Урок литературы. 10 класс
Тема «Библейские пророки»
«И сказала та женщина Илии:
теперь-то я узнала, что ты человек Божий,
и что слово Господне в устах твоих истинно»,
3Цар.17:24
Цели и задачи урока:
1. познакомиться с великими людьми, которые сделали для нас всё, чтобы донести извечные истины святейшей Книги – «Библии»;
2. развивать интерес к одной из величайших книг в мире через постижение художественного совершенства и религиозно-гуманистического, нравственного содержания величайшего памятника мировой культуры;
3. развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
4. способствовать духовному развитию учащихся; побудить их задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, способствовать осознанию ими чувства ответственности перед собой и другими людьми;
5. формировать мировоззренческие идеи на материале общечеловеческих нравственных библейских мотивов.
Виды ключевых компетенций:
Оборудование:
Ход урока
I. Оргмомент.
– Ребята, сегодня на уроке у нас в гостях отец Сергий, который выступил консультантом при подготовке урока и обязательно ответит в конце занятия на все ваши вопросы.
II. Проверка домашнего задания.
Обучающиеся читают синквейны к слову «Библия». Выбираются лучшие.
III. Основное содержание урока.
3.1. Подготовка к восприятию новой темы.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Пророк»
Беседа по вопросам:
– Вы только что услышали знакомое вам стихотворение «Пророк». Кого А.С.Пушкин называет пророком?
– Когда поэт становится пророком?
– Какую миссию должен выполнить поэт- пророк?
3.2. Словарная работа
– Как вы понимаете значение слово «миссия»?
– Можно ли утверждать, что у каждого из нас есть миссия?
Запись на доске
Значение слова «миссия» по Ефремовой:
Миссия - 1. Ответственная роль, задание, поручение.
2. Дипломатическая делегация специального назначения.
3. Дипломатическое представительство, возглавляемое посланником или поверенным в делах. // Здание, занимаемое таким представительством.
Миссия в Энциклопедическом словаре:
Миссия - (от лат. missio - посылка - поручение),1) делегация, посылаемая в др. страну с определенным поручением.2) Дипломатическое представительство, возглавляемое посланником или поверенным в делах.
– Каково, на ваш взгляд, лексическое значение слова «пророк»?
Запись на доске
Значение слова по словарю Ожегова
1) Пророк - Тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь
2) Пророк - Истолкователь воли божества, богов: провозвестник
Давайте обратимся к раздаточному материалу и познакомимся с Книгой Пророка Исаии (гл. 6, 58).
–Можно ли утверждать, что Книга Пророка Исаии (гл. 6, 58) послужила источником вдохновения для написания А.С. Пушкиным стихотворения «Пророк»? Докажите.
– Наши ребята провели небольшое исследование о библейских пророках.
3.3. Погружение в тему.
Знатоки (выступление, сопровождаемое презентацией):
В ветхозаветном Израиле пророки назывались «наби», то есть говорящие, произносящие вдохновенные речи. Пророки избирались Богом для возвещения людям Его святой воли. Пророк (наби) – это вестник божественного откровения, и его речи должны были заслуживать исключительного внимания всех людей.
Пророки иногда назывались:
Стражами, потому что они должны были бодрствовать и предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности. Иеремия 6:17 «И поставил Я стражей над вами, сказав: 'слушайте звука трубы'. Но они сказали: 'не будем слушать'».
Пастырями, потому что должны были заботиться о порученных им Богом овцах Израилевых – народе Божьем. Захария 10:2 «Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря».
Мужами Божьими . 2 Петра 1:21 «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».
Что такое пророчество?
Пророчество – Божье слово, изречённое Господом через Его избранный сосуд (Божьего человека) с целью научить, обличить и исправить или утешить человека или группу людей.
Пророчество никогда не было выше Закона: пророчество не отменяло Закон. Пророчество являлось живым творческим раскрытием Закона, применительно к определённому времени и обстоятельствам, потребностям народа и планам Всевышнего. К нарушению Закона в любой форме пророки всегда относились крайне отрицательно. Иисус, говоря о Законе, сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфея 5:17).
