Борис Житков "Как я ловил человечков"
Оценка 4.8

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
03.01.2018
Борис Житков "Как я ловил человечков"
Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.
Б.Житков 3кл.docx
Тема урока: Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков» Цели: ­ познакомить с творчеством Б.С. Житкова, начать изучение рассказа  «Как я ловил  человечков»; ­ учить думать о прочитанном, сопереживать герою, оценивать его поступки; ­ развивать умение работать с текстом; ­ формировать нравственные убеждения.        Тип урока: изучение нового материала. Оборудование:  карточки  со словами, учебник литературного чтения, портрет  писателя, книги с рассказами Б.С. Житкова, презентация. Ход урока:   I.    Организационный этап II.   Сообщение темы и целей урока ­ Сегодня  на уроке мы познакомимся с творчеством Бориса Степановича Житкова,  начнем читать его рассказ «Как я ловил человечков», попробуем оценить поступки  главного героя.  III.      Работа по теме урока Биография писателя. Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882 г. в  Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском  институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее  образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.  После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета,  которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно­ исследовательского судна, ихтиологом, рабочим­металлистом, инженером­ судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического  училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном  отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в  Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград. 1 В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924  по 1938 выпустил в свет около 60­ти детских книжек.  Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские  искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». В его книгах:  «Морские истории», «Что бывало», «Рассказы про животных» ­ четко видно добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность.  IV.   Работа с текстом произведения БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ  Как я ловил человечков ­ Ребята, почему автор именно так назвал свой рассказ? Как вы думаете, о чем он будет?  (Ответы детей.)  Чтение рассказа. (Читает учитель или хорошо читающие дети.) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была  полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий,  только маленький. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты. А  от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик.  Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме ­ медное рулевое колесо.  Снизу под кормой ­ руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два  якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был! Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А  тут вдруг нахмурилась: ­ Вот это уж не проси. Не то играть ­ трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая  память. Я видел, что, если и заплакать, ­ не поможет. А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от него не мог  оторвать. А бабушка: ­ Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу­ка от греха. И пошла к полке. Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом: 2 ­ Честное­расчестное, бабушка. ­ И схватил бабушку за юбку. Бабушка не убрала пароходика. Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше  он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И  наверно, в нём живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило,  что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в  окошечко. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят,  наверно, по лестничкам на мачты. А чуть шум ­ как мыши: юрк в каюту. Вниз ­ и притаятся. Я долго глядел, когда был в  комнате один. Никто не выглянул. Я спрятался за дверь и глядел в щёлку. А они хитрые, человечки проклятые, знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто  их спугнуть не может. Хитрые. Я стал быстро­быстро глотать чай. И запросился спать. Бабушка говорит: ­ Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань и спать просишься. И вот, когда улеглись, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался  нарочно, так что кровать скрипела. Бабушка: ­ Чего ты всё ворочаешься? ­ А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. ­ Это я наврал: дома ночью  темно наглухо. Бабушка ругалась, однако встала. Долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел. Но всё же было видно, как блестел пароходик на полке. Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки  глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало  отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг  что­то тихонько зашуршало. Я насторожился ­ шорох этот на пароходике. И вот будто  дверка приоткрылась. У меня дыхание спёрло. Я чуть двинулся вперёд. Проклятая  кровать скрипнула. Я спугнул человечка! Теперь уж нечего было ждать, и я заснул. Я с горя заснул. 3 ­ Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения? (Ответы детей.) ­ Что было неясно при чтении?  ­ А что такое корма? (Какая­то часть корабля. На доску вывешиваются карточки с эти  словами и иллюстрации). Корма – задняя часть корабля. ­ Что такое мачта? Мачта – металлическая или деревянная конструкция, служащая для  постановки парусов. ­ А кто мне скажет, что такое каюта, палуба? Каюта ­ помещение на судне (пассажирское, для членов экипажа – жилое). Палуба ­ горизонтальное перекрытие в составе корпуса судна, расположенное по  всей его длине. V.   Анализ произведения ­ От чьего имени идет повествование? (От имени мальчика.) ­ Назовите предмет его обожания. (Пароходик.) ­ Прочтите из текста, как выглядит пароходик? ­ Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать  восхищение? (Олицетворение, сравнение, метафора, эпитет.) Приведите примеры из  текста. ­  Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения. ­ Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия. ­ Чем заканчивается история? Прочитайте об этом. Ролевая игра ­ Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его. ­ Как будет бабушка разговаривать с внуком? ­ А внук? ­ Кто сможет сыграть эти роли? 4 (Дети играют). ­ Ребята, хотите узнать, что произойдет с героем дальше? Тогда слушайте меня  внимательно и следите за мной в тексте, в любой момент я могу остановиться и  попросить кого – то из вас продолжить чтение рассказа. На другой день я вот что придумал. Человечки, наверно же, едят что­нибудь. Если дать  им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на  пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтоб сразу в ихние  дверцы не пролез. Вот они ночью двери откроют, выглянут в щёлочку. Ух ты!  Конфетища! Для них это ­ как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе  тащить. Они её в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики ­ маленькие­ маленькие, но совсем всамделишные ­ и начнут этими топориками тюкать: тюк­тюк!  тюк­тюк! И скорей пропирать конфетину в дверь. Они хитрые, им лишь бы всё вёртко.  Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, всё равно им  не поспеть: конфетина в дверях застрянет ­ ни туда, ни сюда. Пусть убегут, а всё равно  видно будет, как они конфетину тащили. А может быть, кто­нибудь с перепугу топорик  упустит. Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходике на палубе малюсенький  настоящий топорик, остренький­преостренький. И вот я тайком от бабушки отрубил от леденца кусок, как раз какой хотел. Выждал  минуту, пока бабушка в кухне возилась, раз­два ­ на стол ногами, и положил леденец у  самой дверки на пароходике. Ихних полшага от двери до леденца. Слез со стола,  рукавом затёр, что ногами наследил. Бабушка ничего не заметила. Днём я тайком взглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я боялся, что за  это время человечки утянут леденец и я их не поймаю. Я дорогой нюнил нарочно, что  мне холодно, и вернулись мы скоро. Я глянул первым делом на пароходик! Леденец как  был ­ на месте. Ну да! Дураки они днём браться за такое дело! Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот  раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым  огоньком. Я глядел, глядел на этот огонёк и заснул, как назло! Человечки меня  перехитрили. Я утром глянул ­ леденца не было, а встал я раньше всех, в одной рубашке  5 бегал глядеть. Потом со стула глядел ­ топорика, конечно, не было. Да чего же им было  бросать: работали не спеша, без помехи, и даже крошечки ни одной нигде не валялось ­  всё подобрали. Другой раз я положил хлеб. Я ночью даже слышал какую­то возню. Проклятый ночник  еле коптел, я ничего не мог рассмотреть. Но наутро хлеба не было. Чуть только крошек  осталось. Ну, понятно, им хлеба­то не особенно жалко, не конфеты: там каждая крошка  для них леденец. Я решил, что у них в пароходике с обеих сторон идут лавки. Во всю длину. И они днём  там сидят рядком и тихонько шепчутся. Про свои дела. А ночью, когда все­все заснут,  тут у них работа. Я всё время думал о человечках. Я хотел взять тряпочку, вроде маленького коврика, и  положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами. Они выбегут, не заметят сразу,  ножки запачкают и наследят по всему пароходику. Я хоть увижу, какие у них ножки.  