"Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках
Цели урока:
1. Обобщение знаний о правописании имён собственных.
2. Развитие умения распознавать их и писать с большой буквы.
2. Формирование познавательных интересов.
3. Создание положительной мотивации учения и благоприятной
эмоциональной среды.
Оборудование: карточки для работы в группах, ребусы, схемы, фонограмма «Паровозик» из м/ф «Ромашкино»
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.
1. Вступление.
- Сегодня у нас будет необычный урок. Вы любите путешествовать? Да. А хотите отправиться в путешествие? Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Братцы в
гости снарядились,
Друг – за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(Паровоз)
2. Выход на тему.
- Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. А что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.
Т Р Б Х И Б
С А О Ш У К
А Н Л Ь В
СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ
- А кто в этой стране живёт?
- Большие Буквы.
- Подберите синонимы к словосочетанию большая буква.
- Заглавная, прописная.
II. Основной этап урока.
-А теперь прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд заключена главная мысль?
Буква
обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтоб заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
- Ответьте на поставленный вопрос.
- Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
- А в каких ещё случаях мы пишем заглавную букву?
- В названиях рек, морей, озёр, кличках животных.
- Сравним наши выводы с выводами на слайде.
Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей пишутся с заглавной буквы.
- Как ещё короче можно сказать? Имена собственные пишутся с большой буквы.
- Правила вы знаете хорошо, но не всегда в письменных работах выполняете всё верно. Поэтому предлагаю путешествие совершить с пользой для дела. Выполнять будем творческие и практические задания. И, я надеюсь, что путешествие по стране “Больших букв” поможет нам отработать орфограмму “Имена собственные”.
- Итак, вы готовы? Тогда в путь!
Звучит песенка паровозика из мультфильма “Паровозик из Ромашкова” (плакат).
1 станция “Вспоминай – ка” Имена сказочных героев.
Прекрасная и премудрая. (Василиса)
Трехглавое чудовище. (Змей Горыныч)
Сказочный царевич. (Иван-царевич)
Знаменитый умывальник. (Мойдодыр)
- В своих тетрадях запишите отгадки. Обозначьте орфограммы. Что общего у этих слов?
- Все эти слова пишутся с заглавной буквы.
- Продолжаем наше путешествие.
Звучит музыка. Дети подпевают.
2 станция “Узнай-ка”.
Прочитай зашифрованное слово, разбей его на слоги, поставь ударение.
Письменно ответьте на вопрос: «Как твоя фамилия?»
3 станция “Размышляй-ка”
- Что записано в этих столбцах?
- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.
- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым, Проверка.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Сравним ваш вывод с выводом на слайде.
Отчества образуются от мужских имен, пишутся с большой буквы.
Подумайте, какими именами можно проверить следующие фамилии: Михайлов, Иванов, Васильев, Николаев, Алексеев, Степанов, Григорьев, Романов, Борисов.
Михайлов-Миша, Иванов-Иван, Васильев-Вася, Николаев-Николай……
- Итак, в путь! (звучит музыка, дети подпевают).
4 станция “Угадайка -ка”
- О ком или о чём будем говорить на этой станции, вы узнаете, если отгадаете загадки:
1. Мохнатенькая, усатенькая,
ест и пьёт, песенки поёт.
(Кошка-Мурка)
2.С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвост колечком.
(Собака-Жучка)
Посреди двора
Стоит копна:
Спереди- вилы,
Сзади -метла.
(Корова-Зорька)
Четыре грязных копытца Хвост крючком,
Залезли в корытце. Нос пяточком.
(Поросенок -Хрюша)
Учащиеся работают, отгадывают и записывают ответы в своих тетрадях, давая каждому животному кличку.
Слушайте и скажите, что перепутал автор:
Жили- были
Дед да баба
С маленькой внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребенка.
А еще была у них
Курица Буренка,
А еще у них была
Собачонка Мурка,
И еще два козла
Сивка да Бурка.
- Что вы усвоили на этой станции? (Клички животных пишутся с большой буквы)
- Снова в путь. (Звучит музыка)
5 станция “Отдыхай – ка”.
Физкультминутка.
-Я буду читать стихотворение. Если звучит слово, которое пишется с большой буквы, надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо и хлопнуть в ладоши над головой.
кошка Маришка,
котенок Тишка,
щенок Дружок,
цыпленок Пушок,
корова Буренка,
Коза Найденка,
Поросенок Хрюша
И бычок Гаврюша
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.
6 станция “Всезнайка”
- А теперь вернёмся в нашу Республику –Казахстан
- Какой город является столицей Казахстана? (Астана)
- Какие города нашей страны вы знаете?
- В каком поселке мы живем?
- Какая река протекает в наших краях?
Давайте вспомним казахскую легенду, в которой один волшебник превратил свою дочь и юношу в реки, а сам превратился в озеро. Запишите их названия.
(р. Каратал, Или, оз. Балхаш)
- О чём напомнила нам эта работа?
- Названия городов пишутся с большой буквы.
III. Итог урока
Вот и подошло к концу путешествие по стране “Больших букв”. Много было остановок на нашем пути. Вам понравилось наше путешествие?
- Над какой орфограммой работали?
- Считаете ли вы нашу работу полезной?
- Что узнали нового?
- Что вызвало интерес?
Домашнее задание.
Стр. 51 № 196, выучить правило.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.