Избранные на служение пророки получали особые благодатные силы и дары. Но при этом они должны были сохранять себя в чистоте и достоинстве своего служения. Пророкам надлежало ревностно и бестрепетно проповедовать божественное слово перед теми, к кому они были посылаемы, как бы ни казалось оно горьким и тяжким для слушающих. В противном случае пророки отвергались Богом и нередко становились ложными пророками. Однако слушатели не принимали, отвергали слова пророков божьих, угрожали, преследовали и даже гнали их. Но ничто не могло заградить уста пророков: они готовы были на смерть ради Слова Божия.
В связи с этим пророки в своем большинстве вели бедную скитальческую жизнь, оставляя все житейские заботы.
Подробнее о некоторых ветхозаветных пророках:
Исаия. Его называли «царём пророков». О личных обстоятельствах пророка мы почти ничего не знаем. Его имя означает «слава Яхве» или «Яхве спасает». Он был племянником царя Амассии, то есть был царского, аристократического происхождения. Он был архивариусом, биографом, секретарём, воспитателем принца Езекии и, вероятно, врачом при царском дворе: 4 Царств 20:7.
По еврейскому преданию, Исаия спасся бегством от Манассии, после того, как был приговорён к смерти за то, что сказал правду. Преследуемый солдатами царя, он спрятался в стволе кедра, после чего царь приказал перепилить кедр.
Исаия пророчествовал в течение приблизительно 55 лет. У него было обширное задание от Бога: он должен был предостерегать, провозглашать Суд и утешать.
Иеремия. Имя буквально переводится как: «Господь - полагает» или «Тот, кого поставил Господь». Иеремия жил при последних семи царях Иудеи. Его деятельность продолжалась около 50 лет. Чтобы лучше служить Богу, он оставался холостым. Его миссия походила на миссию наставника, который должен вести преступника к месту казни. Три раза его заключали в тюрьму; многократно его избивали, глумились над ним. Однажды он был брошен в пустую цистерну, где провёл много дней и ночей. Но что значат физические страдания по сравнению с той душевной болью, которую ему доставлял его народ, отвергавший его как пророка!?!
Из-за того, что он увещевал (наставлял) Израиль и своего царя подчиниться Божьему суду, его назвали изменником родины. Его собратья дважды требовали его смерти. Став жертвой ненависти своих соотечественников, Иеремия в возрасте 70-80 лет был, в конце концов, побит камнями.
Осия. Имя означает «Помогай Бог». Он был современником пророка Исаии. О его жизни мы узнаем только из его книги: Бог повелел ему жениться на блуднице. Это было знамение, отсюда и пророческие имена его детей: Изреель – рассеянный, Лорухам – непомилованная, Лоамми – не мой народ. Этот трагический брачный союз должен был представлять Израилю его нарушенную связь (нарушенный завет) с Богом.
Апостолы Иисуса Христа были пророками. Об этом свидетельствует Новый Завет, который является Словом Божьим, написанным апостолами под водительством Святого Духа. Среди авторов Новозаветных книг – Матфей, Лука, Марк, Иоанн, Пётр, Павел, а также Иаков и Иуда (братья Христа по матери). Но и другие ученики и апостолы Иисуса Христа, по свидетельству Писания, были пророками.
Учитель:
– Давайте прочитаем Исход (гл. 3).
– О чём говорит эта Глава? Что нового мы узнали о пророках?
Учитель:
– Пророческая литература оказала большое влияние на христианскую идеологию и литературу.
Мотивы, взятые из "пророческих" книг, звучат в средневековой поэзии и у Данте, Гете, Байрона, Ломоносова и Пушкина и многих других поэтов. Если бы пророки были лишь проповедниками суеверий, они бы не вдохновляли творчества столь многих поколений.
Амос, Исайя, Иеремия и другие авторы "пророческих" книг были реальными историческими лицами. Они жили в древней Иудее между VIII и V веками до н.э. и оказали огромное влияние на мировоззрение своих современников. И не только современников. Вся европейская культура испытала на себе это влияние. Поэтому каждый образованный человек должен знать о них и о том, какое место занимали они в истории человеческого духа.
Двадцать с лишним веков, которые отделяют нас от времени деятельности пророков не могут служить оправданием для нашего равнодушия или насмешливого отношения к их движению. Для нас поэмы Гомера, церковь Покрова на Нерли или Рублевская Троица не есть лишь остаток старины, но вечно живое достояние культуры. Правда, образы пророков заслонены сусальной позолотой легенд. Но если мы сотрем эти наслоения веков с их произведений, то перед нами предстанут величественные образы живых людей, боровшихся, страдавших, искавших ответа на жгучие вопросы жизни.
