Урок-путешествие по теме "Буквы Е и И в корнях с чередованием" (5-й класс)
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания Е и И в корнях с чередованием, учить правильно обозначать орфограмму.
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; развитие воображения.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, сигнальные карточки Е-И, карточки, учебник, опорная таблица. Презентация
Урок-путешествие по теме "Буквы Е и И в корнях с
чередованием" (5-й класс)
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания Е и И в корнях с
чередованием, учить правильно обозначать орфограмму.
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в
активный процесс познания; развитие воображения.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, сигнальные карточки Е-И, карточки,
учебник, опорная таблица. Презентация
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы и цели урока. (Слайд №1)
- Ребята, я вас приглашаю совершить космическое путешествие в Галактику
«Правописание» под кодовым названием «Буквы Е и И в корнях с чередованием».
Цель нашего путешествия – узнать, как правильно выбирать гласную в корнях с
чередованием.
III. Блиц-опрос.
Но сначала нам необходимо получить допуск к полету, пройти небольшое испытание.
А для этого давайте вспомним уже известное для нас понятие.
- Что такое чередование? (Ответы ребят).
- Давайте попросим Дежурного по словарю уточнить нам это понятие.
(Дежурный по словарю читает понятие «чередование»).
- В 5 классе, путешествуя по стране правописание, мы встречались с чередованием
О-А в корнях. В каких корнях происходит этот процесс? Назовите правило.
- Давайте на материале пословиц, которые составляют «кладезь народной
мудрости», вспомним эти правила. (Слайд №2)
(Ребята объясняют написание гласной в корне, вставляя букву на слайд).
Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко.
Человек предпол..гает, а Бог распол..гает.
Каково дерево, такова и отр..сль.
Подр..стешь – свое наживешь.
- От чего зависит написание гласной в этих корнях? (От последующего согласного).
- Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к полету.
- Группа корней с чередованием очень большая. Рассмотрите эту группу на опорной
таблице. Сегодня мы узнаем еще об одной части этой группы.
- Теперь давайте приготовим свои космические корабли. Откройте тетради,
запишите сегодняшнее число, тему урока.
Внимание! Все капитаны кораблей на своих местах. На старт! Пуск! Вот мы
направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. (Слайд №3).
Работа с текстом. (Слайд №3) (Учитель читает текст).
В Галактике очень и очень много звезд. Они давно служат людям. Моряки
определяют по ним положение корабля в океане. Ориентируются по звездам не
только морские корабли, но и космические. Звезды служат всем. Для одних это
маяки, для других – украшение неба. Для ученых звезды – тайна, которую нужно
разгадать.
- Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите. Определите основную
мысль. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.
IV. Исследовательская работа.
- Мы в Галактике и нам необходимо провести исследовательскую работу. (Слайд №4).
Чем отличаются слова в каждой паре? (Гласным в корне).
(Работа в тетрадях).
- А какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных).
- Какие гласные чередуются? (Е – И).
Вывод: В корнях может происходить процесс чередования гласных Е – И.
V. Изучение нового материала.- Мы с вами попали на сказочную планету. Здесь нам предлагают послушать
интересную сказку. (Слайды № 5 -10).
Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».
Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи
друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.
Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не
скучно было без друзей.
А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он
рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».
Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С
тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.
И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом
vip-персона суффикс -А.
«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят
окружающие.
Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать
правильную букву в корне с чередующимися гласными.
- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
Работа с таблицей.
- Рассмотрите таблицу. Перечислите корни, в которых происходит процесс
чередования гласных Е и И.
- От чего зависит написание гласной в корне? Ответить на этот вопрос нам будет
легче с помощниками. (Слайд №11).
- А теперь попробуйте сами сформулировать правило выбора гласной Е или И в
чередующихся корнях. (Ответы ребят). (Слайд №12)
- Откройте учебники на странице 245 и найдите это правило, рассмотрите примеры.
Как обозначается эта орфограмма?
А теперь правило – подсказка. (Слайд №13).
- Что же помогает написать правильно корень с чередующимся гласным?
VI. Закрепление изученного.
- Вот теперь мы готовы справиться с любым заданием в Галактике.
1. Предупредительное списывание. (Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала
объясняют правописание каждого слова, потом вставляют пропущенную букву. Все
работают в тетрадях). (Слайд № 14).
Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил
коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке.
Физкультминутка.
2. Распределительный диктант.
- Ребята, у жителей «Планеты чередующихся гласных» возникла проблема. Они не
могут разобраться в какой дом им нужно поселиться. У каждого дома есть свой герб.
Он то вам и подскажет, кого и куда разместить. (Слайд №15). (Учащиеся
распределяют слова в 2 столбика).
Застелить, стирает, запер, заберу, задирает, прибирал, блестит, разжигать,
настелил, опираться.
3. Взаимопроверка.
- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку
карандашом. (Слайд №16)
- Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы! А кто допустил 2
ошибки?
4. Самостоятельная работа уч-ся.
- А теперь, как и положено в научных экспедициях, нам нужно написать отчет,
соблюдая все правила его оформления. Только тогда мы можем отправляться домой.
Подготовьте свои космические корабли. На ракете, которая лежит у вас на столе,
запишите себя командирами. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
VII. Итог урока.
- Ну что ж. Пришло время покидать Галактику и отправляться домой. Но для этого
нужно пролететь «Звездные врата». А там нас ждет инопланетянин, который задаст
2несколько вопросов. Если вы ответите на все вопросы правильно, то мы сможем
снова вернуться на Землю.
(Слайд №17).
- Внимание! Мы на связи со «Звездными вратами».
VIII. Домашнее задание.
- Молодцы! Мы провели полет успешно. И на пути к Земле должны получить
домашнее задание, чтобы ваш отчет был полным. (Слайд №18)
1. Выучить правило – с.245. 2. Найти и записать 3 пословицы, в которых есть слова на
изученную орфограмму.
- Вы все успешно справились с полетом и получаете медали за успешное освоение
Галактики «Правописание». (Самыми активными капитанами кораблей были…).
(Слайд №19) Спасибо за урок. (Слайд №20).
3