Методическая разработка урока по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема урока: Библейский сюжет в структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель: Нравственное совершенствование учащихся.
Задачи: 1. ознакомление с христианской культурой; 2. развитие умений и навыков анализа прозаического произведения, способности выделять главное; 3. воспитание нравственности через постановку вопросов о вере, системе ценностей современного человека.
Оформление доски: Эпиграфы:
1. Каждому будет дано по его вере…
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»;
2. …так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…
Гёте «Фауст».
Оборудование: текст романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
репродукции картин Н.Н. Ге «Голгофа», «Что есть истина? Христос и Пилат», И.Н. Крамской «Христос в пустыне».
Ход урока:
1. Оргмомент.
Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу.
2. Актуализация.
– Библейская история – вечная тема, которая всегда волновала человека. К повествованию о земной жизни Иисуса Христа обращались разные люди во все времена.
Обратите внимание на репродукции картин Н.Н. Ге «Голгофа», «Что есть истина? Христос и Пилат» и И.Н. Крамского «Христос в пустыне». Художники поднимают общечеловеческие проблемы, обращаясь к своим современникам и ставя перед ними трудные вопросы о выборе жизненного пути.
На вопрос о том, что такое истина, искали и ищут ответ и писатели, и философы, и художники. И многие из них обращались к библейским сюжетам. Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова тоже посвящён вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.
3. Прослушивание сообщений учеников (домашнее задание).
– Предлагаю вам послушать сообщения ваших товарищей об истории земной жизни Иисуса Христа, которые подготовлены ими на основании текстов Евангелий. Ребята их сравнили с главами о Понтии Пилате у М. Булгакова.
Слушают сообщения.
Выводы: – Итак, мы выяснили, что простое сопоставление Евангельской основы с текстом романа выявляет немало существенных различий. Повторите их. (Это возраст Иешуа – 27 лет, а Иисусу 33 года. Перед нами нищий бродячий философ, который не помнит своих родителей, когда Иисус – это Сын Божий. Отсутствие учеников, кроме Левия Матвея, неточно и невнятно записывающего некоторые слова и мысли учителя, когда по Евангелию их было 12 апостолов. Иешуа вошёл в Ершалаим, а не въехал на ослёнке, как Иисус, и никто в городе его не знал. Иуда не повесился, а был убит по приказанию Понтия Пилата, который хотел хотя бы этим успокоить свою совесть).
– Как вы считаете, М. Булгаков переосмысливает Евангелие, полемизирует с ним, а может, даже опротестовывает события, произошедшие две тысячи лет назад? (Отвечают). Зачем же главы о Понтии Пилате введены в структуру романа «Мастер и Маргарита»?
4. Целеполагание.
– На сегодняшнем уроке нам предстоит разобраться и понять, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о начале ХХ века.
5. Основная часть урока.
– Давайте с вами вспомним, с чего же начался роман М. Булгакова и как входит в основное повествование история казни Га-Ноцри.
(Идейный пафос романа явно просматривается в диалоге Воланда с Бездомным: «…ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?"
"Сам человек и управляет," – поспешил сердито ответить Бездомный…»)
Слово учителя:
– Итак, позиция Берлиоза, а вслед за ним и Бездомного нам становится ясна: Бога нет, а Иисус никогда не существовал.
– Интересно, задумывался ли кто-то из вас над вопросами существования Бога и Его Сына Иисуса? История жизни Иисуса Христа – это миф или реальность? (Отвечают).
– Как отвечает М. Булгаков на этот вопрос? Давайте разберёмся.
– Чьи это слова: «Имейте в виду, что Иисус существовал»? (Воланда).
– Таким образом, мы можем ответить на вопрос, как входит в основное повествование история казни Га-Ноцри… (Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана Берлиозу и Бездомному Воландом). Кто такой Воланд, мы уже знаем.
– В какой главе мы узнаём продолжение ершалаимской истории? (Глава 16 «Казнь»). Как она вводится в роман «Мастер и Маргарита»? (Эти события Иван Бездомный увидел во сне в сумасшедшем доме).
– С силами света или тьмы в вашем понимании связана область сновидений? (Отвечают).
Вывод: Глава 16, как и 2, вводится в основное повествование с подачи сил тьмы.
– Главы 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и 26 «Погребение» каким образом попадают на страницы булгаковского романа? (Их читает Маргарита в рукописи Мастера, которая сгорела, но чудесным образом появилась вновь, а вручил её героине помощник Воланда – Бегемот).
– Да, как замечает М. Булгаков уже на страницах своего романа, «всесильный Воланд был действительно всесилен».
Вывод: Мы выяснили, что роман о Понтии Пилате воплощает в жизнь (доводит до читателя) Воланд, а значит, силы тьмы.
– Можно ли сказать, что Воланд является автором этого романа? (Нет, официальный автор романа – Мастер).
– Какова история его написания Мастером? (Писал в подвале, уйдя с работы, а деньги однажды выиграл в лотерею).
– Можно предположить и здесь влияние тёмных потусторонних сил, т.к. денежный выигрыш традиционно связывается с Сатаной.
Вывод: Вспоминая главу 1, разговор Воланда с Берлиозом и Бездомным, понимаем, что в ответ на неверие последних Сатана и даёт свою версию евангельских событий.
6. Подведение итогов.
– Берлиоз – интеллигент, а Бездомный – из народа. Перед нами представители современного Булгакову атеистического общества, активно проповедующие господствующую в нём идеологию. Особенно ярко московское общество показано в эпизоде с представлением в Варьете. Во что верят москвичи? (Ни во что, их религия – деньги).
– Вот именно, неверие достаточно грамотных людей возмущает даже Воланда. Смог он убедить москвичей в своём существовании? (Нет, потом всё объяснилось с точки зрения здравого смысла – действовала шайка гипнотизёров).
М. Булгаков вводит Воланда со свитой в повествование как раз для того, чтобы дать возможность почувствовать присутствие нематериального в нашей жизни. Не случайно обращение Берлиоза и Бездомного, Мастера и Маргариты к духовному миру происходит под влиянием Воланда-Сатаны: Обратите внимание на второй эпиграф нашего урока (это эпиграф к роману «Мастер и Маргарита»). Но получается так, что москвичи не верят не только в Бога, не верят они и в дьявола, не верят и в чудеса. И если они смотрят на Иисуса Христа с позиций атеистических, то Его образ лишён чудесного – Он просто человек. Но Воланд, он-то появляется в Москве самым чудесным способом, не так ли?
– Изменились ли представления людей о жизни после столкновения с фантастической действительностью в романе? (Нет). Обратите внимание на первый эпиграф нашего урока (на доске).
Вывод: Неверие людей делает Сатану пророком Истины, которая перевёрнута с ног на голову.
– Булгаков говорит о необходимости веры. И москвичей, и жителей Ершалаима губит её отсутствие, небрежение ко всему, что выходит за пределы материального мира.
5. Домашнее задание.
– Готовясь к последнему уроку по роману М. Булгакова, подумайте, какая из тем и идей прочитанного нами произведения оказалась ближе, интереснее вам?
– Ответьте письменно на вопрос: «В чём смысл ершалаимской истории?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.