Библейский сюжет в структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Оценка 4.9

Библейский сюжет в структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл—11 кл
03.06.2021
Библейский сюжет в структуре романа М.А. Булгакова  «Мастер и Маргарита».
Библейский сюжет в структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».docx

Методическая разработка урока по роману  М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Тема урока:  Библейский сюжет в структуре романа М.А. Булгакова  «Мастер и Маргарита».

Цель:   Нравственное совершенствование учащихся.

Задачи:  1. ознакомление с христианской культурой; 2.  развитие умений и навыков анализа прозаического произведения, способности  выделять главное;  3.  воспитание нравственности через постановку вопросов о вере, системе ценностей современного человека.

Оформление доски:   Эпиграфы:

1.     Каждому будет дано по его вере…

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»;

          2.   …так кто ж ты, наконец?

           – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…

Гёте «Фауст».

Оборудование:  текст романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

репродукции картин Н.Н. Ге  «Голгофа»,  «Что есть истина? Христос и Пилат», И.Н. Крамской  «Христос в пустыне».

Ход урока:

1. Оргмомент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу.

2. Актуализация.

– Библейская история – вечная тема, которая всегда волновала человека.  К повествованию о земной жизни Иисуса Христа обращались разные люди во все времена. 

Обратите внимание на репродукции картин  Н.Н. Ге «Голгофа»,  «Что есть истина? Христос и Пилат» и И.Н. Крамского  «Христос в пустыне».  Художники поднимают  общечеловеческие проблемы, обращаясь к своим современникам и ставя перед ними трудные вопросы о выборе жизненного пути. 

 На вопрос о том, что такое истина, искали и ищут ответ и писатели, и философы, и художники.  И многие из них обращались к библейским сюжетам. Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова тоже посвящён вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.

3.  Прослушивание сообщений учеников (домашнее задание).  

–  Предлагаю вам послушать сообщения ваших товарищей об истории земной жизни Иисуса Христа, которые подготовлены ими на основании текстов Евангелий.   Ребята  их сравнили с главами о Понтии Пилате у М. Булгакова.

Слушают сообщения.

Выводы:  –  Итак, мы выяснили, что простое сопоставление Евангельской основы с текстом  романа выявляет немало существенных  различий. Повторите их. (Это возраст Иешуа – 27 лет, а Иисусу 33 года.  Перед нами нищий бродячий философ, который не помнит своих родителей, когда Иисус – это Сын Божий.  Отсутствие учеников, кроме Левия Матвея, неточно и невнятно записывающего некоторые слова  и мысли учителя, когда по Евангелию их было 12 апостолов. Иешуа вошёл в Ершалаим, а не въехал на ослёнке, как Иисус, и никто в городе его не знал.  Иуда не повесился, а был убит по приказанию Понтия Пилата, который хотел хотя бы этим успокоить свою совесть). 

– Как вы считаете, М. Булгаков переосмысливает Евангелие, полемизирует с ним, а может, даже опротестовывает события, произошедшие две тысячи лет назад? (Отвечают). Зачем же главы о Понтии Пилате введены в структуру романа «Мастер и Маргарита»?

4. Целеполагание.

– На сегодняшнем уроке нам предстоит разобраться и понять, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о начале ХХ века.

5. Основная часть урока.

– Давайте с вами вспомним, с чего же начался роман М. Булгакова и как входит в основное повествование история казни Га-Ноцри.

(Идейный пафос романа явно просматривается в диалоге Воланда с Бездомным: «…ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?"

"Сам человек и управляет," – поспешил сердито ответить Бездомный…»)

Слово учителя:

–  Итак, позиция Берлиоза, а вслед за ним и Бездомного нам становится ясна: Бога нет, а Иисус никогда не существовал. 

 – Интересно, задумывался ли кто-то из вас над вопросами существования Бога и  Его Сына Иисуса?   История жизни Иисуса Христа – это миф или реальность?  (Отвечают).

–  Как отвечает М. Булгаков на этот вопрос? Давайте разберёмся.

–  Чьи это слова: «Имейте в виду, что Иисус существовал»? (Воланда).

