"Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках " 2 класс русский язык
Оценка 4.8

"Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках " 2 класс русский язык

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
14.03.2017
"Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках " 2 класс русский язык
"Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках Цели урока: 1. Обобщение знаний о правописании имён собственных. 2. Развитие умения распознавать их и писать с большой буквы. 2. Формирование познавательных интересов. 3. Создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды. Оборудование: карточки для работы в группах, ребусы, схемы, фонограмма «Паровозик» из м/ф «Ромашкино» Ход урока. I. Организационный момент. - Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. 1. Вступление. - Сегодня у нас будет необычный урок. Вы любите путешествовать? Да. А хотите отправиться в путешествие? Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку: Братцы в гости снарядились, Друг – за другом уцепились, И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок. (Паровоз) 2. Выход на тему. - Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. А что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. Т Р Б Х И Б С А О Ш У К А Н Л Ь В СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ - А кто в этой стране живёт? - Большие Буквы. - Подберите синонимы к словосочетанию большая буква. - Заглавная, прописная. II. Основной этап урока. -А теперь прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд заключена главная мысль? Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв – подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтоб заметней им быть и виднее. Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк! В букве большой уважения знак! - Ответьте на поставленный вопрос. - Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. - А в каких ещё случаях мы пишем заглавную букву? - В названиях рек, морей, озёр, кличках животных. - Сравним наши выводы с выводами на слайде. Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей пишутся с заглавной буквы. - Как ещё короче можно сказать? Имена собственные пишутся с большой буквы. - Правила вы знаете хорошо, но не всегда в письменных работах выполняете всё верно. Поэтому предлагаю путешествие совершить с пользой для дела. Выполнять будем творческие и практические задания. И, я надеюсь, что путешествие по стране “Больших букв” поможет нам отработать орфограмму “Имена собственные”. - Итак, вы готовы? Тогда в путь! Звучит песенка паровозика из мультфильма “Паровозик из Ромашкова” (плакат). 1 станция “Вспоминай – ка” Имена сказочных героев. Прекрасная и премудрая. (Василиса) Трехглавое чудовище. (Змей Горыныч) Сказочный царевич. (Иван-царевич) Знаменитый умывальник. (Мойдодыр) - В своих тетрадях запишите отгадки. Обозначьте орфограммы. Что общего у этих слов? - Все эти слова пишутся с заглавной буквы. - Продолжаем наше путешествие. Звучит музыка. Дети подпевают. 2 станция “Узнай-ка”. Прочитай зашифрованное слово, разбей его на слоги, поставь ударение. Письменно ответьте на вопрос: «Как твоя фамилия?» 3 станция “Размышляй-ка” - Что записано в этих столбцах? - Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей. - Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым, Проверка. - Какой вывод мы можем сделать? - Сравним ваш вывод с выводом на слайде. Отчества образуются от мужских имен, пишутся с большой буквы. Подумайте, какими именами можно проверить следующие фамилии: Михайлов, Иванов, Васильев, Николаев, Алексеев, Степанов, Григорьев, Романов, Борисов. Михайлов-Миша, Иванов-Иван, Васильев-Вася, Николаев-Николай…… - Итак, в путь! (звучит музыка, дети подпевают). 4 станция “Угадайка -ка” - О ком или о чём будем говорить на этой станции, вы узнаете, если отгадаете загадки: 1. Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьёт, песенки поёт. (Кошка-Мурка) 2.С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака-Жучка) Посреди двора Стоит копна: Спереди- вилы, Сзади -метла. (Корова-Зорька) Четыре грязных копытца Хвост крючком, Залезли в корытце. Нос пяточком. (Поросенок -Хрюша) Учащиеся работают, отгадывают и записывают ответы в своих тетрадях, давая каждому животному кличку. Слушайте и скажите, что перепутал автор: Жили- были Дед да баба С маленькой внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребенка. А еще была у них Курица Буренка, А еще у них была Собачонка Мурка, И еще два козла Сивка да Бурка. - Что вы усвоили на этой станции? (Клички животных пишутся с большой буквы) - Снова в путь. (Звучит музыка) 5 станция “Отдыхай – ка”. Физкультминутка. -Я буду читать стихотворение. Если звучит слово, которое пишется с большой буквы, надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо и хлопнуть в ладоши над головой. кошка Маришка, котенок Тишка, щенок Дружок, цыпленок Пушок, корова Буренка, Коза Найденка, Поросенок Хрюша И бычок Гаврюша Все их клички до одной Пишут с буквы прописной. 6 станция “Всезнайка” - А теперь вернёмся в нашу Республику –Казахстан - Какой город является столицей Казахстана? (Астана) - Какие города нашей страны вы знаете? - В каком поселке мы живем? - Какая река протекает в наших краях? Давайте вспомним казахскую легенду, в которой один волшебник превратил свою дочь и юношу в реки, а сам превратился в озеро. Запишите их названия. (р. Каратал, Или, оз. Балхаш) - О чём напомнила нам эта работа? - Названия городов пишутся с большой буквы. III. Итог урока Вот и подошло к концу путешествие по стране “Больших букв”. Много было остановок на нашем пути. Вам понравилось наше путешествие? - Над какой орфограммой работали? - Считаете ли вы нашу работу полезной? - Что узнали нового? - Что вызвало интерес? Домашнее задание. Стр. 51 № 196, выучить правило.
больш буква.docx

"Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках

Цели урока:

1. Обобщение знаний о правописании имён собственных.

2. Развитие умения распознавать их и писать с большой буквы.

2. Формирование познавательных интересов.

3. Создание положительной мотивации учения и благоприятной

эмоциональной среды.

 

Оборудование: карточки для работы в группах, ребусы, схемы, фонограмма «Паровозик» из м/ф «Ромашкино»

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

1. Вступление.

- Сегодня у нас будет необычный урок. Вы любите путешествовать? Да. А хотите отправиться в путешествие? Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Братцы в гости снарядились,
Друг – за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.

(Паровоз)

2. Выход на тему.

- Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. А что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.

 

        Т       Р                        Б             Х    И                  Б

  С                 А                      О             Ш                         У    К

        А      Н                               Л    Ь                                       В

           

 

СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ

- А кто в этой стране живёт?

- Большие Буквы.

- Подберите синонимы к словосочетанию большая буква.

- Заглавная, прописная.

II. Основной этап урока.

-А теперь прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд заключена главная мысль?

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтоб заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
- Ответьте на поставленный вопрос.
- Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
- А в каких ещё случаях мы пишем заглавную букву?
- В названиях рек, морей, озёр, кличках животных.
- Сравним наши выводы с выводами на слайде.

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран,  городов, посёлков, деревень, улиц, площадей,  рек, озер, морей пишутся с заглавной буквы.

- Как ещё короче можно сказать? Имена собственные пишутся с большой буквы.

- Правила вы знаете хорошо, но не всегда в письменных работах выполняете всё верно. Поэтому предлагаю путешествие совершить с пользой для дела. Выполнять будем творческие и практические задания. И, я надеюсь, что путешествие по стране “Больших букв” поможет нам отработать орфограмму “Имена собственные”.

- Итак, вы готовы? Тогда в путь!

Звучит песенка паровозика из мультфильма “Паровозик из Ромашкова” (плакат).

1 станция “Вспоминай – ка” Имена сказочных героев.

Прекрасная и премудрая. (Василиса)

Трехглавое чудовище. (Змей Горыныч)

Сказочный царевич. (Иван-царевич)

Знаменитый умывальник. (Мойдодыр)

- В своих тетрадях запишите отгадки. Обозначьте орфограммы. Что общего у этих слов?

- Все эти слова пишутся с заглавной буквы.

- Продолжаем наше путешествие.