И все же слово "пророк" для нас остается чем-то чуждым, отдающим суевериями. Не напоминает ли оно о гадалке, предсказывающей будущее? В древности у греков, китайцев, римлян действительно были такие "предсказатели" грядущего. Были они и у израильтян. Но назывались они "роэх" -прорицателями. Слово же "пророк" имело совсем другой смысл. Буквально оно означало "глашатай", "вестник", "трибун". Пророки были народными ораторами и поэтами. Они обращались к людям нередко от лица божества с требованием полного переустройства жизни.
Как возникло пророческое движение?
Предание, сохранившееся в Библии, рассказывает об этом следующее. Во времена египетского фараона Рамзеса Великого (ок. 1300 г. до н.э.) предки израильтян или часть их обитала на востоке нильской дельты. Царь Рамзес был обуреваем страстью к грандиозному строительству. Повсюду воздвигал он храмы, дворцы, укрепленные города. Для тяжелых строительных работ он использовал небольшие племена, обитавшие на рубежах его государства. Среди них оказались израильтяне. Изнуренные тяжелым трудом под палящими лучами африканского солнца, израильтяне оказались на грани вымирания. Тогда-то среди них появился первый пророк. Говорили, что он был воспитанником египтян. Во всяком случае, имя его Мосе (по-русски Моисей) было египетским. Он пришел из пустыни, куда бежал когда-то от царского гнева, и говорил, что там среди гор ему явился Бог Яхве и призвал его вывести народ израильский из рабства.
В это время умер фараон Рамзес. Египет потрясли войны и восстания. Моисей воспользовался этим и увел израильтян на восток в пустыню.
После трудного пути по безводным просторам караван беглецов оказался у подошвы горы Синайской. Там Яхве снова явился Моисею в грозовых тучах, повисших над вершиной горы. Он обещал народу свое покровительство, если он будет соблюдать его заповеди. Заповеди были начертаны на двух каменных досках-скрижалях. В них предписывалось поклоняться лишь одному Яхве, не делать изображений божества, почитать священный день субботы, чтить родителей, не убивать, не красть, не предаваться разврату, не клеветать, не давать в своем сердце места зависти. Эти простые заповеди отличались от других религиозных кодексов древности тем, что они не делали ударения на культе и обрядах. Служением Богу было соблюдение правды.
Но Моисей слишком скоро убедился насколько далек народ от возвещенного им учения. Пока он молился на вершине горы, израильтяне сделали себе идол Яхве в виде быка и устроили вокруг него пляски. При виде этого зрелища пророк в гневе разбил скрижали и лишь после всеобщего покаяния восстановил их.
Дальнейшее скитание по пустыне проходило в постоянной борьбе пророка с толпой, не желавшей исполнять его волю и нередко восстававшей против его власти.
Около 1200 г. до н.э. престарелый вождь убедился, что народ достаточно окреп и умножился для того, чтобы предпринять завоевание Ханаанской земли. Эту землю он называл "обетованной", т.е. обещанной, ибо Яхве обещал праотцу израильтян Аврааму, что его народ будет обитать там. Но самому пророку не суждено было войти в Ханаан. Он умер у самого ее рубежа, лишь с вершины горы окинув взором ее зеленые нивы и холмы. Перед смертью он еще раз испытал горечь неблагодарности. Забыв его заветы, народ принял участие в языческих празднествах моавитян - народа, живущего на южной границе Ханаана.
Что в этом рассказе - история, а что - легенда? Установить в точности это трудно, хотя, очевидно, в основном он соответствует действительности. Во всяком случае для нас важно, что пророки считали Моисея своим родоначальником и положили в основу своего учения его заповеди: верность Яхве, отрицание изображений божества, служение Богу не через обряды, а прежде всего через соблюдение нравственных принципов.
Когда израильтяне переселились в Ханаан, они столкнулись с высокой культурой туземных жителей - хананеев. У них учились они обрабатывать землю, строить города, ковать оружие, изготовлять одежду, утварь, оливковое масло, вино. Полудикие дети пустыни, они быстро стали забывать заветы Моисеева времени. Верования хананеев стали им близки и понятны.
