Беседа: Леймотив

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ЛЕЙТМОТИВ. Наверное, любому школьнику хоть один раз довелось слышатьсимфоническую сказку Прокофьева "Петя и волк" о том, как пионер Петяпоймал волка. Помните, какие в ней действующие лица? Смешная, переваливающаяся с боку набок Утка, веселая Птичка, ворчливый Дедушка, свирепый Волк... Всех их мы как будто видим -- так ярко рисует музыка персонажей сказки. Больше того: в тексте, который читает актер, может ничего и не говориться, например, о птичке, которая вьется перед носом волка, а мы слышим, что она тут... Почему? Да потому, что звучит характеризующая ее музыка -- быстрые пассажи маленькой флейты-пикколо. Петю композитор рисует красивой, распевной мелодией, похожей на пионерский марш, дедушку -- басовитым ворчанием фагота, Волка -- страшным завыванием валторн... Все персонажи музыкальной сказки Прокофьева охарактеризованы лейтмотивами.
Иконка файла материала 40.docx
ЛЕЙТМОТИВ. Наверное, любому школьнику хоть один раз довелось  слышатьсимфоническую сказку Прокофьева "Петя и волк" о том, как пионер  Петяпоймал волка.  Помните, какие в ней действующие лица? Смешная, переваливающаяся с боку  набок Утка, веселая Птичка, ворчливый Дедушка, свирепый Волк... Всех их мы как будто видим ­­ так ярко рисует музыка персонажей сказки. Больше того: в тексте, который читает актер, может ничего и не говориться, например, о птичке, которая вьется перед носом волка, а мы слышим, что она тут... Почему? Да потому, что звучит характеризующая ее музыка ­­ быстрые пассажи маленькой флейты­пикколо. Петю композитор рисует красивой, распевной мелодией, похожей на пионерский марш, дедушку ­­ басовитым ворчанием фагота, Волка ­­ страшным завыванием валторн... Все персонажи музыкальной сказки Прокофьева охарактеризованы лейтмотивами.   Лейтмотив ­­ немецкое слово (Leitmotiv), означающее в переводе ведущий мотив. Так называется яркая, хорошо запоминающаяся музыкальная тема ­­  чащемелодия, но может быть и краткий, из нескольких звуков, мотив, и  аккордовая последовательность, которая обрисовывает какой­то образ или  драматическую ситуацию. Лейтмотивы применяются в больших музыкальных  произведениях ­­операх, балетах, симфонических сочинениях, ­­ и появляются  неоднократно на их протяжении, иногда в измененном, но всегда узнаваемом  виде.   Очень любил использовать лейтмотивы немецкий композитор Рихард Вагнер. Особенно много их в его тетралогии "Кольцо нибелунга", где лейтмотивами характеризуются не только герои, но и их чувства, и даже отдельные предметы, как, например, заветный меч, золотое кольцо, символизирующее власть над миром, призывный рог юного героя Зигфрида.   Применяли лейтмотив и русские композиторы. В опере "Снегурочка" Римский­Корсаков дает лейтмотивы и самой дочери Весны и Мороза, и красавице­Весне, и Лешему ­­ олицетворению дикой, пугающей фантастической силы. В "Лебедином озере" Чайковского звучит лейтмотив лебедей. А помните оперу Глинки "Иван Сусанин"? Композитор характеризует поляков мелодиями и ритмами их национальных танцев ­­ полонеза, краковяка, мазурки. В дальнейшем, на протяжении следующих актов оперы, мазурка приобретает значение лейтмотива. Сначала, во втором акте, в замке короля Сигизмунда, она звучит торжественно и звонко. В следующем акте, в доме Сусанина, куда захватчики врываются, чтобы заставить старого крестьянина вести их на Москву, мелодия мазурки звучит воинственно и грозно. Наконец, в четвертом действии, в глухом лесу, в непроходимой чаще, куда завел поляков Сусанин, мазурка "сникла", потеряла свой блеск, свои самоуверенность и воинственность. В ней слышатся растерянность, беспокойство, бессильная злоба.