Может быть, некоторые босиком, чтобы тише ступать. Да нет, они страшно хитрые и  только смеяться будут над всеми моими штуками. Я не мог больше терпеть. И вот ­ я решил непременно взять пароходик и посмотреть и поймать человечков. Хоть  одного. Надо только устроить так, чтобы остаться одному дома. Бабушка всюду меня с  собой таскала, во все гости. Всё к каким­то старухам. Сиди ­ и ничего нельзя трогать.  Можно только кошку гладить. И шушукает бабушка с ними полдня. Вот я вижу ­ бабушка собирается: стала собирать печенье в коробочку для этих старух ­  чай там пить. Я побежал в сени, достал мои варежки вязаные и натёр себе и лоб и щёки ­  всю морду, одним словом. Не жалея. И тихонько прилёг на кровать. Бабушка вдруг хватилась: ­ Боря, Борюшка, где ж ты? ­ Я молчу и глаза закрыл. Бабушка ко мне: ­ Что это ты лёг? ­ Голова болит. Она тронула лоб. ­ Погляди­ка на меня! Сиди дома. Назад пойду ­ малины возьму в аптеке. Скоро вернусь. Долго сидеть не буду. А ты раздевайся­ка и ложись. Ложись, ложись без разговору. 6 Стала помогать мне, уложила, увернула одеялом и всё приговаривала: "Я сейчас вернусь, живым духом". Бабушка заперла меня на ключ. Я выждал пять минут: а вдруг вернётся? Вдруг забыла  там что­нибудь? А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял с полки  пароходик. Сразу руками понял, что он железный, совсем настоящий. Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно, примолкли. Поняли, что я схватил  ихний пароход. Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я  услышу, как они там болтаются. Но внутри было тихо. Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья.  Сидят как приклеенные. Ага! Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою. Я  стал доставать из буфета столовый нож, но глаз не спускал с пароходика, чтоб не  выскочили человечки. Я стал подковыривать палубу. Ух, как плотно всё заделано.  Наконец удалось немножко подсунуть нож. Но мачты поднимались вместе с палубой. А  мачтам не давали подниматься эти верёвочные лесенки, что шли от мачт к бортам. Их  надо было отрезать ­ иначе никак. Я на миг остановился. Всего только на миг. Но сейчас  же торопливой рукой стал резать эти лесенки. Пилил их тупым ножом. Готово, все они  повисли, мачты свободны. Я стал ножом приподнимать палубу. Я боялся сразу дать  большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я оставил щёлку, чтобы пролезть  одному. Он полезет, а я его ­ хлоп! ­ и захлопну, как жука в ладони. Я ждал и держал  руку наготове ­ схватить. Не лезет ни один! Я тогда решил сразу отвернуть палубу и туда в серёдку рукой ­  прихлопнуть. Хоть один да попадётся. Только надо сразу: они уж там небось  приготовились ­ откроешь, а человечки прыск все в стороны. Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутрь рукой. Ничего. Совсем, совсем ничего!  Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. И под  рукой, конечно, ничего. У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Всё  7 криво становилась. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало. Я кой­как  приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь всё пропало! Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой. Слышу ключ в дверях. ­ Бабушка! ­ под одеялом шептал я. ­ Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал­ то! А бабушка стояла уж надо мной и по голове гладила: ­ Да чего ты ревёшь, да плачешь­то чего? Родной ты мой, Борюшка! Видишь, как я  скоро? Она ещё не видала пароходика.  ­  Какие чувства у вас возникли после прочтения этой части? ­ Дети, что вы можете сказать о герое? Что посоветуете ему? ­ Зачем Борис Степанович Житков написал этот рассказ? (Ответы детей.) ­ Мальчик очень хотел увидеть человечков, которые, по его мнению, живут на  пароходике. Какие действия он совершал, какими способами пользовался, перечислите  мне.  ­ Дети, найдите слова «Я быстро откинул палубу…». Кто прочитает этот кусочек до  конца с эмоциями и передаст переживания Бори? ­ Ребята, этот рассказ может быть как – то связан с жизнью автора? Как? Объясните. VI.   Домашнее задание Рассказать о реликвии в вашей семье. VII.   Рефлексия ­ Понравился вам урок? ­ Что нового узнали? ­ Как называется рассказ? ­ Кто автор? Спасибо за внимание, все свободны. 8

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"

Борис Житков "Как я ловил человечков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2018