Хананеи, как и другие народы древности, обожествляли природу. Каждая местность, по их понятиям, имела своего Ваала, т.е. господина, это был бог плодородия, который требовал постоянных жертв. Если жертвы не будут принесены земля не даст плодов, а небо дождя. Если не совершать обрядов в честь бога растительности Таммуза, не придет весна. Богиня любви Астарта тоже требовала жертв. В честь нее устраивались разгульные оргии, которые должны были оказывать магическое влияние на произрастающую силу земли Страх, с одной стороны, и вера в одухотворенность природы с другой, лежали в основе этой древней магии. Магия была главной движущей силой в этой религии природы. Верой в магию была пропитана религия и всех окружающих народов. Египтяне совершали ритуал воскресения Осириса и читали заклятия, вавилоняне ни одного шага не делали, не произнося колдовской формулы. В критические моменты шли на крайние меры. Божествам приносили в жертву детей. Так моавитский царь Меша, когда враги осадили его город, заколол на стене своего сына в честь бога Кемоша, а микенский царь Агамемнон принес в жертву свою дочь Ифигению перед походом на Трою. Израильтяне в период перехода к оседлому образу жизни в этом отношении не отставали от других народов. Они ставили священные изображения, приносили жертвы ханаанским богам в рощах, посвящали богам алтари, деревья, культовые колонны. Они оплакивали умирающего бога растительности, чтобы весной он воскрес снова; они участвовали в оргиях в честь Астарты, прибегали к оракулам, колдовству, заклинаниям. Были среди них и случаи человеческих жертвоприношений.
Эта духовная зависимость от местной религии шла рука об руку с зависимостью политической. Потерявшие было единство израильтяне оказались беззащитными перед лицом всех претендентов на господство в Обетованной Земле. С юга в нее рвались кочевники пустыни, уцелевшие ханаанские племена вновь подняли голову, а с запада угрожали железные колесницы филистимлян, воинственного народа, пришедшего с островов Средиземного моря.
В это время вновь появились пророки. Правда, они были Мало похожи на Моисея. Это была уже целая община патриотически настроенных людей, которые стремились вернуть народ к твердой вере отцов и отвратить его от чужих верований и обычаев. Эта община называла себя "Сынами Пророческими". Сыны Пророческие бродили по стране, распевая воинственные песни и проповедуя против чужеземных богов. Их пение сопровождалось звуками первобытного оркестра, состоящего из бубнов, флейт и цимбалов. Эти странные фанатики сумели сплотить израильтян и поднять их на борьбу против врагов. Священная война кончилась поражением филистимлян и образованием ок. 1000 г. до н.э. Израильского царства со столицей в Иерусалиме.
Создателем его может считаться царь Давид, который установил в стране порядки, сходные с теми, которые существовали издревле у других народов. Царь был объявлен "помазанником" Яхве, человеком, находящимся под его особым покровительством. Сыны Пророческие сделали свое дело и теперь, казалось, должны были уйти со сцены. Но тут произошло нечто неожиданное. Если в Египте или Вавилоне царь считался полубожественным существом, поступки которого стоят выше закона, то в Израиле Сыны Пророческие не хотели смириться с этим. Из воинственных дервишей они постепенно превратились в глашатаев справедливости, в совесть народа, в людей, которые говорят царям в глаза правду. Их положение в обществе можно сравнить, пожалуй, с тем положением, которое в древней Руси занимали юродивые.
О том, как далеко шли в этом пророки времен Давида, мы узнаем из одного эпизода в жизни царя.
Однажды, повествует библейский летописец, Давид прогуливался на крыше своего дома. Заглянув в соседний сад, он увидел там женщину необыкновенной красоты. Он поспешил узнать, кто она. Женщина оказалась Вирсавией - женой его военачальника - хетта Урии. Решив во что бы то ни стало завладеть ею, Давид отправил Урию в самое опасное место сражения. Урия был убит, а Вирсавия стала женой царя.
Обычная история! Но конец ее не совсем обычный. К Давиду явился пророк Нафан и рассказал притчу о богаче, который отнял у бедняка последнюю овечку, которую очень любил. Что сделать с этим жестоким человеком, спросил пророк? Вспыльчивый царь, не поняв о чем идет речь, воскликнул возмущенно: "Смерти достоин этот жестокий человек!" - Этот человек ты! - ответил пророк...
