Бернард неуязвимый…" Биографическая экстраваганца (первый урок по творчеству Б.Шоу)
Цель урока: Знакомство с личностью писателя; работа по теории литературы (повторение особенностей драмы, освоение термина “экстраваганца”); развитие навыков выразительного чтения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, запись на диске.
Запись на доске: Экстраваганца – жанр пьесы (часто у Шоу), от слова “экстравагантный” – “вызывающий”.
Ход урока
Не желаю, чтобы мои пьесы стали орудием пытки. Б. Шоу
1. Биографическая экстраваганца. (Часть пьесы О. Дорофеева)
Биограф: Наивная Бесси не придумала ничего лучше, чем приступить с расспросами к самому жениху, и тот, честно глядя одним глазом на север, а другим на юг, объявил, что на всем свете, от севера до юга, нет более убежденного сторонника трезвости, чем он, Джордж Карр Шоу. И ведь, представьте себе, он не лгал. Просто у папаши Шоу никогда не хватало воли, чтобы свой образ жизни привести в соответствие с убеждениями. И уже во время медового месяца бедняжка Бесси обнаружила в шкафу залежи пустых бутылок из-под виски. Вот куда завел ее первый самостоятельный шаг! Из-под бабкиной пяты — в объятья горького пьяницы. От обиды и отчаяния Бесси едва не сделала второй шаг, столь же необдуманный. Новобрачные оказались тогда в Ливерпуле, и она решила немедленно сбежать от мужа: пойти в порт, наняться на какой-нибудь корабль стюардессой и — прости-прощай, Джордж Карр... Просто мороз по коже, когда подумаешь, от каких пустяков могут зависеть судьбы литературы: окажись публика в порту потрезвее, поучтивее, поразборчивее в выражениях — и уплыла бы малышка Бесси за синее море, за далекие горы, а Британия лишилась бы блестящего драматурга.
"Бернард неуязвимый…" Биографическая
экстраваганца (первый урок по творчеству Б.Шоу)
Цель урока: Знакомство с личностью писателя; работа по теории литературы (повторение особенностей драмы,
освоение термина “экстраваганца”); развитие навыков выразительного чтения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, запись на диске.
Запись на доске: Экстраваганца – жанр пьесы (часто у Шоу), от слова “экстравагантный” – “вызывающий”.
Ход урока
Не желаю, чтобы мои пьесы стали орудием пытки. Б. Шоу
1. Биографическая экстраваганца. (Часть пьесы О. Дорофеева)
Биограф: Наивная Бесси не придумала ничего лучше, чем приступить с расспросами к самому жениху, и тот,
честно глядя одним глазом на север, а другим на юг, объявил, что на всем свете, от севера до юга, нет более
убежденного сторонника трезвости, чем он, Джордж Карр Шоу. И ведь, представьте себе, он не лгал. Просто у
папаши Шоу никогда не хватало воли, чтобы свой образ жизни привести в соответствие с убеждениями. И уже
во время медового месяца бедняжка Бесси обнаружила в шкафу залежи пустых бутылок изпод виски. Вот куда
завел ее первый самостоятельный шаг! Изпод бабкиной пяты — в объятья горького пьяницы. От обиды и
отчаяния Бесси едва не сделала второй шаг, столь же необдуманный. Новобрачные оказались тогда в
Ливерпуле, и она решила немедленно сбежать от мужа: пойти в порт, наняться на какойнибудь корабль
стюардессой и — простипрощай, Джордж Карр... Просто мороз по коже, когда подумаешь, от каких пустяков
могут зависеть судьбы литературы: окажись публика в порту потрезвее, поучтивее, поразборчивее в
выражениях — и уплыла бы малышка Бесси за синее море, за далекие горы, а Британия лишилась бы
блестящего драматурга. Но, к счастью для Британии, портовые впечатления склонили Элизабет вернуться к
незлобивому пьяницемужу. И стали они жить вместе, но совершенно врозь. Да, Элизабет всетаки осуществила
побег, не столь дерзкий, как она замышляла в Ливерпуле, но зато в такие недосягаемые дали, откуда
выцарапать человека крайне, крайне сложно. Она сбежала в себя, в свой , воображаемый мир. Но у Бесси был
прекрасный голос, и она целиком отдалась занятиям музыкой. Посему в ее воображаемом мире наигрывала
волшебная Моцартова флейта и бушевали оперные страсти.
Душеприказчик. Появились дети, которые росли себе как трава, матушка их почти не замечала. Но нет худа
без добра: мальчишка мог идеализировать ее сколько угодно и при этом не бояться горького разочарования.
Какое счастье — пойти с ней на прогулку, в гости, поехать куданибудь!.. Ооо! Благодарная память ДжиБиЭс
на всю жизнь сохранит тот из ряда вон выходящий факт, что раз или два матушка сама, лично намазала ему
хлеб маслом, и густотаки намазала, от всей своей оперной души.
