Буквы Е и И в корнях с чередованием

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок-путешествие по теме "Буквы Е и И в корнях с чередованием" (5-й класс) Цели: Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания Е и И в корнях с чередованием, учить правильно обозначать орфограмму. Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; развитие воображения. Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку. Оборудование: медиапроектор, компьютер, сигнальные карточки Е-И, карточки, учебник, опорная таблица. Презентация
Иконка файла материала конспект.docx
Урок-путешествие по теме "Буквы Е и И в корнях с чередованием" (5-й класс) Цели: Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания Е и И в корнях с чередованием, учить правильно обозначать орфограмму. Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; развитие воображения. Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку. Оборудование: медиапроектор, компьютер, сигнальные карточки Е-И, карточки, учебник, опорная таблица. Презентация Ход урока I. Орг. момент. II. Сообщение темы и цели урока. (Слайд №1) - Ребята, я вас приглашаю совершить космическое путешествие в Галактику «Правописание» под кодовым названием «Буквы Е и И в корнях с чередованием». Цель нашего путешествия – узнать, как правильно выбирать гласную в корнях с чередованием. III. Блиц-опрос. Но сначала нам необходимо получить допуск к полету, пройти небольшое испытание. А для этого давайте вспомним уже известное для нас понятие. - Что такое чередование? (Ответы ребят). - Давайте попросим Дежурного по словарю уточнить нам это понятие. (Дежурный по словарю читает понятие «чередование»). - В 5 классе, путешествуя по стране правописание, мы встречались с чередованием О-А в корнях. В каких корнях происходит этот процесс? Назовите правило. - Давайте на материале пословиц, которые составляют «кладезь народной мудрости», вспомним эти правила. (Слайд №2) (Ребята объясняют написание гласной в корне, вставляя букву на слайд). Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко. Человек предпол..гает, а Бог распол..гает. Каково дерево, такова и отр..сль. Подр..стешь – свое наживешь. - От чего зависит написание гласной в этих корнях? (От последующего согласного). - Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к полету. - Группа корней с чередованием очень большая. Рассмотрите эту группу на опорной таблице. Сегодня мы узнаем еще об одной части этой группы. - Теперь давайте приготовим свои космические корабли. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока. Внимание! Все капитаны кораблей на своих местах. На старт! Пуск! Вот мы направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. (Слайд №3). Работа с текстом. (Слайд №3) (Учитель читает текст). В Галактике очень и очень много звезд. Они давно служат людям. Моряки определяют по ним положение корабля в океане. Ориентируются по звездам не только морские корабли, но и космические. Звезды служат всем. Для одних это маяки, для других – украшение неба. Для ученых звезды – тайна, которую нужно разгадать. - Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите. Определите основную мысль. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения. IV. Исследовательская работа. - Мы в Галактике и нам необходимо провести исследовательскую работу. (Слайд №4). Чем отличаются слова в каждой паре? (Гласным в корне). (Работа в тетрадях). - А какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных). - Какие гласные чередуются? (Е – И). Вывод: В корнях может происходить процесс чередования гласных Е – И. V. Изучение нового материала.- Мы с вами попали на сказочную планету. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. (Слайды № 5 -10). Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной». Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга». Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А. «Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие. Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными. - Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне? Работа с таблицей. - Рассмотрите таблицу. Перечислите корни, в которых происходит процесс чередования гласных Е и И. - От чего зависит написание гласной в корне? Ответить на этот вопрос нам будет легче с помощниками. (Слайд №11). - А теперь попробуйте сами сформулировать правило выбора гласной Е или И в чередующихся корнях. (Ответы ребят). (Слайд №12) - Откройте учебники на странице 245 и найдите это правило, рассмотрите примеры. Как обозначается эта орфограмма? А теперь правило – подсказка. (Слайд №13). - Что же помогает написать правильно корень с чередующимся гласным? VI. Закрепление изученного. - Вот теперь мы готовы справиться с любым заданием в Галактике. 1. Предупредительное списывание. (Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, потом вставляют пропущенную букву. Все работают в тетрадях). (Слайд № 14). Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке. Физкультминутка. 2. Распределительный диктант. - Ребята, у жителей «Планеты чередующихся гласных» возникла проблема. Они не могут разобраться в какой дом им нужно поселиться. У каждого дома есть свой герб. Он то вам и подскажет, кого и куда разместить. (Слайд №15). (Учащиеся распределяют слова в 2 столбика). Застелить, стирает, запер, заберу, задирает, прибирал, блестит, разжигать, настелил, опираться. 3. Взаимопроверка. - А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку карандашом. (Слайд №16) - Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы! А кто допустил 2 ошибки? 4. Самостоятельная работа уч-ся. - А теперь, как и положено в научных экспедициях, нам нужно написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Только тогда мы можем отправляться домой. Подготовьте свои космические корабли. На ракете, которая лежит у вас на столе, запишите себя командирами. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. VII. Итог урока. - Ну что ж. Пришло время покидать Галактику и отправляться домой. Но для этого нужно пролететь «Звездные врата». А там нас ждет инопланетянин, который задаст 2несколько вопросов. Если вы ответите на все вопросы правильно, то мы сможем снова вернуться на Землю. (Слайд №17). - Внимание! Мы на связи со «Звездными вратами». VIII. Домашнее задание. - Молодцы! Мы провели полет успешно. И на пути к Земле должны получить домашнее задание, чтобы ваш отчет был полным. (Слайд №18) 1. Выучить правило – с.245. 2. Найти и записать 3 пословицы, в которых есть слова на изученную орфограмму. - Вы все успешно справились с полетом и получаете медали за успешное освоение Галактики «Правописание». (Самыми активными капитанами кораблей были…). (Слайд №19) Спасибо за урок. (Слайд №20). 3