ЛЕЙТМОТИВ. Наверное, любому школьнику хоть один раз довелось слышатьсимфоническую сказку Прокофьева "Петя и волк" о том, как пионер Петяпоймал волка.
Помните, какие в ней действующие лица? Смешная, переваливающаяся с боку набок Утка, веселая Птичка, ворчливый Дедушка, свирепый Волк... Всех их мы
как будто видим -- так ярко рисует музыка персонажей сказки. Больше того: в
тексте, который читает актер, может ничего и не говориться, например, о
птичке, которая вьется перед носом волка, а мы слышим, что она тут...
Почему? Да потому, что звучит характеризующая ее музыка -- быстрые пассажи
маленькой флейты-пикколо. Петю композитор рисует красивой, распевной
мелодией, похожей на пионерский марш, дедушку -- басовитым ворчанием
фагота, Волка -- страшным завыванием валторн... Все персонажи музыкальной
сказки Прокофьева охарактеризованы лейтмотивами.
ЛЕЙТМОТИВ. Наверное, любому школьнику хоть один раз довелось
слышатьсимфоническую сказку Прокофьева "Петя и волк" о том, как пионер
Петяпоймал волка.
Помните, какие в ней действующие лица? Смешная, переваливающаяся с боку
набок Утка, веселая Птичка, ворчливый Дедушка, свирепый Волк... Всех их мы
как будто видим так ярко рисует музыка персонажей сказки. Больше того: в
тексте, который читает актер, может ничего и не говориться, например, о
птичке, которая вьется перед носом волка, а мы слышим, что она тут...
Почему? Да потому, что звучит характеризующая ее музыка быстрые пассажи
маленькой флейтыпикколо. Петю композитор рисует красивой, распевной
мелодией, похожей на пионерский марш, дедушку басовитым ворчанием
фагота, Волка страшным завыванием валторн... Все персонажи музыкальной
сказки Прокофьева охарактеризованы лейтмотивами.
Лейтмотив немецкое слово (Leitmotiv), означающее в переводе ведущий
мотив. Так называется яркая, хорошо запоминающаяся музыкальная тема
чащемелодия, но может быть и краткий, из нескольких звуков, мотив, и
аккордовая последовательность, которая обрисовывает какойто образ или
драматическую ситуацию. Лейтмотивы применяются в больших музыкальных
произведениях операх, балетах, симфонических сочинениях, и появляются
неоднократно на их протяжении, иногда в измененном, но всегда узнаваемом
виде.
Очень любил использовать лейтмотивы немецкий композитор Рихард Вагнер.
Особенно много их в его тетралогии "Кольцо нибелунга", где лейтмотивами
характеризуются не только герои, но и их чувства, и даже отдельные
предметы, как, например, заветный меч, золотое кольцо, символизирующее
власть над миром, призывный рог юного героя Зигфрида.
Применяли лейтмотив и русские композиторы. В опере "Снегурочка"
РимскийКорсаков дает лейтмотивы и самой дочери Весны и Мороза, и
красавицеВесне, и Лешему олицетворению дикой, пугающей фантастической
силы. В "Лебедином озере" Чайковского звучит лейтмотив лебедей. А помните
оперу Глинки "Иван Сусанин"? Композитор характеризует поляков мелодиями и
ритмами их национальных танцев полонеза, краковяка, мазурки. В
дальнейшем, на протяжении следующих актов оперы, мазурка приобретает
значение лейтмотива. Сначала, во втором акте, в замке короля Сигизмунда,
она звучит торжественно и звонко. В следующем акте, в доме Сусанина, куда
захватчики врываются, чтобы заставить старого крестьянина вести их на
Москву, мелодия мазурки звучит воинственно и грозно. Наконец, в четвертом
действии, в глухом лесу, в непроходимой чаще, куда завел поляков Сусанин,
мазурка "сникла", потеряла свой блеск, свои самоуверенность и
воинственность. В ней слышатся растерянность, беспокойство, бессильная
злоба.