Богатства природы.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – расширить круг понятий, которые связывают жизнь человека с окружающим миром; – показать, что человек зависит от компонентов природы, используемых человеком природных богатств. Оборудование: таблица у учителя на доске и индивидуальная у каждого ребёнка, иллюстрации по теме (см. конспект). Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Иконка файла материала OKRUZhAYuSchIY_MIR_22_NEDELYa+.doc

 

Окружающий мир.

 

 

Урок 39.

 

Тема: Богатства природы.

 

 

Цели:

 

расширить круг понятий, которые связывают жизнь человека с окружающим миром;

показать, что человек зависит от компонентов природы, используемых человеком природных богатств.

 

 

Оборудование: таблица у учителя на доске и индивидуальная у каждого ребёнка, иллюстрации по теме (см. конспект).          

 

 

 

Символы:

 

 

                 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

 

Ι. Актуализация знания и постановка учебной проблемы

 

 

 

1. – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира. 3

Давайте вспомним, какие природные богатства помогли ростку пшеницы вырасти.

Ответы детей.

Представьте себе, что мы отправились с вами на прогулку по лесу. Какие природные богатства мы можем взять в лесу? (Грибы, ягоды, орехи.)

Что нужно сделать, чтобы согреться в лесу? (Развести костёр.)

– Что для этого мы можем взять из природных богатств? (Дрова.)

Откуда взялись тетрадь, стол, железные предметы, бензин?

Всё это так или иначе связано с природой, а значит, с её богатствами. Так о каких богатствах пойдёт речь сегодня на уроке?

 

2. – Откройте с. 30 учебника.

– Как называется тема сегодняшнего урока?

– На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную формулировку и фиксирует вопросный план на доске.

– Какое умение мы сейчас формировали? (Умение планировать предстоящую работу.)

 

 

 

 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

 

ΙΙ. Совместное открытие знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Работа в учебнике.  1   3   4   1   (

Экологическое воспитание.

Давайте прочитаем текст на с. 30.

Комментированное чтение. Диалог с автором по технологии продуктивного чтения ОС «Школа 2100».

2. Вопросы после чтения.

– Что делают из древесины?

– Для чего нужна руда?

– Из чего делают бензин?

– Что делают из песка?

Где же начинается путешествие всех предметов? (В природе.)

3. Чтение вывода на с. 30 внизу.

4. – Посмотрите на иллюстрации на с. 31.

– Что изображено на первой картинке? Почему плывёт парусник?

– Какие силы природы использует человек на этой картинке?

– Кто знает, как называется сооружение на второй картинке?

– Какая сила природы используется на электростанции?

– Как?

– Какие силы природы использует человек?

Давайте прочитаем вывод и скажем, подтвердились ли наши предположения.

5. – Посмотрите на нижнюю картинку и найдите на рисунке то, что человек называет  «природные богатства».

Дети называют природные богатства, учитель задаёт уточняющие вопросы.

 

Воздух

Как используют воздух растения, животные, человек?

Вода

Откуда она взялась в кране?

Как используется вода?

Как вода используется в хозяйстве человека?

Подземные кладовые

Что это? Их называют «полезные ископаемые».

Можно показать коллекцию полезных ископаемых.

Где человек использует полезные ископаемые?

Почва

Почему почва это тоже природное богатство?

6. Давайте разделим известные нам природные богатства

на 3 группы:

* живые;

* неживые;

* силы природы (учитель на доске фиксирует эти группы).

7. Работа в парах:

Рассмотрите иллюстрацию ещё раз и разделите перечисленные на ней богатства на 3 группы.

Представление работы в парах. Обсуждение.

Сравним результаты своей работы с выводом в учебнике (с. 32).

 

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

 

 

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

 

 

 

 

ΙΙΙ. Применение нового знания

 

      1.  Работа в тетради.  1  4   3

Откройте тетради на с. 48. Выполните задание № 1 и занесите результат в нашу табличку.

 

 

Живые природные богатства

Неживые природные богатства

Силы природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У учителя на доске картинки, дети могут в ячейках таблицы записывать или рисовать необходимые предметы.

 

 

                             

 

                   

 

 

 

Проверка.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?

– Отметь в дневнике.

 

Итак, на какие группы мы можем разделить все природные богатства?

– Что нового вы сейчас узнали?

– Для чего вам это нужно?

– Что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали?

 

       2. Работа в учебнике.  1   3   4   1 

– Откройте с. 32, посмотрите на картинку.

– Назовите предметы в центре картинки.

– Для чего они нужны человеку?

– Какие природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи?

– Из какой они группы?

 

    3. Работа в группах.  4

Учитель делит детей на группы.

1-я группа  

Найдите природные богатства, которые использует только человек. (Задание № 2 в рабочей тетради.)

2-я группа

– Соединить вещи с природными богатствами, из которых они получены. (Задание № 3 в рабочей тетради.)

3-я группа

Нарисовать в пустых клетках предметы, имеющиеся в классе, которые получены с помощью изображённых природных богатств. (Задание № 4 в рабочей тетради.)

4-я группа

– Рассказать, какие природные богатства помогли Лене и Мише стать здоровыми и сильными в летние каникулы. (Учебник, с. 33.)

Проверка работы групп с самооценкой.

 

ΙV. Итог урока

Что нового вы узнали на уроке?   2

Что повторили из того, что уже знали?

