Богатырская «Сказка про Илью Муромца».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Прочитайте заглавие. – Что мы будем читать? (Сказку, отрывок.) – Вспомните название раздела. Что можно предположить? – Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими.) – Кто такой Илья Муромец? – Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец. (Он из Мурома, сейчас это город во Владимирской области.) Рассказ учителя об Илье Муромце: В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» – с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю. Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать.
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur53.doc
Литературное чтение Урок 53. Тема раздела: «Сказочные богатыри». Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний. 1  2  3 1. Проверка домашнего задания. Рассказ учеников о былине. 2. Работа со скороговоркой. Задание 1 на с. 26 тетради. – Какое отношение эта скороговорка может иметь к теме нашего урока? (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной формы в  другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. © ООО «Баласс», 2012 1II. Развитие  умений. 4. Находить ответы на вопросы  в тексте, иллюстрациях. 2  4  1  1  2  3  1 Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте заглавие. – Что мы будем читать? (Сказку, отрывок.) – Вспомните название раздела. Что можно предположить? –  Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими.) – Кто такой Илья Муромец? –  Просмотрите   первую   строчку   текста   и   скажите,   откуда   родом   Илья Муромец. (Он из Мурома, сейчас это город во Владимирской области.) Рассказ учителя об Илье Муромце: В   селе   Карачарово,   что   под   Муромом,   если   верить   былинам,   родился знаменитый   богатырь   Илья   Муромец.   Илья   Муромец   –   реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» – с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево­Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  © ООО «Баласс», 2012 2церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю. Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать. предложенному учителем плану. Работа с иллюстрацией. – Рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки. (Одежда, причёски, посуда.) – Где Илья? Как вы догадались? Опишите его. – Можно ли предположить, о чём мы будем читать? – Давайте прочитаем сказку. 2. Работа с текстом по ходу чтения. Чтение сказки по частям с комментариями. После чтения 1­й части: – Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки.) – Что огорчало родителей? Чтение 2­й части. Словарная работа по ходу чтения: не прекословил – не спорил; тын – забор из брёвен или жердей; странник – человек, который ходит пешком, странствует. Уточняющие вопросы: – Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий? – Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа  © ООО «Баласс», 2012 3жизни?   (Нет,   подобное   преувеличение   силы   богатырей   называется гиперболой.) – Какое чудо сотворили странники с Ильёй? – Какой наказ ему дали? жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. Чтение 3­й части. Словарная работа по ходу чтения: обух топора – тупая сторона топора; подсоблять – помогать. Уточняющие вопросы: – Как мать с отцом узнали о силе своего сына? – Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было дело? Почему вы так думаете? (После тяжёлой работы все заснули от усталости.) – Какую работу выполнил Илья? (Срубил весь лес, помог корчевать пни – будет много свободной земли для посева пшеницы. Сцена рубки леса тоже построена на гиперболе – преувеличении.) – Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы? – Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно? –  Как напутствовали Илью отец с матерью? Что значит  –  благословить? (Перекрестить   человека,   напутствия, пожелания.) –  На что благословили родители Илью? Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят   о   том,   каким   должен   быть   настоящий   богатырь   и   настоящий человек.) –  Чем отличаются по смыслу слова  наказ  и  напутствие? (Напутствие –   произнося   слова   молитвы, © ООО «Баласс», 2012 4наказ человеку, отправляющемуся в путь.) –  Куда   направился   Илья   Муромец?   (Илья   Муромец   поехал   послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.)  –  Когда   наше   государство   только   появилось,   оно   называлось   Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир.  Во времена его княжения у южных границ русского государства постоянно кочевали   хазары,   половцы,   печенеги,   которых   на   Руси   называли басурманами, т.к. они были другой веры. Кочевники постоянно вторгались в пределы Руси, разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от этих набегов, и в благодарность за это в народе его прозвали Владимир Красно Солнышко. 3. Работа с текстом после чтения. – Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите. – Как вы думаете, случайно ли странники остановились у дома Ильи? –  Можно   ли   раскорчёвку   пней   и   расчистку   поля   для   посева   пшеницы назвать подвигом?  Если ребята дают отрицательные ответы, то учитель говорит, что к этому вопросу они вернутся на других уроках. – Расскажите о первой битве Ильи. – Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских? –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? © ООО «Баласс», 2012 5ΙΙΙ . Итог. – Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри   не   плод   народной   выдумки.   Почему   же   тогда   история, прочитанная нами, называется сказкой? – Что в прочитанной истории правдиво? – А какие события можно назвать сказочными, волшебными? –  Найдите   в   сказке   другие   сказочные   приметы.   (Начало   сказки,   герой­ помощник конь богатырский…) – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. Перечитать сказку. Выполнить задание 2 в тетради на с. 26. Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и  тон речи. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также