Биограф. А папаша тем временем продолжал закладывать за воротник?
Душеприказчик. И весьма обильно.
Биограф. Ндааа, не оченьто повезло Шоу с родителями.
Душеприказчик. Но при этом, заметьте, ни на каких других он бы в жизни не согласился.
Душеприказчик. До школы с маленьким Шоу занималась сначала гувернантка, потом — дядясвященник.
Душеприказчик. ДжиБиЭс говаривал: “Помоему, я родился грамотным”. К десяти годам он был напичкан
Шекспиром. Он обожал и бесконечно перечитывал “Путь паломника” Джона Беньяна. Лет двенадцати
тринадцати, уже будучи порядочным циником и скептиком, одолел всего Диккенса.
Душеприказчик. А потом он уехал в Лондон. Если бы его призванием была наука или музыка, он направил бы
стопы в Берлин или Лейпциг. Живопись привела бы его в Париж. За богословием он отправился бы в Рим, а за
протестантской философией — в Веймар. Но поскольку его орудием был английский язык, ему ничего не
оставалось, как поехать в Лондон. Да, он ехал завоевывать британскую литературную державу, а для этих
целей лучше Лондона действительно нет ничего на свете…2. Из записок биографа.
1) “Я был ирландцем,— писал он сорок лет спустя,— стало быть, у меня неоткуда. Было взяться патриотическим
чувствам ни к той стране, которую я покинул, ни к той, которая ее разорила”.
2) Оказавшись в 1876 году в Лондоне, он написал 5 романов, о которых Оскар Уайльд сказал: “Можно по
разному не любить Шоу – можно не любить его пьесы, а можно любить его романы”. Но его романы, от которых
он сам приходил в “ужас”, не печатали.
3) 1879 года он начал упражняться в ораторском искусстве. Впервые устное публичное слово Шоу выдавил из
себя на собрании так называемого “Общества пытливых”.
Из “Карманного справочника революционера” Бернарда Шоу
Не обращайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы они обращались с тобой. Ваши вкусы могут не совпадать.
Свобода означает ответственность. Вот почему большинство боится её.
Деятельность есть единственная дорога к знаниям.
Пока у нас существуют тюрьмы, не имеет значения, кем из нас они заполнены.
Добродетель не в том, что ты воздерживаешься от порока, а в том, что не желаешь его.
XIX столетие было веком веры в высокое искусство. Результат налицо.
Не тратьте время на социальные вопросы. Проблемы бедных – в бедности. Проблемы богатых – в
бесполезности.
Есть одно золотое правило: золотых правил не существует.
4) Шоу превратился в критика: с 1885го по 1898й год он последовательно сеял панику сначала в рядах
художников, потом — в стане музыкантов, наконец — в театральных кругах.
5) Критическая деятельность Шоу положила конец нищете и безымянным творческим мукам (“Именно на этом
клоунском поприще я впервые завоевал известность”): сначала он приобрел великолепную шерстяную тройку
шоколадного цвета, а затем — славу первого юмориста в Лондоне и изобретателя самых невероятных
парадоксов.
6) С 1892 года он пишет пьесы ( всего 47). Некоторые из них шли с успехом, но самый оглушительный ждал пьесу
“Пигмалион” в 1914 году.
3. Особенности драматического произведения:
1) Род литературы, наряду с эпосом и лирикой.
2) Объективное изображение жизни через события, поступки, столкновения героев, т.е. через явления,
составляющие внешний мир.
3) Живое, разворачивающееся в настоящем времени , действие, показанное через конфликт и в форме диалога.
4) Драматическим персонажам придан облик живых людей.
5) Специфические литературные признаки: особенности выбора и построения сюжета, своеобразие обрисовки
характеров, композиционное членение.
4. “Пигмалион” Демонстрация отрывка мюзикла Фредерика Лоу “Моя прекрасная леди”
(Знакомство Хиггинса и Элизы Дулитл).
5. Д/з: Биография Б. Шоу, чтение пьесы, ответ на вопросы.
Литература
1. Дорофев О.А. Бернард Неуязвимый или тележка надкусанных яблок. – М.: Риполклассик, 1998 г.
2.Михальская Н.П. Бернард Шоу. – М.:Просвещение, 2004 г.
3. Свенцицкая О. Разрушитель театральных банальностей. – М.: Аванта, 2001 г.
4. Хескет. Бернард Шоу. – М,: Терра, книжный клуб, 1998 г.5. Шоу Бернард. Изобранные пьесы. – М.: Рипол классик, 2001г.
6. Энциклопедия для детей – М.: Всемирная литература, 2001 г.