Безотметочное обучение: организация контроля знаний, умений и навыков учащихся
Проблема оценивания учебных достижений и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно. Современная традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования оценочной самостоятельности
Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район,
Забайкальский край
в
особую
родителей
Безотметочное обучение: организация контроля знаний, умений и
навыков
учащихся
Оценка знаний учащихся в той или иной форме
является необходимой частью учебного процесса
В.М. Полонский
В условиях введения Федерального государственного стандарта
каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему
оценивания результатов обучающихся. Система оценки это сложный
многофункциональных организм, который включает и учителей, и учеников, и
их
деятельность.
В современной школе система работы учителя направлена на максимальное
раскрытие и развитие личностных качеств каждого ученика. С учетом того,
что современная начальная школа это не школа навыка, а школа пробы сил
ребёнка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений
каждого ученика,
нацеленная на личностный рост и развитие.
Проблема оценивания учебных достижений и адекватной формы
выражения этой оценки назрела давно.
Современная традиционная
пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для
формирования
самостоятельности.
Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки
ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система
оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно
зафиксировать и положительно оценить реальное достижение каждого
учащегося; учителю приходится лавировать между фиксацией результатов
ребенка по определенным нормативам и фиксацией успешности данного
ребенка
самим.
Важное условие повышения эффективности учебного процесса —
систематическое получение учителем объективной информации о ходе
учебнопознавательной деятельности учащихся. От того, как осуществляются
контроль и оценка знаний учащихся, во многом зависит их отношение к учебе,
формирование интереса к предмету, воспитание самостоятельности,
инициативности,
трудолюбия.
оценочной
сравнению
ним
с
поэтапы
ключевые
Констатировав определенный уровень знаний школьников, учитель имеет
возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать
помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое
отношение к их стараниям и успехам. Каждое продвижение ребенка в учении
должно вызывать положительную оценку со стороны педагога
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором
отсутствует 5балльная форма отметки как форма количественного
выражения результата оценочной деятельности. Для управления учебной
деятельностью контроль и оценка должны носить процессуальный и
рефлексивый характер. Для улучшения результативности обучения контроль
и оценка должны иметь диагностикокоррекционную направленность. Для
определения перспектив развития учащихся оценка должна быть
практической, а контроль – планирующим. В основе данных подходов лежат
следующие
вопросы:
что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать
не
следует);
как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что
оценивается);
каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура
оценивания,
осуществления);
что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы
необходимые педагогические условия эффективности безотметочной
системы
оценивания).
Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе,
отмечают,
классах:
выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с
учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций
(а именно это и снижает эффективность обучения);
задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и
творческий
характер
Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании
знаний и навыковых достижений ученика не должен употреблять
"заменителей" отметочной системы. При безотметочном обучении
используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны,
позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка,
с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между
собой, разделение учеников по их успеваемости. Это могут быть условные
шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по
определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, "Листов
индивидуальных достижений", в которых отмечаются уровни учебных
достижений ребенка по множеству параметров. Все эти формы оценивания
являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен
этих
ее
что
врост
делать их предметом сравнения недопустимо, например, вывешивать в
классе так называемый "Экран успеваемости". Оценки не должны становиться
причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со
стороны
родителей.
Переход на безотметочное обучение затрагивает очень важные
проблемы и ставит новые задачи перед школой и семьей, такие как:
профессиональный
учителя;
формирование иного взгляда родителей на оценку и успехи своих детей.
Многое уже сделано для перехода на безотметочное обучение, а именно:
давно существуют задекларированные идеи о переходе на безотметочное
обучение;
создана нормативноправовая база безотметочного обучения;
разработаны технологии оценки учебных достижений школьников.
Как известно, учебная деятельность – ведущая в начальной школе.
Это значит, что если она не начнет формироваться в этот период, то потом
может не появиться вовсе. Именно в младшем школьном возрасте происходит
формирование основной структуры учебной деятельности. Это время для
фундамента потребностей и
способностей младших школьников.
Выделяется 5 комплексных умений самоконтроля и самооценки в условиях
безотметочной
обучения:
*Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно
познавательной
деятельности.
*Умение планировать и конструировать процесс своей учебнопознавательной
деятельности.
*Умение организовать осуществление своей учебнопознавательной
деятельности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
*Умение оценивать свою учебнопознавательную деятельность и ее
результаты
позицию.
*Умение корректировать и совершенствовать свою учебнопознавательную
деятельность.
Решение проблемы оценивания учащихся начальной школы тесно связано
с формированием контроля и самоконтроля, с обучением самооценке.
Именно с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого
я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще
разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников,
переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся,
умеющему
учиться».
