Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.
Б.Житков 3кл.docx
Тема урока: Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков»
Цели:
познакомить с творчеством Б.С. Житкова, начать изучение рассказа «Как я ловил
человечков»;
учить думать о прочитанном, сопереживать герою, оценивать его поступки;
развивать умение работать с текстом;
формировать нравственные убеждения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карточки со словами, учебник литературного чтения, портрет
писателя, книги с рассказами Б.С. Житкова, презентация.
Ход урока:
I. Организационный этап
II. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Бориса Степановича Житкова,
начнем читать его рассказ «Как я ловил человечков», попробуем оценить поступки
главного героя.
III. Работа по теме урока
Биография писателя. Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882 г. в
Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском
институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее
образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.
После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета,
которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько
других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно
исследовательского судна, ихтиологом, рабочимметаллистом, инженером
судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического
училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном
отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в
Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.
1 В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924
по 1938 выпустил в свет около 60ти детских книжек.
Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские
искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». В его книгах:
«Морские истории», «Что бывало», «Рассказы про животных» четко видно добро и зло,
мужество и трусость, благородство и непорядочность.
IV. Работа с текстом произведения
БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ
Как я ловил человечков
Ребята, почему автор именно так назвал свой рассказ? Как вы думаете, о чем он будет?
(Ответы детей.)
Чтение рассказа. (Читает учитель или хорошо читающие дети.)
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была
полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий,
только маленький. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты. А
от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик.
Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме медное рулевое колесо.
Снизу под кормой руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два
якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был!
Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А
тут вдруг нахмурилась:
Вот это уж не проси. Не то играть трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая
память.
Я видел, что, если и заплакать, не поможет.
А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от него не мог
оторвать.
А бабушка:
Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячука от греха.
И пошла к полке.
Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом:
2 Честноерасчестное, бабушка. И схватил бабушку за юбку.
Бабушка не убрала пароходика.
Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше
он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И
наверно, в нём живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило,
что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в
окошечко. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят,
наверно, по лестничкам на мачты.
А чуть шум как мыши: юрк в каюту. Вниз и притаятся. Я долго глядел, когда был в
комнате один. Никто не выглянул. Я спрятался за дверь и глядел в щёлку. А они хитрые,
человечки проклятые, знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто
их спугнуть не может. Хитрые.
Я стал быстробыстро глотать чай. И запросился спать.
Бабушка говорит:
Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань и спать просишься.
И вот, когда улеглись, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался
нарочно, так что кровать скрипела.
Бабушка:
Чего ты всё ворочаешься?
А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. Это я наврал: дома ночью
темно наглухо.
Бабушка ругалась, однако встала. Долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел.
Но всё же было видно, как блестел пароходик на полке.
Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки
глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало
отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг
чтото тихонько зашуршало. Я насторожился шорох этот на пароходике. И вот будто
дверка приоткрылась. У меня дыхание спёрло. Я чуть двинулся вперёд. Проклятая
кровать скрипнула. Я спугнул человечка!
Теперь уж нечего было ждать, и я заснул. Я с горя заснул.
3 Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения? (Ответы детей.)
Что было неясно при чтении?
А что такое корма? (Какаято часть корабля. На доску вывешиваются карточки с эти
словами и иллюстрации).
Корма – задняя часть корабля.
Что такое мачта?
Мачта – металлическая или деревянная конструкция, служащая для
постановки парусов.
А кто мне скажет, что такое каюта, палуба?
Каюта помещение на судне (пассажирское, для членов экипажа – жилое).
Палуба горизонтальное перекрытие в составе корпуса судна, расположенное по
всей его длине.
V. Анализ произведения
От чьего имени идет повествование? (От имени мальчика.)
Назовите предмет его обожания. (Пароходик.)
Прочтите из текста, как выглядит пароходик?
Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать
восхищение? (Олицетворение, сравнение, метафора, эпитет.) Приведите примеры из
текста.
Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите
свои предположения.
Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.
Чем заканчивается история? Прочитайте об этом.
Ролевая игра
Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его.
Как будет бабушка разговаривать с внуком?
А внук?
Кто сможет сыграть эти роли?
4 (Дети играют).
Ребята, хотите узнать, что произойдет с героем дальше? Тогда слушайте меня
внимательно и следите за мной в тексте, в любой момент я могу остановиться и
попросить кого – то из вас продолжить чтение рассказа.
На другой день я вот что придумал. Человечки, наверно же, едят чтонибудь. Если дать
им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на
пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтоб сразу в ихние
дверцы не пролез. Вот они ночью двери откроют, выглянут в щёлочку. Ух ты!
Конфетища! Для них это как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе
тащить. Они её в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики маленькие
маленькие, но совсем всамделишные и начнут этими топориками тюкать: тюктюк!
тюктюк! И скорей пропирать конфетину в дверь. Они хитрые, им лишь бы всё вёртко.
Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, всё равно им
не поспеть: конфетина в дверях застрянет ни туда, ни сюда. Пусть убегут, а всё равно
видно будет, как они конфетину тащили. А может быть, ктонибудь с перепугу топорик
упустит. Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходике на палубе малюсенький
настоящий топорик, остренькийпреостренький.
И вот я тайком от бабушки отрубил от леденца кусок, как раз какой хотел. Выждал
минуту, пока бабушка в кухне возилась, раздва на стол ногами, и положил леденец у
самой дверки на пароходике. Ихних полшага от двери до леденца. Слез со стола,
рукавом затёр, что ногами наследил. Бабушка ничего не заметила.
Днём я тайком взглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я боялся, что за
это время человечки утянут леденец и я их не поймаю. Я дорогой нюнил нарочно, что
мне холодно, и вернулись мы скоро. Я глянул первым делом на пароходик! Леденец как
был на месте. Ну да! Дураки они днём браться за такое дело!
Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот
раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым
огоньком. Я глядел, глядел на этот огонёк и заснул, как назло! Человечки меня
перехитрили. Я утром глянул леденца не было, а встал я раньше всех, в одной рубашке
5 бегал глядеть. Потом со стула глядел топорика, конечно, не было. Да чего же им было
бросать: работали не спеша, без помехи, и даже крошечки ни одной нигде не валялось
всё подобрали.
Другой раз я положил хлеб. Я ночью даже слышал какуюто возню. Проклятый ночник
еле коптел, я ничего не мог рассмотреть. Но наутро хлеба не было. Чуть только крошек
осталось. Ну, понятно, им хлебато не особенно жалко, не конфеты: там каждая крошка
для них леденец.
Я решил, что у них в пароходике с обеих сторон идут лавки. Во всю длину. И они днём
там сидят рядком и тихонько шепчутся. Про свои дела. А ночью, когда всевсе заснут,
тут у них работа.
Я всё время думал о человечках. Я хотел взять тряпочку, вроде маленького коврика, и
положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами. Они выбегут, не заметят сразу,
ножки запачкают и наследят по всему пароходику. Я хоть увижу, какие у них ножки.
Может быть, некоторые босиком, чтобы тише ступать. Да нет, они страшно хитрые и
только смеяться будут над всеми моими штуками.
Я не мог больше терпеть.
И вот я решил непременно взять пароходик и посмотреть и поймать человечков. Хоть
одного. Надо только устроить так, чтобы остаться одному дома. Бабушка всюду меня с
собой таскала, во все гости. Всё к какимто старухам. Сиди и ничего нельзя трогать.
Можно только кошку гладить. И шушукает бабушка с ними полдня.
Вот я вижу бабушка собирается: стала собирать печенье в коробочку для этих старух
чай там пить. Я побежал в сени, достал мои варежки вязаные и натёр себе и лоб и щёки
всю морду, одним словом. Не жалея. И тихонько прилёг на кровать.
