"Благородное сердце Васи". Урок-размышление по рассказу Ю.Я. Яковлева "Рыцарь Вася"
Цели:
• выявить личностное восприятие текста; помочь осознанию чувства, которое возникает после прочтения; обучать интерпретации текста;
• воспитывать: любовь к ближнему, мужество, благородство, доброту, взаимопонимание.
Оборудование: выставка рисунков учеников, словари В.И. Даля, С.И. Ожегова, литературных имён; музыкальный фон. Запись словаря на доске: Ричард, Айвенго, Дон Кихот.
Музыкальный фон: Ричард Клайдерманн «Лунная соната» в современной оранжировке.
Опережающее домашнее задание: предварительные читательские отзывы о рассказе, рисунки, эпиграфы к рассказу, суперобложка.
"Благородное сердце Васи". Урок-размышление по
рассказу Ю.Я. Яковлева "Рыцарь Вася"
Цели:
выявить личностное восприятие текста; помочь осознанию чувства, которое возникает после прочтения;
обучать интерпретации текста;
воспитывать: любовь к ближнему, мужество, благородство, доброту, взаимопонимание.
Оборудование: выставка рисунков учеников, словари В.И. Даля, С.И. Ожегова, литературных имён;
музыкальный фон. Запись словаря на доске: Ричард, Айвенго, Дон Кихот.
Музыкальный фон: Ричард Клайдерманн «Лунная соната» в современной оранжировке.
Опережающее домашнее задание: предварительные читательские отзывы о рассказе, рисунки, эпиграфы к
рассказу, суперобложка.
Мужество – это обладание серединой между страхом и отвагой.
Аристотель
ХОД УРОКА
1. Сообщение учителя о писателе. Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет
о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров
бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи,
происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается.
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит
одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда
готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях,
писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить
себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества,
помогает школьнику познать законы честности и справедливости.
2. Беседа по содержанию рассказа.
– Чем привлекает нас рассказ Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася»?
– Что написано о Васе? Каким его характеризует автор?
Звучат детские впечатления от рассказа. Ученики выступают с предварительными читательскими отзывами. –
«Он привлекает нас искренностью рассуждений, душевностью, отсутствием нравоучений, пониманием детской
души, настойчивым призывом к взрослым признавать за детьми право называться людьми».
3. Работа в группах.
I группа. Какова внешность Васи? (Куртка в обтяжку, на толстом его лице...)
II группа. Его манеры, действия. (Медлительный, неповоротливый, ходил в развалку и т.д.)
III группа. Отношение к нему окружающих (Все называли его тюфяком, «на уроках физкультуры был предметом
общих насмешек).
– А как характеризует его автор?
– «А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие
стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он
мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»
– В отличие от автора, одноклассники видят его толстым, неуклюжим, неповоротливым, считают, что причина
его полноты – это обжорство. Но это не так. Он не любил есть. Ребята были очень, очень несправедливы к нему.
Ну и что, что он толстый, неуклюжий, ведь он только растёт, его внешность постепенно формируется. Вы же
растёте, и все вы разные! А что делает герой в ответ на эти обидные слова?– «Он привык к судьбе неудачника и сердился только на самого себя».
– Итак, в центре рассказа мальчик. Мы рассмотрели нашего героя с точки зрения его внешности, отношения к
нему окружающих, автора. А как мы, читатели, к нему относимся?
– «Сочувствуем ему, так как к нему очень несправедливы окружающие».
– Какой главный вопрос автор предлагает для обсуждения? Найдите в отрывке cлова «…а в его груди билось
благородное сердце…» три слова, которые очень важны. – «рыцарь (подвиг); слабых и обиженных; мечта».
– Что значит быть настоящим рыцарем? Вы растёте, каждый из вас превратится в мужчину, настоящего
мужчину. Каким должен быть мужчина? У каждого из вас есть своё представление о том, что значит быть
настоящим мужчиной. Ю.Я. Яковлев даёт нам понять, что значит быть настоящим мужчиной, рыцарем. Найдите в
словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова значение слова рыцарь. Назовите свойства настоящего рыцаря:
– «Настоящий рыцарь не может быть злым, злобным, обидчивым. Вася не реагировал на обиды, обижался
только на себя. Мама называла его «слоном в фарфоровой лавке». Приятель сказал, что «на такого толстого
никакие доспехи не налезут». И он не обижался на них».
– Как он поступает?
– «Если ты не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней, к ситуации». Какое ещё качество есть у
Васи? – «Он – мечтатель. Он в душе рыцарь. Он мечтает и представляет себя рыцарем».
– Что ещё мы знаем о Васе?
– «Ходит в музеи, знакомится с рыцарскими доспехами, мечтает о подвигах, читает «Дон Кихота» Сервантеса,
знакомится с рыцарями по книгам. Он готовит себя к подвигу».
– Как стать настоящим рыцарем?