– На какие вопросы получили ответы?

– Какой вывод сделали?

– Чем важен сегодняшний урок?

 

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– У кого стоит кружок-отметка, который показывает, как они справились с выполненным на уроке заданием?

– За что вы её получили?

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

 

Ι. Актуализация знания

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока.

ΙΙ. Открытие нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника.

ΙΙΙ. Применение нового знания

* Отметить учеников, которые правильно заполнили таблицу.

Работа в группах

* Отметить учеников, которые активно работали в группах.

Урок 40.

 

Тема: Твёрдые тела, жидкости и газы.

 

Цели:

 

ознакомить учащихся с тремя состояниями физических тел.

 

Оборудование: иллюстрации по теме, деревянный брусок,  вода в бутылке,  туалетная вода, стаканчики у каждого, карандаш, ластик, для практической работы камень, вода, шприц.

 

Символы:

                         (Проводим опыты.)

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

 

I. Актуализация знания

      1   3    5

1. – Назовите природные богатства, о которых мы говорили на прошлом уроке.

– На какие группы мы их разделили?

 2. Нас окружает много разных вещей.

Учитель показывает деревянный брусок, демонстрирует воду в бутылке, брызгает туалетной водой.

– Ребята, что вы заметили?

– Что вы можете сказать об увиденном? (Предположения детей.)

– Нас окружают различные предметы, по-другому их называют «физические тела».

– Как вы думаете, они все одинаковы?

– Чем они отличаются? (Брусок – твёрдый, вода – жидкая, воздух – газ.)

Возможно, дети не догадаются, тогда учитель подписывает сам.

Запись на доске (таблица):

Твёрдые тела                 Жидкости                 Газы

 

3. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную формулировку и записывает на доске.

– На какие вопросы вы хотите получить ответ?

Учитель записывает на доске вопросы, составляя тем самым вопросный план.

 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

ΙΙ. Совместное открытие знания

 

           1. Работа в учебнике.   1   4    3    2   1    5

– Откройте учебники на с. 34.

– Посмотрите на верхние рисунки.

– Что изображено в стеклянных сосудах?

– Как можно назвать состояние воды? (Возвращаемся к таблице.)

– Что общего у предметов на второй картинке?

– Какие они? (Опираемся на таблицу.)

– Сравните ваши ответы с выводом на с. 34.

2. – Возьмите у себя на партах стаканчики, положите туда карандаш или ручку. Изменил ли предмет свою форму?

– Теперь положите в стакан ластик. Изменил ли этот предмет свою форму?

– Давайте нальём в стакан воду.

– Что произошло?

 

– Какой вывод мы можем сделать?

– Сравните ваши ответы с выводом на с. 35.

3. – Скажите, а чем мы дышим? (Воздухом.)

– Мы его видим?

– Воздух – это газ.

Учитель брызгает туалетной водой.

– Что вы почувствовали? (Запах.)

– Как вы думаете, почему вы почувствовали запах, ведь я распыляла только у доски? (Дети высказывают свои предположения.)

– Газ имеет свойство заполнять всё пространство. Приведите примеры.

– Сравните ваши ответы с выводом на с. 36.

4. Практическая работа.

 – Понаблюдаем ещё одно свойство жидкостей и твёрдых тел.

    Учитель проводит опыт по рисунку на с. 35.

Делается ещё один вывод о свойствах предметов.

– Что нового вы сейчас узнали?

– Для чего вам это нужно?

– Что нового мы делали сегодня на уроке?

– Какое умение формировали?

Физкультминутка.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙΙ. Применение нового знания

 

1. – Рассмотрите рисунки на с. 37.

– Во что превращается вода, если её сильно нагреть?

– Что получится, если охладить пар на стекле?

– А что будет, если заморозить воду?

– Сделайте вывод, что же происходит с водой?

 

2. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 37. Вы знаете, что вода очень любит путешествовать. Послушайте сказку.

Дети рассматривают иллюстрацию, учитель читает сказку.

 

Сказка о путешествии воды.

Однажды в тёплый день вода в озере отдыхала. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унёсся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в большие тучи. Наконец тучам стало так тесно, что они начали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды у них потекли слёзы, которые люди называли дождём. Дождь падал на землю. Вода собиралась в ручейки и стекала в озеро. Оно снова пополнилось до краёв, и в следующий жаркий день эта история повторилась с самого начала.

 

– Вот такая интересная история, а вот ещё одна сказка, которая нам рассказывает о свойствах воды. Посмотрите на иллюстрации.

 

                  

 

– Такое путешествие воды в природе называется «круговорот».        

      3. Работа в рабочей тетради.   1   5   6

Выполняется задание № 1 и № 2 на с. 50 (можно предложить по выбору учащихся).

Проверка с самооценкой.              

 

 

ΙV. Итог урока

 

– Чему мы учились на уроке?

– На какие вопросы мы сегодня ответили?

– Что нового мы узнали?

– Для чего нужен сегодняшний урок?  4   2   3

 

– Что у вас получилось сегодня лучше всего?

– Какое задание вызвало затруднения?

– У кого из ребят сегодня стоит кружок-отметка, который показывает, как они справились с выполненным на уроке заданием?

– За что вы получили отметку?

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока.

ΙΙ. Открытие нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника, отвечали на вопросы, делали     

выводы.

ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в тетради

* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в учебнике и тетради.