– Таким образом, мы можем ответить на вопрос, как входит в основное повествование история казни Га-Ноцри… (Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана Берлиозу и Бездомному Воландом).  Кто такой Воланд, мы уже знаем.

–   В какой главе мы узнаём продолжение ершалаимской истории? (Глава 16 «Казнь»).  Как она вводится в роман «Мастер и Маргарита»?  (Эти события Иван Бездомный увидел во сне в сумасшедшем доме).

– С силами света или тьмы в вашем понимании связана область сновидений? (Отвечают).

Вывод:  Глава 16, как и 2, вводится в основное повествование с подачи сил тьмы.

–  Главы 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и 26 «Погребение» каким образом попадают на страницы булгаковского романа? (Их читает Маргарита в рукописи Мастера, которая сгорела, но чудесным образом появилась вновь, а вручил её героине помощник Воланда – Бегемот).

– Да, как замечает М. Булгаков уже на страницах своего романа, «всесильный Воланд был действительно всесилен».

Вывод:   Мы выяснили, что роман о Понтии Пилате воплощает в жизнь (доводит до читателя) Воланд, а значит, силы тьмы.

–   Можно ли сказать, что Воланд является автором этого романа? (Нет, официальный автор романа – Мастер).

–   Какова история его написания Мастером? (Писал в подвале, уйдя с работы, а деньги однажды выиграл в лотерею).

–   Можно предположить и здесь влияние тёмных потусторонних сил, т.к. денежный выигрыш традиционно связывается с Сатаной.

Вывод: Вспоминая главу 1, разговор Воланда с Берлиозом и Бездомным, понимаем, что в ответ на неверие последних Сатана и даёт свою версию евангельских событий.

6.  Подведение итогов.

–   Берлиоз – интеллигент, а Бездомный – из народа. Перед нами представители современного Булгакову атеистического общества, активно проповедующие господствующую в нём идеологию. Особенно ярко московское  общество показано в эпизоде с представлением в Варьете. Во что верят москвичи? (Ни во что, их религия – деньги).

–   Вот именно, неверие достаточно грамотных людей возмущает даже Воланда.  Смог он убедить москвичей в своём существовании? (Нет, потом всё объяснилось с точки зрения здравого смысла – действовала шайка гипнотизёров). 

М. Булгаков вводит Воланда со свитой в повествование как раз для того, чтобы дать возможность почувствовать присутствие нематериального в нашей жизни. Не случайно обращение Берлиоза и Бездомного, Мастера и Маргариты к духовному миру происходит под влиянием Воланда-Сатаны: Обратите внимание на второй эпиграф нашего урока (это эпиграф к роману «Мастер и Маргарита»).  Но получается так, что москвичи не верят не только в Бога, не верят они и в дьявола, не верят и в чудеса.  И если они смотрят на Иисуса Христа с позиций атеистических, то Его образ лишён чудесного – Он просто человек. Но Воланд, он-то появляется в Москве самым чудесным способом, не так ли?

–  Изменились ли представления людей о жизни после столкновения с фантастической действительностью в романе? (Нет).  Обратите внимание на первый эпиграф нашего урока (на доске).

Вывод: Неверие  людей делает Сатану пророком Истины, которая перевёрнута с ног на голову. 

 –  Булгаков говорит о необходимости веры. И москвичей, и жителей  Ершалаима губит её отсутствие, небрежение ко всему, что выходит за пределы материального мира.

5.     Домашнее задание.

–  Готовясь к последнему уроку по роману М. Булгакова, подумайте, какая из тем и идей прочитанного нами произведения оказалась ближе,  интереснее вам?

–  Ответьте письменно на вопрос: «В чём смысл ершалаимской истории?»


 

Методическая разработка урока по роману

Методическая разработка урока по роману

На вопрос о том, что такое истина, искали и ищут ответ и писатели, и философы, и художники

На вопрос о том, что такое истина, искали и ищут ответ и писатели, и философы, и художники

ХХ века. 5. Основная часть урока

ХХ века. 5. Основная часть урока

Главы 25 «Как прокуратор пытался спасти

Главы 25 «Как прокуратор пытался спасти

Маргариты к духовному миру происходит под влиянием

Маргариты к духовному миру происходит под влиянием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2021