Учителями прорабатываются ключевые вопросы безотметочного обучения:
оценивать;
что
как
оценивать;
оценивания.
что
Проблема повышения эффективности обучения
школьников в
современной образовательной среде — одна из самых актуальных. Поэтому
рефлексивную
учитывать
процессе
выходом
системы
в
с
всказочный
существует острая необходимость разработки таких подходов, концепций,
которые обеспечивали бы реализацию качественно новой личностно
ориентированной развивающей модели начальной школы, направленной на
разностороннее развитие учащихся и на других ступенях образования.
С целью сохранения психического здоровья можно использовать
индивидуальную динамику развития учащегося и степень усвоения им знаний,
умений и навыков в наглядноигровой,
занимательной форме.
Подводное
царство
Учитель или дети под руководством учителя изготавливают несколько видов
цветных рыбок (по количеству заданий, выносимых на контроль).
Подписанные рыбки хранятся у каждого ребенка в конверте. Рыбки крепятся
на полотно «Подводное царство» по мере того, как ученики справляются с
контрольными заданиями. Их можно размещать стайками по темам, а можно
использовать и для социометрических исследований (кто с кем дружит).
Наш
лес
На полотне нарисовано голубое небо, солнышко, зеленая трава. Задания
обозначаются деревьями, цветами, птицами, зверями и т. п. У каждого
ребенка есть конверт с набором подписанных картинок. Когда ученик
успешно справляется с определенным заданием по изучаемой теме, то
прикрепляет на полотно свою картинку. Постепенно лес оживает.
Аппликация
У учителя находится набор для аппликации на каждого ученика. Ребенок,
справившийся с контрольным заданием, получает одну деталь для аппликации
— итак, пока не накопит весь набор. Затем по заданному образцу (дома или на
уроке) ученик выполняет аппликацию, добавляя чтото свое. В конце
изучения темы (раздела) проводится выставка аппликаций. (Детали лучше
выдавать
фигур.)
Мультяшки
ступеньках
Каждому ребенку выдается маленький нарисованный герой мультфильма, или
дети могут нарисовать его (по заданному размеру) с родителями. На полотне
нарисованы ступеньки, рядом — название контрольного задания по изучаемой
теме. Справился ученик с заданием — поднимает своего героя на
соответствующую
ступеньку.
Звездопад
Каждый ребенок по шаблону вырезает из цветной бумаги свою звездочку,
подписывает ее. Все звездочки в начале учебного года помещаются в
прозрачный длинный верхний карман на ватмане. Сбоку делается разметка —
количество слов, прочитанных за минуту. Напротив пунктов разметки
крепятся кармашки. В конце недели, месяца, четверти (на усмотрение
педагога) учитель размещает звездочки детей в соответствии с данными по
проверке скорости чтения. Дети, чьи звездочки «вырвались вперед»,
поощряются
прилежание.
геометрических
виде
на
за
детям
ввыше,
мой
Взвейся
змей!
Каждый ребенок вырезает из цветной бумаги маленького змея. Внизу листа
ватмана написаны фамилии и имена детей (или помещены их фотографии).
Напротив каждой фамилии вверх поднимается шкаларазметка.
Если полотно предназначено для проверки скорости чтения, то работа
строится аналогично предыдущей: прибавил ребенок в темпе чтения за месяц,
например, 10 слов, значит, его змей помещается на его индивидуальной шкале
на отметке 10. Если надо продемонстрировать, какую тему, задание уже сдал
ученик, то сбоку необходимо написать названия этих тем, заданий.
Мой
замок
В начале изучения темы, раздела каждый ученик получает лист с
нераскрашенным замком. Части замка пронумерованы. На обратной стороне
листа указаны контрольные задания (каждое под своим номером) и условный
цвет, каким надо раскрасить соответствующую часть замка, если задание
выполнено.
Рекомендуется прикрепить этот лист в дневнике.
Предложенные развернутые полотна можно демонстрировать только
родителям, чтобы снизить риск психического травмирования детей. А в
дневнике у каждого ребенка может быть помещен соответствующий
индивидуальный лист («Мое подводное царство», «Мой сказочный лес»,
«Мультяшка на ступеньках», «Путешествие моей звездочки» и т. д.).
В работе по формированию рефлексивных умений помогает дидактическое
пособие «Линеечка успеха»: разноцветная картонная полоска с крепящимся
на ней бегунком . Каждый цвет по вертикали соответствует уровню
достижений ребенка. Цвета могут варьироваться, но во всех моделях
«линеечек» они располагаются по вертикали: чем выше цвет, тем выше
уровень
ребенка.
Бегунок (движущаяся полоска, которая крепится на линеечке горизонтально)
позволяет ребенку показать, какого успеха, по его мнению, он достиг.