Звучит музыка. Дети подпевают.

2 станция “Узнай-ка”.

Прочитай зашифрованное слово, разбей его на слоги, поставь ударение.

Письменно ответьте на вопрос: «Как твоя фамилия?»

                        

3 станция “Размышляй-ка”

                                 http://files.1september.ru/festival/articles/503756/img1.gif

- Что записано в этих столбцах?

- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.

- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым, Проверка.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Сравним ваш вывод с выводом на слайде.

Отчества образуются от мужских имен, пишутся с большой буквы.

Подумайте, какими именами можно проверить следующие фамилии: Михайлов, Иванов, Васильев, Николаев, Алексеев, Степанов, Григорьев, Романов, Борисов.

Михайлов-Миша, Иванов-Иван, Васильев-Вася, Николаев-Николай……

- Итак, в путь! (звучит музыка, дети подпевают).

 

4 станция “Угадайка -ка”

- О ком или о чём будем говорить на этой станции, вы узнаете, если отгадаете загадки:

1. Мохнатенькая, усатенькая,

ест и пьёт, песенки поёт.

(Кошка-Мурка)

2.С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крылечком, а хвост колечком.

(Собака-Жучка)

Посреди двора

Стоит  копна:

Спереди- вилы,

Сзади -метла.

(Корова-Зорька)

Четыре грязных копытца                      Хвост крючком,

Залезли в корытце.                                Нос пяточком.

(Поросенок -Хрюша)

Учащиеся работают, отгадывают и записывают ответы в своих тетрадях, давая каждому животному кличку.

Слушайте и скажите, что перепутал автор:

 

Жили- были

Дед да баба

С маленькой внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще была у них

Курица Буренка,

А еще у них была

Собачонка Мурка,

И еще два козла

Сивка да Бурка.

 

- Что вы усвоили на этой станции? (Клички животных пишутся с большой буквы)

- Снова в путь. (Звучит музыка)

5 станция “Отдыхай – ка”.

Физкультминутка.

-Я буду читать стихотворение. Если звучит слово, которое пишется с большой буквы, надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо и хлопнуть в ладоши над головой.

кошка Маришка,

котенок Тишка,

щенок Дружок,

цыпленок Пушок,

корова Буренка,

Коза Найденка,

Поросенок Хрюша

И бычок Гаврюша

Все их  клички до одной

Пишут с буквы прописной.

6 станция “Всезнайка”

- А теперь вернёмся в нашу Республику –Казахстан

 - Какой город является столицей Казахстана? (Астана)

- Какие города нашей страны вы знаете?

- В каком поселке мы живем?

- Какая река протекает в наших краях?

Давайте вспомним казахскую легенду, в которой один волшебник превратил свою дочь и юношу в реки, а  сам превратился в озеро. Запишите их названия.

(р. Каратал, Или, оз. Балхаш)

- О чём напомнила нам эта работа?

- Названия городов пишутся с большой буквы.

III. Итог урока

Вот и подошло к концу путешествие по стране “Больших букв”. Много было остановок на нашем пути. Вам понравилось наше путешествие?

- Над какой орфограммой работали?

- Считаете ли вы нашу работу полезной?

- Что узнали нового?

- Что вызвало интерес?

Домашнее задание.

Стр. 51 № 196, выучить правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках

СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ - А кто в этой стране живёт? -

СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ - А кто в этой стране живёт? -

Итак, вы готовы? Тогда в путь!

Итак, вы готовы? Тогда в путь!

Отчества образуются от мужских имен, пишутся с большой буквы

Отчества образуются от мужских имен, пишутся с большой буквы

Жили- были Дед да баба С маленькой внучкой

Жили- были Дед да баба С маленькой внучкой

Поросенок Хрюша И бычок Гаврюша

Поросенок Хрюша И бычок Гаврюша

"Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках " 2 класс русский язык

"Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках " 2 класс русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2017