– Вася жалеет, что у него имя не подходит к рыцарю, ведь существуют же звучные имена рыцарей таких, как:
Ричард, Айвенго, Дон Кихот, которые известны всему миру. Совершил ли Вася подвиг? Стал ли он рыцарем?
4. Пересказ эпизода спасения ребёнка (обращаемся к тексту).
– А ведь имена настоящих рыцарей известны всем в своей эпохе и даже сейчас. Это настоящие герои. Не
сказочные. Какие же ещё качества характера должны быть у рыцаря?
– «Рыцарь должен быть скромный, не кричать о своём подвиге. Настоящий рыцарь совершает поступок не для
того, чтобы имя стало известным, а потому, что он по характеру такой смелый и благородный».
– «Их славят люди! Жизненное кредо (объяснить) у них – защищать слабых и беззащитных».
– А наш герой встретился, к сожалению, с подлостью и обманом. Здесь бы и сказать на линейке, кто совершил
подвиг, кто на самом деле спас малыша, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все
три бугорка покраснели». Я считаю, что он тюфяк: «поплёлся, с трудом протиснулся, сдвинул парту. В конце
концов, сам поверил, что Димка – герой вчерашнего происшествия». Какой же он рыцарь? Убедите меня в
обратном, что он не тюфяк.
– «Он просто внешне такой. А за внешней оболочкой, неуклюжей фигурой скрывается горячее сердце».
5. Творческое задание. Защита рисунков к рассказу (по желанию):
– Предлагаю записать в тетрадь признаки рыцаря: «честная справедливая душа»; «мечтательный; характер
мужественный и скромный».
– «Димка же не бросился спасать, только кричал и руками размахивал, значит, у него не такой характер, а
бросился спасать Вася».
– Какой момент в рассказе вы считаете самым важным? Как называется самый остросюжетный момент в
развитии действия?
– «Кульминация. Это тот момент, когда Вася спасает первоклассника».
– Обратимся к финалу. О чём говорится в финале? Кто герой финальной сцены? Найдите авторские
характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героев.– «Речь шла о Димке, который якобы спас малыша: «…смелый поступок; Димка, оказывается, выполнял
пионерский долг и сохранил честь красного галстука. А наш герой стоит, слушает, стиснутый со всех сторон. Ему
хотелось сказать, но, увы: поплёлся, протиснулся…».
– Как мы узнаём о героях?
– «При помощи художественных средств: портрет, манеры, действия, авторское отношение, пейзаж, диалог,
кульминация, развязка».
– Можно ли в финальной сцене найти ответ на вопрос: «Что значит быть настоящим рыцарем?».
– «Да. Он остался скромным, верным своей мечте, снова рисовал рыцаря».
– Можно ли считать финал развязкой и почему?
– «Действие завершилось. Развязка в рассказе является одновременно и завязкой следующих событий в других
рассказах. Для Васи нет развязки. Он остался верен своей мечте: пришёл в класс, сел за парту и снова начал
рисовать рыцаря».
– Пять учеников накануне получили домашнее задание прочитать 4 – 5 рассказов Ю.Я.Яковлева и об одном из
них подготовить небольшое сообщение по определённому плану: 1. Название рассказа. 2. Что волнует героя и
автора? 3. Какова главная проблема? 4. Кому бы вы хотели порекомендовать чтение этого произведения и
почему?
Мы выберем ту проблему, которая волнует всех.
6. Звучат сообщения:
1. «В «Багульнике» рассказывается о том, как школьник Костя заботился о животных, о братьях наших меньших,
помогая беспомощным людям. О доброте, о бескорыстии, об ответственности взрослых за свои поступки, о
благородстве».
2. «В рассказе «Черника» главная проблема – это проблема одиночества. Коля Луковкин в пионерском лагере
заболел, его поместили в пустой лагерный изолятор, ему было очень скучно, тоскливо, одиноко. И ему принесла
чернику Смирнова, внешне девочка некрасивая. Но за её некрасивой внешностью он увидел доброе сердце».
3. «Рассказ «Я убил аиста» о мальчике и дяде, которые стреляли в тарелки. Мальчик, закрыв глаза, выстрелил и
убил нечаянно аиста, летевшего мимо них. Этот рассказ учит нас быть осторожными, более внимательными,
бережно относиться к окружающим животным, птицам, быть гуманными».
4. «Рассказ «На деревьях вырастают листья». В этом рассказе ставятся проблемы: 1) проблема одиночества; 2)
проблема взрослых и детей, их взаимоотношения; 3) проблема особого внимания взрослого к миру детей,
которые порой бывают умнее, добрее, тоньше, мудрее, чем взрослые. Иногда взрослые со своими проблемами,
заботами не видят того, что видят дети. И у детей можно многому научиться. Я посоветовала бы прочитать этот
рассказ и взрослым, и детям, т.к. эти проблемы волнуют всех».