Бегунок может быть асимметричным — со смещением влево или вправо в
зависимости от ведущей руки ребенка, а также симметричным.
«Линеечки успеха» целесообразно использовать трех видов:
●
со шкалой из трех цветов для детей дошкольного возраста;
●
со шкалой из четырех цветов для учащихся 12 классов;
●
со шкалой из пяти цветов для учащихся
34 классов.
Это расширяет возможности ребенка при оценке собственной деятельности.
достиженийи на
урока
(занятия,
процессе
различных
этапах выполнения
в конце урока (занятия,
в начале урока (занятия, перед выполнением задания) для
«Линеечка успеха» может использоваться для обозначения степени сложности
задания (чем выше бегунок, тем легче было выполнять задание); настроения
учащихся (чем выше бегунок, тем лучше настроение) и т. п.
«Линеечка успеха» может использоваться на различных этапах урока
(занятия)
задания:
●
прогностической
самооценки;
●
после выполнения задания) для
итоговой
самооценки;
●
выполнения
в
задания)
для отслеживания возникших трудностей,
настроения учащихся.
Учитель может использовать «линеечку успеха» для фронтальной и
групповой работы. Целесообразно иметь набор из пяти «линеечек успеха» для
каждого ученика и раздавать их на каждом уроке. Например, на уроке по
предмету «Человек и мир» используется линеечка с изображением солнышка,
на уроке чтения — с фотографией ребенка, письма — с белочкой, математики
— с зайчиком, для передачи настроения — с девочкой/мальчиком. Учителю
легче словесно оценить правильность самооценки каждого ребенка, если
линеечки
уроке.
Реализация невербальной, графической методики «Линеечка успеха»
предполагает как коллективную, так и индивидуальную форму проведения в
зависимости от предложенного учителем критерия, подготовленности класса,
она не предусматривает специальных условий проведения.
«Линеечка успеха» вносит занимательный момент в учебное занятие, вызывает
одинаковые
данном
на
у
всехулыбку на лицах детей, учит правильно рассчитывать силы и адекватно
оценивать свои достижения, способствует созданию ситуации успеха на
занятии, что является необходимым условием успешной учебы каждого
ребенка.
На уроках музыки безотметочное обучение осуществляется в опоре на
принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности,
гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности
самооценки.
При проведении уроков музыки рекомендуется соблюдать
последовательность этапов технологии безотметочного обучения: постановка
цели,
выдвижение критерия (совместно учителем и учащимися),
осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия
необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть
достигнут учащимися при осуществлении пения, игры на инструменте,
импровизации, сочинения и др. В процессе оценивания необходимо
гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное оценивание
учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание
процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем).
Методическая разработка на тему: «Безотметочное обучение на
уроках
музыки»
http://uchportfolio.ru/materials/show/76964
и
темп
восприятия,
деятельности
Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества
школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти,
внимания,
др.).
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними
достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка,
попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос.
Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться,
ответить на вопрос , поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить.
Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом,
находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.
Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися
должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию
самооценки.
Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение
ребенка. Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении
состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской
оценке.
При коллективной форме оценивания необходимо помочь детям
увидеть успехи товарища (хорошо считает, выразительно читает, аккуратно
пишет и т.д.) и, конечно, высказать пожелания и замечания (советуем выучитьне
всегда
ребенка
таблицу и завтра ее рассказать) и т.п. Коллективную оценку мы чаще всего
применяем при оценивании конкурсов рисунков, поделок, образцов тетрадей,
а учитель должен следить за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в этом
обсуждении.
Главная проблема отметочного обучения состоит в том, что при этой
системе учитель делает акцент на недостатках, тогда как при безотметочной
системе на первый план выходят успехи ученика. Отметочная система не
позволяет ученику (т.е. тому, кто еще чегото не знает и не умеет) чувствовать
себя успешным, т.к. ориентирует его на некий идеальный результат, который
для
достижимым.
Одна из целей безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более
содержательной,
По мнению
психологов, это позволит учителю, вопервых, не причинять вреда
эмоциональному здоровью ребенка и, вовторых, более эффективно
формировать
навыки.
Вторая важная цель безотметочного обучения – сформировать и развить
оценочную деятельность у детей, делая педагогический процесс гуманным и
направленным на личность ребенка. Это становиться и условием, и
результатом сотрудничества между учителем и детьми, закрепляет
взаимопонимание
взаимодействие.
Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано
способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса,
повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
объективной и дифференцированной.
является
знания
и
и
Источники:
1.http://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskie
tekhnologii/2014/02/08/bezotmetochnoeobuchenievnachalnoy
2. http://pshkola.by/ru/news/publisher_news?id=914
3.http://www.uchportal.ru/publ/15101955