Окружающий мир.
Урок 39.
Тема: Богатства природы.
Цели:
– расширить круг понятий, которые связывают жизнь человека с окружающим миром;
– показать, что человек зависит от компонентов природы, используемых человеком природных богатств.
Оборудование: таблица у учителя на доске и индивидуальная у каждого ребёнка, иллюстрации по теме (см. конспект).
Символы:
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
|||||||||||
Ι. Актуализация знания и постановка учебной проблемы
|
1. – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира. 3 – Давайте вспомним, какие природные богатства помогли ростку пшеницы вырасти. Ответы детей. – Представьте себе, что мы отправились с вами на прогулку по лесу. Какие природные богатства мы можем взять в лесу? (Грибы, ягоды, орехи.) – Что нужно сделать, чтобы согреться в лесу? (Развести костёр.) – Что для этого мы можем взять из природных богатств? (Дрова.) – Откуда взялись тетрадь, стол, железные предметы, бензин? – Всё это так или иначе связано с природой, а значит, с её богатствами. Так о каких богатствах пойдёт речь сегодня на уроке?
2. – Откройте с. 30 учебника. – Как называется тема сегодняшнего урока? – На какие вопросы вы хотели бы получить ответ? Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную формулировку и фиксирует вопросный план на доске. – Какое умение мы сейчас формировали? (Умение планировать предстоящую работу.)
|
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. |
|||||||||||
ΙΙ. Совместное открытие знания
|
Экологическое воспитание. – Давайте прочитаем текст на с. 30. Комментированное чтение. Диалог с автором по технологии продуктивного чтения ОС «Школа 2100». 2. Вопросы после чтения. – Что делают из древесины? – Для чего нужна руда? – Из чего делают бензин? – Что делают из песка? – Где же начинается путешествие всех предметов? (В природе.) 3. Чтение вывода на с. 30 внизу. 4. – Посмотрите на иллюстрации на с. 31. – Что изображено на первой картинке? Почему плывёт парусник? – Какие силы природы использует человек на этой картинке? – Кто знает, как называется сооружение на второй картинке? – Какая сила природы используется на электростанции? – Как? – Какие силы природы использует человек? – Давайте прочитаем вывод и скажем, подтвердились ли наши предположения. 5. – Посмотрите на нижнюю картинку и найдите на рисунке то, что человек называет «природные богатства». Дети называют природные богатства, учитель задаёт уточняющие вопросы.
Воздух – Как используют воздух растения, животные, человек? Вода – Откуда она взялась в кране? – Как используется вода? – Как вода используется в хозяйстве человека? Подземные кладовые – Что это? Их называют «полезные ископаемые». Можно показать коллекцию полезных ископаемых. – Где человек использует полезные ископаемые? Почва – Почему почва – это тоже природное богатство? 6. – Давайте разделим известные нам природные богатства на 3 группы: * живые; * неживые; * силы природы (учитель на доске фиксирует эти группы). 7. Работа в парах: – Рассмотрите иллюстрацию ещё раз и разделите перечисленные на ней богатства на 3 группы. Представление работы в парах. Обсуждение. – Сравним результаты своей работы с выводом в учебнике (с. 32).
|
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
|
|||||||||||
ΙΙΙ. Применение нового знания
|
– Откройте тетради на с. 48. Выполните задание № 1 и занесите результат в нашу табличку.
У учителя на доске картинки, дети могут в ячейках таблицы записывать или рисовать необходимые предметы.
Проверка. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему? – Отметь в дневнике.
– Итак, на какие группы мы можем разделить все природные богатства? – Что нового вы сейчас узнали? – Для чего вам это нужно?
– Какое умение формировали?
– Откройте с. 32, посмотрите на картинку. – Назовите предметы в центре картинки. – Для чего они нужны человеку? – Какие природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? – Из какой они группы?
Учитель делит детей на группы. 1-я группа – Найдите природные богатства, которые использует только человек. (Задание № 2 в рабочей тетради.) 2-я группа – Соединить вещи с природными богатствами, из которых они получены. (Задание № 3 в рабочей тетради.) 3-я группа – Нарисовать в пустых клетках предметы, имеющиеся в классе, которые получены с помощью изображённых природных богатств. (Задание № 4 в рабочей тетради.) 4-я группа – Рассказать, какие природные богатства помогли Лене и Мише стать здоровыми и сильными в летние каникулы. (Учебник, с. 33.) Проверка работы групп с самооценкой. |
||||||||||||
ΙV. Итог урока |
– Что нового вы узнали на уроке? 2 – Что повторили из того, что уже знали? – На какие вопросы получили ответы? – Какой вывод сделали? – Чем важен сегодняшний урок?
– Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – У кого стоит кружок-отметка, который показывает, как они справились с выполненным на уроке заданием? – За что вы её получили? |
ТООУ |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знания
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока.
ΙΙ. Открытие нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника.
ΙΙΙ. Применение нового знания
* Отметить учеников, которые правильно заполнили таблицу.
Работа в группах
* Отметить учеников, которые активно работали в группах.
Урок 40.
Тема: Твёрдые тела, жидкости и газы.
Цели:
– ознакомить учащихся с тремя состояниями физических тел.
Оборудование: иллюстрации по теме, деревянный брусок, вода в бутылке, туалетная вода, стаканчики у каждого, карандаш, ластик, для практической работы камень, вода, шприц.
Символы:
(Проводим опыты.)
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
I. Актуализация знания |
1. – Назовите природные богатства, о которых мы говорили на прошлом уроке. – На какие группы мы их разделили? 2. – Нас окружает много разных вещей. Учитель показывает деревянный брусок, демонстрирует воду в бутылке, брызгает туалетной водой. – Ребята, что вы заметили? – Что вы можете сказать об увиденном? (Предположения детей.) – Нас окружают различные предметы, по-другому их называют «физические тела». – Как вы думаете, они все одинаковы? – Чем они отличаются? (Брусок – твёрдый, вода – жидкая, воздух – газ.) Возможно, дети не догадаются, тогда учитель подписывает сам. Запись на доске (таблица): Твёрдые тела Жидкости Газы
3. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную формулировку и записывает на доске. – На какие вопросы вы хотите получить ответ? Учитель записывает на доске вопросы, составляя тем самым вопросный план. |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. |
ΙΙ. Совместное открытие знания
|
– Откройте учебники на с. 34. – Посмотрите на верхние рисунки. – Что изображено в стеклянных сосудах? – Как можно назвать состояние воды? (Возвращаемся к таблице.) – Что общего у предметов на второй картинке? – Какие они? (Опираемся на таблицу.) – Сравните ваши ответы с выводом на с. 34. 2. – Возьмите у себя на партах стаканчики, положите туда карандаш или ручку. Изменил ли предмет свою форму? – Теперь положите в стакан ластик. Изменил ли этот предмет свою форму? – Давайте нальём в стакан воду. – Что произошло?
– Какой вывод мы можем сделать? – Сравните ваши ответы с выводом на с. 35. 3. – Скажите, а чем мы дышим? (Воздухом.) – Мы его видим? – Воздух – это газ. Учитель брызгает туалетной водой. – Что вы почувствовали? (Запах.) – Как вы думаете, почему вы почувствовали запах, ведь я распыляла только у доски? (Дети высказывают свои предположения.) – Газ имеет свойство заполнять всё пространство. Приведите примеры. – Сравните ваши ответы с выводом на с. 36. 4. Практическая работа. – Понаблюдаем ещё одно свойство жидкостей и твёрдых тел.
Делается ещё один вывод о свойствах предметов. – Что нового вы сейчас узнали? – Для чего вам это нужно?
– Какое умение формировали? Физкультминутка. |
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
|
ΙΙΙ. Применение нового знания
|
1. – Рассмотрите рисунки на с. 37. – Во что превращается вода, если её сильно нагреть? – Что получится, если охладить пар на стекле? – А что будет, если заморозить воду? – Сделайте вывод, что же происходит с водой?
2. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 37. Вы знаете, что вода очень любит путешествовать. Послушайте сказку. Дети рассматривают иллюстрацию, учитель читает сказку.
Сказка о путешествии воды. Однажды в тёплый день вода в озере отдыхала. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унёсся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в большие тучи. Наконец тучам стало так тесно, что они начали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды у них потекли слёзы, которые люди называли дождём. Дождь падал на землю. Вода собиралась в ручейки и стекала в озеро. Оно снова пополнилось до краёв, и в следующий жаркий день эта история повторилась с самого начала.
– Вот такая интересная история, а вот ещё одна сказка, которая нам рассказывает о свойствах воды. Посмотрите на иллюстрации.
– Такое путешествие воды в природе называется «круговорот».
Выполняется задание № 1 и № 2 на с. 50 (можно предложить по выбору учащихся). Проверка с самооценкой.
|
|
ΙV. Итог урока |
– Чему мы учились на уроке? – На какие вопросы мы сегодня ответили? – Что нового мы узнали? – Для чего нужен сегодняшний урок? 4 2 3
– Что у вас получилось сегодня лучше всего? – Какое задание вызвало затруднения? – У кого из ребят сегодня стоит кружок-отметка, который показывает, как они справились с выполненным на уроке заданием? – За что вы получили отметку?
|
ТООУ |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока.
ΙΙ. Открытие нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника, отвечали на вопросы, делали
выводы.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в учебнике и тетради.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.