесса с учетом современных  требований к урокам русского языка и литературы. Введение Нравственное воспитание нынешнего поколения – важнейшая задача современной школы. В ее решении особую  роль играют уроки литературы. А. Твардовский очень точно назвал их уроками нравственного прозрения. Нравственное воспитание – не одна из сторон преподавания, а внутренняя сущность всего процесса  преподавания литературы. Органической составной частью нравственного воспитания на уроках литературы  является постановка важнейших нравственных проблем. Наших учеников сегодня в век компьютеризации не волнуют конкретные житейские ситуации и коренные  вопросы человеческого бытия. Решая их для себя, они в поисках ответа обращаются к искусству или интернету.  Это и понятно. Исследуя формирование личности в старшем возрасте, Л.И.Божович пришла к важному выводу:  именно в этом возрасте возникает «потребность разобраться в окружающем и самом себе, найти смысл  происходящего и своего собственного существования». Именно в этом возрасте ранее фрагментарные  представления начинают складываться в общую картину мира, то есть начинает формироваться мировоззрение, личное миропонимание. Поэтому именно в этом возрасте, когда создается, по словам Л.И.Божович,  своеобразное «философское умонастроение», как никогда раньше велик интерес к коренным проблемам бытия,  к основным вопросам мировоззрения, и в первую очередь к определению смысла существования человека  вообще и своего собственного в особенности. Все это, естественно, проецируется на отношение к литературе,  определяет во многом литературные симпатии юношей и девушек. Вот почему антиподом большого искусства, литературы в частности, является иллюстративность – решение  решенного, разъяснение ясного. Настоящее искусство проблемно по существу своему. Оно постановка и  решение, а часто только постановка важнейших проблем времени, осмысление жизни, самопознание  человечества. Проблемностью литературы и определяется интерес к ней. От литературы, от уроков литературы и ждут наши ученики решения волнующих их сложных проблем бытия.  Уроками нравственного прозрения назвал уроки литературы А. Твардовский. Прозреть – это увидеть ранее  невиданное. Ученики ждут от нас ответа на не решенные ими проблемы жизни и искусства. Точнее, хотят, чтобы мы помогли  им самим ответить на эти проблемы. Не только в современном, но и в искусстве прошлом нас привлекает то, что волнует сегодня, близко, сейчас,  помогает понять нынешний день. К сожалению, не так уж редко современное прочтение классики подменяется вульгарным упрощенчеством:  просмотром диска или прослушиванием аудиозаписи без комментариев. Насильственное осовременивание классики – это всегда уход от классики: ведь в таком случае произведение  берется лишь как повод для разговора о сиюминутных страстях, в нем ищут аллегории и намеки на нынешний  день. А посему это и свидетельство неумения (или нежелания) понять и истолковать художественный шедевр во всем богатстве его идей и чувств. Подлинное же современное прочтение классики – это вдумчивое  проникновение в суть произведения искусства.Большая литература обогащает читателя самим содержанием своим: она несет ему самое для нас современное и злободневное – мир высоких страстей, добрых чувств, волнующих раздумий. Этим она и близка нам, потому­то,  «как живой с живыми говоря», входит в нашу жизнь писатель, живший столетие назад. «…Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» – писал К.Г.  Паустовский. Формирование чувства Родины и воспитание любви к родной природе как ее части – одна из  важных задач школьного курса литературы. Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет  лирический пафос произведений, который мы доносим до учащихся. В работе по патриотическому воспитанию я использую практически все представленное в программе творческое наследие русских писателей и поэтов. Лирические стихотворения – это те произведения, в которых словесник с детьми находит истоки постижения  «русского характера», высшей нравственной ценности – «простоты, добра и правды». «Здесь нужно  всмотреться» – вот девиз совместной работы учителя с учащимися по развитию духовности, эстетических  запросов. ЗОРИ КУЗБАССА. Урок-встреча в 6 классе Цель: приобщение к литературе Кузбасса. Задачи: 1. ознакомить с творчеством поэтов – наших современников и земляков Л. Яковлевой и В. Дмитриевым; 2. развивать творческие способности школьников; 3. побудить познавательный интерес к литературе. Ход урока I. Вступительное слово учителя. Патриотизм – дело святое. Любить Родину никому не заказано. Но любить ее как­то по­особенному, трепетно,  нежно может не каждый. Поэт любит Родину именно так. Огромный стимул жить и творить порой помогает то  родное местечко, в котором жил, к которому прикипел душой. Член Союза писателей России, поэт Александр Катков сказал: «Поэта без судьбы не может быть по  определению. Рано или поздно она властно входит в его стихи, проверяя их достоверность и прочность». Это  именно о Валерии Дмитриеве, поэзия которого набирает силу, о Людмиле Яковлевой, чьи рассказы стали  общественными. Каждое лирическое стихотворение или художественное произведение оказывает огромное  влияние на читателя, слушателя, на их жизненный выбор, характер и даже судьбу. И вот сегодня у нас в гостях Людмила Яковлева и Валерий Дмитриев. II. Л.М. Яковлева и В.И. Дмитриев выступают перед школьниками. «О себе, о жизни и славе», – так назвали свои рассказы наши земляки. III. Чтение стихотворений обучающимися 6 «А» класса. В.И. Дмитриев ТАЙГА По­русски крепко на земле Стоит Тайга – любимый город. В свои сто десять полных лет Он, как вчера, красив и молод. В руках надежно держит стяг, С характером прочнее стали, Рабочий город­сибиряк Остался верен магистрали.И верность эта – навсегда. Нет ничего ее превыше. Идут по рельсам поезда, И поступь эту город слышит. А где­то в окнах вспыхнет свет В ответ на чьи­то позывные. Тайгинцы знают, в чем секрет, Спешат на смену поездные. Купаясь в солнечных лучах, И в будний день, и в день рожденья, В желтушке яркой на плечах –  Мой город, словно парк осенний. ЗОВУТ МЕНЯ ПОЭТОМ ИЗ ТАЙГИ… Зовут меня поэтом из Тайги, Для вас не много, Для меня – не мало. В Тайге я делал первые шаги В Тайгу вернулся – прямо от штурвала. В Тайге мои читатели друзья. Для них сегодня я стихи слагаю. И пусть зимой, когда трещит земля. Они тайгинцам души согревают. Я остаюсь поэтом из Тайги. Мне дела нет до славы и признаний. Пусть это все достанется другим. Любовь людей дороже всяких званий. МОЙ КРАЙ Мой милый край – земля, где я родился, Где первые тропинки протоптал. С тобою сердцем с детства я сроднился., Тебя я Малой Родиной назвал. Где у крыльца родительского дома От всех штормов – надежный мой причал. Из дольних странствий песнею знакомой Ты назвал меня и радостно встречал. Встает рассвет над яшкинской землею, И пусть вокруг лес, а не вода, Как ты мой край, по жизни был со мною, Так я с тобой останусь навсегда. МОЖЕТ, ЭТО СУДЬБА… Может, это судьба – жизнь в России прожить. Из ее родников воду пить – не напиться. И ведет меня вдаль путеводная нить По ее городам, деревням и страницам… Может, это любовь, что одна на всю жизнь. Согревает меня в лихолетье любое. Пусть распяв на кресте, скажут мне: «Отрекись!» И тогда, моя Русь, я останусь с тобою. ПРИХОД ЗИМЫ Осень девкой разодетой, Подвязав платочек синий, Вслед за прошумевшим летом Бродит весями России. Но не долог чудный праздник.