Буква я в начале слова (обозначение звуками [й’] и [а])
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
28.02.2019
Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Урок 16.docx
Д а т а : 2 8 . 0 9 . 1 5
У р о к 16
Тема: Буква я в начале слова (обозначение звуками [й’] и [а])
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а :
Образовательные:
1) организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы я в начале слова; научить акцентированно
произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выбирать слова со звуками [й’], [а] в начале,
середине и конце слова;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения; развитие познавательной
активности учащихся; умения работать дружно и сообща, развивать умение следовать заданным вербальным
инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую
моторику кистей рук; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё
мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают стихотворения Ю. Раевского, М. Кремнёва; умеют обозначать букву я в начале слова,
выполнять звуковой анализ слов «рой», «яхта», «якорь»; разгадывать кроссворд, загадки; составлять слова из
заданных звуков (задание повышенной сложности).
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – составление рассказа по серии сюжетных картинок; логические –
выделение общего и частного (существенного и несущественного), целого и части, общего и различного в
изучаемых объектах.
Р е г у л я т и в н ы е : принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и
товарищей; планировать своё действие.
К о м м у н и к а т и в н ы е : уметь формировать коммуникативноречевые действия, конструктивные способы
взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным
мнением.
Оборудование: запись на доске.
I. Введение в тему урока.
Звучит в записи мелодия песенки ВинниПуха.
Х о д у р о к а
Мишка в улей влез, и вот –
С лапы каплет сладкий мёд.
М. Яснов
– ВинниПух – гость нашего урока. Но за ним летит множество пчёл. Поможем Мишке от них отбиться?
– Вспомните, как называется множество пчел, летящих вместе? (Рой.)
– Верно! Пчёлы улетят, если выполним звуковой анализ слова «рой».
Проводится выбор ученика, который выполнит работу на доске с помощью считалки.
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем – водишь ты.
– «Прочитай» слово «рой», ведя указку по схеме звукового состава слова.
1 – «Прочитай» слово «рой» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук.
– Назови первый звук в слове. (Рррой – первый звук [р].)
– Какой это звук – гласный или согласный? Почему? Обозначь соответствующей фишкой. (Твёрдый согласный,
синяя фишка.)
– Назови мягкую пару этого звука. ([р’].)
– «Прочитай» слово «рой» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. Назови второй звук. (Рооой –
второй звук [о].)
– Какой это звук? Обозначь соответствующей фишкой. (Гласный, красная фишка.)
– «Прочитай» слово так, чтобы был отчётливо слышен третий звук. Назови третий звук. (Рой – третий звук
[й’].)
– Какой он: гласный или согласный? (Мягкий согласный, зелёная фишка.)
– Какая у него твёрдая пара? (У этого мягкого согласного нет твёрдой пары.)
– Ребята, вспомните и назовите как можно больше слов со звуком [ й’] . (Майка, лейка, мой, пой, дай, лай, вой,
деловой, занятой и т. д.)
II. Объявление темы и постановка учебной задачи.
– ВинниПух дарит вам стихотворение. Слушайте внимательно и запоминайте слова, в которых есть одна и та
же буква.
Учитель читает стихотворение В. Лунина.
Я однажды видел сам: Ясень по полю ходил,
Як летал по небесам, Язь в лесу грибы удил…
Ястреб плавал в океане, Я не вру, поверьте мне,
Ягуар бежал от лани. Я видал это во сне.
– Какие слова с буквой я вы запомнили?
– Кто догадался, какую букву будем изучать на уроке?
III. Открытие нового знания.
1. Чтение стихотворения Ю. Раевского. Словарнолексическая работа.
– Послушайте стихотворение Ю. Раевского.
– ВинниПуху не понятны слова «явно», «бравый», «яхта». Кто попробует объяснить значения этих слов?
Я в н о – совершенно очевидный, ясный для всех*.
Б р а в ы й – мужественный с виду, молодцеватый.
Я х т а – небольшое (парусное, паровое или моторное) судно для морских прогулок и спорта.
Осуществляется п о д г о т о в к а к выразительному чтению стихотворения.
2. Звуковой анализ слова «яхта».
Учитель помогает интонационно выделить первый и второй звуки.
М о д е л ь : первый звук [ й’] – самый короткий, мягкий согласный; второй звук – [ а] , гласный; третий звук –
[ х] , твёрдый согласный, его мягкая пара [ х’] ; четвёртый звук – [ т] , твёрдый согласный, его мягкая пара [ т’] ;
пятый звук – [ а] , гласный.
– Когда звуки [ й’] и [ а] стоят рядом, они обозначаются одной буквой – буквой я.
Учитель выставляет букву я на наборном полотне поверх двух фишек, обозначающих звуки [й’] и [а].
– Сравните количество букв и звуков в этом слове. (Букв на одну меньше, чем звуков. Два звука [й’] и [а]
обозначаются одной буквой – я.)
3. Игра «На что похожа буква?».
Учитель просит учеников рассмотреть образцы печатной буквы Я, я.
Поглядитека, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква Я!
4. Подбор слов со звуками [ й’], [а] , расположенными в начале слова.
Е. Тарлапан
2 5. Дифференцированная работа по учебнику.
1 я г р у п п а (слабоуспевающие учащиеся) под руководством учителя выполняет звуковой анализ слова
якорь.
2 я г р у п п а (среднеуспевающие учащиеся) получают индивидуальные карточки с представленными
картинками: яблоко, дятел, ёлка, вишня. З а д а н и е : произнесите слованазвания предметов. Определите слово,
которое начинается с буквы я. Сделайте звуковой анализ этого слова.
3 я г р у п п а (успевающие учащиеся) получают индивидуальные карточки со словами: язык, земля, лямка.
З а д а н и е : прочитайте слова. Найдите слово, в котором буква я обозначает два звука. Сделайте звуковой анализ
этого слова.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а .
2 я г р у п п а :
3 я г р у п п а :
6. Работа по учебнику. Игра «Угадай, какое слово получится».
О б ъ я с н е н и е у ч а щ е г о с я :
– Первый звук в слове «кисть» – [ к’] , мягкий согласный, обозначим зелёной фишкой.
– Второй звук в слове «лимон» – [ и] , гласный, обозначим красной фишкой.
– Третий звук в слове «танк» – [ н] , твёрдый согласный, обозначим синей фишкой.
– Прочитайте слово по схеме. (Кит.)
7. Чтение стихотворения.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– ВинниПуху очень понравился урок. Он и не знал, что буква я такая особенная. Да, вот только позабыл, в чём
её особенность. Напомните ему, ребята. (Звуки [й’] и [а], когда стоят рядом, обозначаются одной буквой я.)
– ВинниПух предлагает вам и г р у : закончите предложения словом, которое начинается на букву я.
Мальчик бежал и упал в… (яму).
На завтрак у нас сегодня были… (яйца).
Солнце светит очень… (ярко).
День сегодня был тёплым и… (ясным).
Вдруг неожиданно налетел… (ястреб).
3
Буква я в начале слова (обозначение звуками [й’] и [а])
Буква я в начале слова (обозначение звуками [й’] и [а])
Буква я в начале слова (обозначение звуками [й’] и [а])
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.