5. «Где начинается небо» – это рассказ о мальчике, который пробовал летать с парашютом из окна первого
этажа, используя вместо парашюта простыню или наволочку, за что ему всегда попадало от мамы. Рассказ о
мальчике и о взрослом, которые с полуслова поняли друг друга. Ведь взрослый в далёком детстве также
пробовал летать из окна только с зонтиком. Он так же, как и ребёнок, прыгал с высоты птичьего полёта.
Взрослый понял самое главное, что небо начинается «не на гребне крыши и не в синих струях, по которым
плывут облака, а оно берёт начало совсем близко от земли – на первом этаже или на уровне плеча. Начинается
в бесстрашном сердце и простирается до тучи или до звёзд, смотря куда его поднимет сердце». Я
порекомендовала бы прочитать одноклассникам, мальчикам, потому что этот рассказ учит ребят быть смелыми,
мужественными, бесстрашными. Этот мальчик мог бы прыгнуть с парашютом и из окна пятого этажа, но ещё не
пробовал пока. Такие ребята не останавливаются ни перед какими трудностями. Также этот рассказ о
взаимопонимании взрослых и детей».
– Итак, мы прослушали с вами краткие сообщения ребят о прочитанных рассказах. Что общего в их
выступлениях? – «Они хотят, чтобы рассказ прочитали взрослые и дети. – Оказывается, героями его рассказов
являются и взрослые, и дети». – Чем дополните выступления товарищей?
– «В рассказе «Я убил аиста» мальчик страдает и терзается от того, что по неосторожности убил птицу».
– «В рассказе «На деревьях вырастают листья» героиня не знает, как быть с родным отцом, как помочь, чтобы
он не пил, не просил денег на выпивку, не курил и не бранился по ночам, а заботился о них».– «Герой рассказа «Багульник» – мальчик, который заботился о братьях наших меньших, выгуливал и
подкармливал собак и немощных людей».
– «Из рассказа «Черника» мы узнаём об одиночестве Коли Луковкина, который изза своей болезни был помещён
в лагерный изолятор, и которого спасла от страшной человеческой болезни – от одиночества, Смирнова, угостив
его черникой. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоровел, и Смирнова, эта невзрачная девочка,
превратилась в умную и красивую девочку».
– «Где начинается небо» – здесь повествуется о бесстрашном мальчике, который готов прыгнуть из окна пятого
этажа, а также о полном понимании его мечты взрослым, его собеседником».
– Какая же проблема объединяет все эти рассказы? – «Главная проблема – это проблема взаимопонимания
взрослых и детей. Оказывается, взрослые не всегда понимают детей. Но не только взрослые не понимают
детей, но не понимают и дети друг друга. Эта проблема волнует и героев рассказа – детей, взрослых, автора и
нас, читателей».
7. Вывод: Вася, безусловно, рыцарь, рядом с его именем должно обязательно стоять слово рыцарь! В начале
рассказа Ю.Я. Яковлев поставил проблему: Что такое рыцарь? Какими качествами должен обладать настоящий
рыцарь? Далее идёт цепь событий, раскрывающих характер мальчика через его поступки. Ребята не назвали
его рыцарем.
– А почему мы можем назвать вслед за автором?
– «Автор и назвал рыцарем нашего героя наравне с Ричардом, Айвенго, Дон Кихотом. Но ведь в глазах
окружающих он оказался тюфяком. Попрежнему никто в нём не увидел рыцаря.
– «А он своей мечте не изменил, пришёл после линейки и снова начал рисовать рыцаря».
– Умение быть верным своей мечте – это тоже свойство настоящего рыцаря. Почему рассказ называется не
тюфяк, а рыцарь Вася?
– «Потому что Вася обладает всеми качествами настоящего рыцаря: благородный, скромный, мужественный,
самоотверженный, не злой, не реагировал на обиды, готовил себя к подвигу внутренне, оказался верен своей
мечте. Я могу вам порекомендовать прочитать любой рассказ Ю.Я. Яковлева, и каждый из его героев обладает
какимилибо чертами настоящего рыцаря. Но об этом поговорим на других уроках.
– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?
– «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не
требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор помогает детям взрослеть
нравственно, готовит их к самостоятельной жизни».
– «Он не гасит в сердце читателя огонёк надежды, веру в людей. Учит тому, чтобы и дети, и взрослые понимали
хорошо друг друга. Вася не изменяет своей мечте».
– «Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему
рыцарю, чтобы постепенно избавлялись от своих недостатков, воспитывали в себе только положительные
качества. Нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, с детских лет готовить себя «к звёздному мигу»
человеческой жизни».
8. Домашнее задание по выбору учеников:
1. Прочитать другие рекомендованные рассказы Ю.Я. Яковлева.
2. Составить киносценарий и киноафишу к рассказу (групповое задание).
3. Составить кроссворды к рассказу (по желанию).