Распахнув с утра калитки, Ветер, словно вор­проказник, Обокрал ее до нитки. Прихватив листвы охапку, Ветер скрылся за увалом. И зима, кряхтя как бабка, К нам в леса приковыляла. Прошумели по дороге  Разъяренные метели… В страхе ели­недотроги На обочине присели. На опушке кедр могучий, Присоединившись к березе, Шапку снега нахлобучив, Лишь вздыхает на морозе. Старый ворон на макушке Задремал под всхлип метели. В снег запрятались избушки – В ожидании капели. Л.М. Яковлева МОЙ ГОРОД Тайга – это запах смолистого ветра, упорство и верность людей. Тайгинцы надежны и стойки, как кедры, и друга не бросят в беде. Тайга – это рельсы, звенящие песней, кантата летящих колес. Природы, чем наша, не сыщешь чудесней. Здесь царство рябин и берез. Зимою снега глубоки и безбрежны, такой неземной чистоты… А девушки наши красивы и нежны, как белых черемух цветы. Перрон, как причал, – радость встреч, грусть разлуки. Тайга – это город труда. Недаром парней наших крепкие руки ведут по земле поезда. БЕССОННАЯ НОЧЬ ВЕТЕРАНА Вот и не спится опять. Тяжело давит грудь. Мне бы только дожить до рассвета. А потом дотянуть до весны как­нибудь дотянуть,  ну а там – непременно до лета. Чтобы вновь на рыбалку, на речку и в лес, чтобы не вылезать с огорода. Не страшны нам дефолты, Чубайс и сам бес, если с нами родная природа. Наконец отпустило, легко дышит грудь. Зиму как­нибудь перезимуем. Как о нас, ветеранах, в той песне поют: «Мы еще, мы еще повоюем»? Повоюем с нуждой, повоюем с бедой, И родным, если надо, поможем. Мы еще ничего, мы еще ого­го! Мы еще очень многое можем. Вдруг кольнуло опять. И ни сесть, и ни встать, Но недолго уже до рассвета. Вспомнил чертову бабушку, Ельцина мать, И опять полегчало при этом. ПРЕДЗИМНЕЕ У березы под моим окном Облетели листья, облетели.И на юг все южные давно Улетели птицы, улетели. Только куст калины на ветру Полыхает ярко, полыхает. Снег всю землю выбелил к утру, И не тает, и уже не тает. Но весна еще придет в мой дом, Все вернется на круги, вернется. И проснется речка подо льдом, И душа опять проснется. IV. Чтение стихотворений самими поэтами. V. Сообщения учеников о кузбасских поэтах и писателях. На доске панно с именами писателей и поэтов Кузбасса с портретами и краткими комментариями о них. (этот  фрагмент представлен в Приложении) VI. Чтение стихотворений наших земляков. Ю. Радченко АНГЕЛ Ничему я тебя не выучил, Хоть сидишь за столом передним. На прощанье улыбку вымучил На уроке твоем последнем. И на память, пусть мало толку, Как могу, я тебя прославлю. Незаслуженную пятерку  Я в журнал тебе не поставлю. Ты в два раза меня моложе, Я наивней тебя в пять раз. Год последний меня тревожит Синь твоих невозможных глаз. И причина обид – не ты ли? Спор с химичкой совсем не прост: Я узрел за спиной твоей крылья, А она увидела хвост. И. Березняк БЕРЕЗА Весной, очнувшись ото сна, В пространство ветви простирая,  Стоит, как девушка она,  Родная дочь лесного края. Ее атласный белый ствол Еще не вырядила зелень. Но сон­трава покрыла дол, Пробился к свету марьин корень. Запел, ликуя, песню бор: «Весна! Весна! Ты так прекрасна!» Но кто принес сюда топор И в белый ствол вонзил бесстрастно? Живую ткань просек металл. Ствол задрожал в рассвета раннем. Потом пришелец сок глотал, Приникнув ртом к глубокой ране. Погасло солнце, как в золе.И с перерубленною веной Береза сникла… На стволе Запекся сок… кровавой пеной. VII. Итог урока-встречи. Некоторые ребята пробуют перо, наиболее удачно получилось у обучающегося этого класса Винакова Саши. Моя Тайга Стоит Тайга среди лесов, Здесь уникальная природа. В ней много линий, поездов, И тянется известная железная дорога. Я в окна дома часто наблюдаю, Как поезд режет линию в размах. И в мыслях поезд этот догоняю, Чтобы застать его на станции впросак. Во всей России такой город лишь один, И многие не знают о его названье. Но я горжусь, что в нем я гражданин И родину свою люблю я в этом званье. VIII. Вручение памятных подарков.

Посмотрите также