Урок о индийской сказке "Золотая рыбка". В чем отличие бродячих сказочных сюжетов. Вначале урока дети слушают музыку, настраиваясь на урок. Работают с карточками. Прослушивают сказку, находят непонятные слова в словаре и затем читают ее по цепочке. В конце урока детям предлагается раскрасить рыбку тем цветом, который отражает их настроение.Урок о индийской сказке "Золотая рыбка"
Конспект урока по литературному чтению
Класс: 3 Г
Тема урока: Бродячие сказочные сюжеты. Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем
похожи бродячие сказочные истории?
Цель: формировать у детей представление о бродячем сюжете.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
(Звучит аудиозапись песни «В мире много сказок».)
В мир сказки музыка нас позвала,
На чудеса настроить нас смогла.
А кто герои сказки? Попробуйте узнать.
Для этого скорее начнем ее читать.
II.
Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Рассмотрите карточки, прикрепленные к доске.
Самые древние
сказочные истории
Просто древние
сказочные истории
Бродячие сказочные
истории
—
—
Какие из прочитанных нами сказок можно отнести к каждой группе?
Какие из сказок можно одновременно отнести ко второй и третьей группам? Почему?
Продолжаем постигать секреты сравнения сказок.
—
—
Что вы узнали, изучая эту тему?
Сегодня познакомимся с еще одной сказкой. Откройте учебник на с. 80 и узнайте, сказку
какого народа мы будем читать. (Индийского народа.)
—
Какую индийскую сказку вы уже знаете? («О собаке, кошке и обезьяне».)
Что вы можете о ней сказать? (Сказка о животных, имеет бродячий сюжет, учит не быть
—
жадным.)
—
—
Вспомните, какие сказки осуждают жадность. (Просто древние сказочные истории.)
Перечислите их. —
—
А имеет ли название сказка, которую нам предстоит прочитать?
Познакомимся со сказкой и попробуем догадаться, как она называется.
III. Работа по теме урока
(Дети по цепочке читают первую часть сказки на с. 80—81.)
— Все ли слова были понятны? Объясните их значение с помощью толкового словаря.
(Учащиеся находят в словарях значения слов «ветхая», «нынче».)
— Вы догадались, как называется эта сказка? Проверьте себя, заглянув в содержание на с. 5.
(«Золотая рыба».)
— Вы можете предположить, что будет дальше?
— Прочитаем и узнаем.
(Дети по цепочке читают вторую часть сказки на с. 81—82.)
— Какие слова требуют обращения к толковому словарю? (Восвояси, лачуга.)
— Найдите их значения.
— Подтвердились ли ваши предположения?
— Как же рыба отблагодарила старика? Прочитайте.
— Как отреагировала на это старуха? Докажите строчками из текста.
— Догадайтесь, будет ли старуха снова и снова посылать мужа к реке? Почему вы так
думаете?
— Предположите, чем закончится эта история?
— Узнаем, прочитав конец сказки.
(Учащиеся самостоятельно читают последнюю часть сказки
нас. 8283.)
— Чему же учит эта сказка?
— В каких словах содержится главная ее мысль?
— К какому виду можно отнести эту сказку по главной мысли? (Просто древняя сказочная
история.)
— Что еще вы можете сказать об этой сказке? (Это бродячая сказочная история.) IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Где же вы уже встречали похожий сюжет? (В сказке А. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке».)
— А Маша читала еще одну сказку с похожим сюжетом. Авторы ее — братья Гримм. Найдите
на с. 83, как она называется.
— Вы знаете такую сказку? А хотите ее услышать?
(Учитель читает сказку братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене».)
VI. Рефлексия
(Учащиеся получают листочки с изображением рыбки.)
— Раскрасьте рыбку одним из трех цветов: если урок понравился — желтым, если чтото не очень
понравилось — зеленым, если урок показался скучным и ничего не понравилось — красным.
VII. Подведение итогов урока
— Что общего у сказки братьев Гримм, сказки А. Пушкина и индийской сказки «Золотая
рыба»? (Похожие сюжеты; похожие герои; сходное поведение героев; сходное
построение самих сказок.)
Домашнее задание
Пересказать сказку (учебник, с. 80—83).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.