И такова была сила пророческого авторитета, что царь не только не приказал немедленно казнить дерзкого, а даже не разгневался, но опустил голову и сказал: "Согрешил я перед Яхве"...
В законодательной "Книге Завета", которая появилась в то время и была освящена авторитетом Моисеева имени, последователи пророков требовали справедливости в суде, милосердия к слабым, вдовам, сиротам, требовали правды, как религиозной обязанности. Не царь над законом, а Закон Яхве над царем и народом - таков тезис пророков.
Сын Давида Соломон, желая прославить свое царствование, решил построить в своей столице Храм Яхве. Для этого он пригласил финикийских мастеров, которые воздвигли великолепный "Дом Бога Израилева" в Иерусалиме рядом с царским дворцом. Пророки не сочувствовали этому начинанию, так как оно шло вразрез с их требованием простоты Храма. Но их учение восторжествовало в том, что храм этот был лишен какого бы то ни было изображения Бога. Впрочем, рядом с Храмом иерусалимским приютились многочисленные языческие святилища. Соломон вовсе не собирался отказываться от помощи других богов, хотя признавал Яхве покровителем своего трона и царства.
Деспотическое правление Соломона привело к восстанию, в результате которого страна распалась на два царства - северное - Израильское и Южное - Иудейское. Северяне хотели затмить славу соломонова храма и воздвигли два собственных храма. Зная, что народу трудно понять религию без изображений, царь северян Иеровам I поставил там изваяния Яхве в виде быка. Это был распространенный на востоке и западе символ творческого могущества. Египтяне чтили быка Аписа, в Ассирии и Вавилоне образ быка был священным, на острове Крите бык также был животным, посвященным божеству, у финикийцев их Ваал-Молох имел бычью голову, израильтяне в пустыне поклонялись "золотому тельцу". Пророки не сразу выступили против этого языческого обычая. Первой своей задачей они считали - вырвать из сердца народа привязанность к стихийным божествам Ханаана. "За Яхве против Ваалов!" - таков был их боевой клич. I
Среди людей, возглавивших эту борьбу, особенно прославился легендарный пророк Илия. Само имя этого человека означало: "Мой бог Яхве". Разделение царств ослабило царскую власть, и Илия мог с еще большей силой, чем его предшественники, выступать против власть имущих. В памяти народной он сохранился как бескомпромиссный враг финикийского язычества. Царица Иезавель, жена царя Ахаба, сама родом финикиянка, усердно насаждала в Израиле свою веру. Она преследовала Илию и его сторонников. Но они нередко оказывались победителями. Народ все больше и больше прислушивался к их воззваниям.
О характере отношений царя и пророка свидетельствует следующий рассказ, сохранившийся в Библии. Ахабу понравился виноградник крестьянина Навуфея и он захотел купить его. Крестьянин отказался продать землю, на которой трудились его отцы и деды. Тогда, по совету жены, царь выдвинул против Навуфея ложное обвинение и тот был казнен. Но едва царь вступил в виноградник, хозяином которого он теперь стал, как перед ним из-под земли вырос Илия и призвал на его голову проклятие за невинную кровь. Он предрек Ахабу и его династии гибель.
Таким пламенным обличителем, защитником слабых и обиженных остался Илия в народных преданиях. Таким смотрит он на нас с древних икон и фресок: багровый фон, на котором часто изображают его фигуру, как бы напоминает о громах и молниях, об огромном духе борца, предрекшего гибель царю.
Угроза Илии в отношении Ахаба осуществилась вскоре. Царь погиб в сражении. Пророки-ученики Илии вдохновили восстание против его наследника и власть в Северном царстве была захвачена военачальником Иегу.
В это время пророки впервые записали отечественные предания и историю. Их волновал вопрос о происхождении зла в мире, и о том, куда идет род человеческий. Они учили, что сам человек виновен в несовершенстве жизни. Созданный Богом для радости на земле, он преступил его заповедь и с тех пор множит зло на земле.