Бабушка вдруг хватилась:
Боря, Борюшка, где ж ты? Я молчу и глаза закрыл. Бабушка ко мне:
Что это ты лёг?
Голова болит.
Она тронула лоб.
Поглядика на меня! Сиди дома. Назад пойду малины возьму в аптеке. Скоро вернусь.
Долго сидеть не буду. А ты раздевайсяка и ложись. Ложись, ложись без разговору.
6 Стала помогать мне, уложила, увернула одеялом и всё приговаривала: "Я сейчас вернусь,
живым духом".
Бабушка заперла меня на ключ. Я выждал пять минут: а вдруг вернётся? Вдруг забыла
там чтонибудь?
А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял с полки
пароходик. Сразу руками понял, что он железный, совсем настоящий. Я прижал его к уху
и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно, примолкли. Поняли, что я схватил
ихний пароход. Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши.
Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я
услышу, как они там болтаются.
Но внутри было тихо.
Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья.
Сидят как приклеенные.
Ага! Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою. Я
стал доставать из буфета столовый нож, но глаз не спускал с пароходика, чтоб не
выскочили человечки. Я стал подковыривать палубу. Ух, как плотно всё заделано.
Наконец удалось немножко подсунуть нож. Но мачты поднимались вместе с палубой. А
мачтам не давали подниматься эти верёвочные лесенки, что шли от мачт к бортам. Их
надо было отрезать иначе никак. Я на миг остановился. Всего только на миг. Но сейчас
же торопливой рукой стал резать эти лесенки. Пилил их тупым ножом. Готово, все они
повисли, мачты свободны. Я стал ножом приподнимать палубу. Я боялся сразу дать
большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я оставил щёлку, чтобы пролезть
одному. Он полезет, а я его хлоп! и захлопну, как жука в ладони. Я ждал и держал
руку наготове схватить.
Не лезет ни один! Я тогда решил сразу отвернуть палубу и туда в серёдку рукой
прихлопнуть. Хоть один да попадётся. Только надо сразу: они уж там небось
приготовились откроешь, а человечки прыск все в стороны.
Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутрь рукой. Ничего. Совсем, совсем ничего!
Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. И под
рукой, конечно, ничего. У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Всё
7 криво становилась. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало. Я койкак
приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь всё пропало!
Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой.
Слышу ключ в дверях.
Бабушка! под одеялом шептал я. Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал
то!
А бабушка стояла уж надо мной и по голове гладила:
Да чего ты ревёшь, да плачешьто чего? Родной ты мой, Борюшка! Видишь, как я
скоро?
Она ещё не видала пароходика.
Какие чувства у вас возникли после прочтения этой части?
Дети, что вы можете сказать о герое? Что посоветуете ему?
Зачем Борис Степанович Житков написал этот рассказ? (Ответы детей.)
Мальчик очень хотел увидеть человечков, которые, по его мнению, живут на
пароходике. Какие действия он совершал, какими способами пользовался, перечислите
мне.
Дети, найдите слова «Я быстро откинул палубу…». Кто прочитает этот кусочек до
конца с эмоциями и передаст переживания Бори?
Ребята, этот рассказ может быть как – то связан с жизнью автора? Как? Объясните.
VI. Домашнее задание
Рассказать о реликвии в вашей семье.
VII. Рефлексия
Понравился вам урок?
Что нового узнали?
Как называется рассказ?
Кто автор?
Спасибо за внимание, все свободны.
8
Борис Житков "Как я ловил человечков"
Борис Житков "Как я ловил человечков"
Борис Житков "Как я ловил человечков"
Борис Житков "Как я ловил человечков"
Борис Житков "Как я ловил человечков"
Борис Житков "Как я ловил человечков"
Борис Житков "Как я ловил человечков"
Борис Житков "Как я ловил человечков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.