Несмотря на то, что этих людей многое отделяет от современного человечества, нельзя не согласиться с тем, что многие элементы их учения стали бессмертным достоянием народов. Идеи равенства всех людей, требование социальной справедливости, высокие этические идеалы пророков ставят их в ряды наиболее ранних провозвестников гуманизма.
Произведения пророков отличаются богатством и яркостью поэтического языка.
И мы сможем в этом убедиться, познакомившись с ними. Работаем в парах. У вас на столах раздаточный материал с псалмами (51, 52, 81) из Псалтири и притчами царя Соломона. Задание к текстам – на первой странице раздаточного материала.
3.4. Исследовательская работа.
Обучающиеся работают в парах, затем итоги работы обсуждаются.
Учитель:
В Ветхом завете слышатся голоса и пророков, и царей, неравнодушных к судьбе своего народа.
Псалтирь и Притчи Соломоновы отличаются особой поэтичностью, музыкальностью и об этом вы порассуждаете дома.
Домашнее задание.
IV. Индивидуальные задания к уроку «Иисус Христос и его мать».
V. Творческая письменная работа «Богатство и яркость поэтического языка Псалтири (Притчей царя Соломона) или тест «Библейские пророки»
5. Подведение итогов
Учитель:
– Подводя итоги урока, сформулируем отличительные черты Божьего пророка и запишем их на доске.
Ученики:
– Истинный пророк Божий является возрождённым человеком, ведущим богобоязненную жизнь, демонстрируя окружающим образец святого жития.
– Истинный пророк Божий имеет личные взаимоотношения с Богом (хорошо знает личность и характер Бога).
– Истинный пророк Божий знает и постоянно изучает Божье Слово в первую очередь для собственного назидания, обличения и исправления.
– Пророчества Божьего пророка никогда не противоречат и не расходятся со Словом Божьим (Библией).
– Цель пророчеств пророка Божия – назидание, обличение, исправление и утешение слушающих.
Учитель:
Обратите внимание! Если хоть один из этих пунктов нарушен, то человек, претендующий на роль истинного пророка Божия, является обманщиком и лжепророком.
Мы имеем сегодня возможность побеседовать с отцом Сергеем и задать ему вопросы о пророках и лжепророках.
Ученики:
– А сегодня есть пророки?
Отец Сергий:
– Некоторые верующие действительно считают, что Господь даёт новейшие пророчества, которые являются дополнением к Новому Завету или представляют собой Новейший Завет.
Отрывок Евреям 1:1-2: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» – свидетельствует о том, что сегодня Господь Бог открывает нам Свою волю через Иисуса Христа, который является живым Божьим Словом (Иоанна 1:1, 14). Всё, что человеку необходимо сегодня знать для прощения грехов, спасения и обретения вечной жизни, уже изложено в Божьем Слове. Именно поэтому всякий претендент на звание пророка нового времени является лжепророком и лжеучителем
Некоторые сегодня заблуждаются, неправильно понимая слова пророка Иоиля. Иоиль 2:28-29: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего». На это пророчество ссылается Пётр в своей проповеди в день Пятидесятницы: Деяния 2:17-18 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать».
То, о чём говорит Иоиль, относится не к каким-то новым пророчествам, а к тому времени Нового Завета, когда Святой Дух будет доступен для каждого человека, ищущего Бога. Пророк говорит о том, что настанет время, когда многие будут исполнены Святым Духом (христианская эра) и посему будут получать откровения от Святого Духа к пониманию Священного Писания, чтобы знать,как применить Божье Слово к себе и к своей жизни.
Ученики:
– Отец Сергий, а что Вы думаете о лжепророках?
Отец Сергий:
– Иисус неоднократно предупреждает нас о появлении лжепророков: Матфея 7:15-20 «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их», Матфея 24:4-5 «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: 'Я Христос', и многих прельстят»; Иисус также предупредил нас, что появление большого количества лжепророков является одним из признаков приближения конца света и второго пришествия Христа: Матфея 24:11 «Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих».
Пророк – это учитель Божьей истины, ибо роль пророка – учить людей Божьему Слову и истине. Лжепророк является лжеучителем, поскольку учит людей лжи.
Бог неоднократно обращался к прорицателям и лжепророкам, предупреждая их о возмездии за ложь. Исаия 8:19-21 «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего».
В Деяниях 16:16-18 показан образ лжепророка – служанка, одержимая духом прорицания: «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.