"Бунтующая красота" в романе Достоевского "Идиот"
…у Достоевского есть и БОГ, и человек. Бог у него никогда не поглощает человека, человек не исчезает в Боге, человек остается до конца и остается на веки веков…
Н.А. Бердяев
“По силе художественной изобразительности талант Достоевского может быть равен только Шекспиру”, – так писал Горький о великом русском писателе.
Творчество Достоевского было порождено переходной кризисной эпохой распада феодально-крепостнической системы в России и замены ее новыми, капиталистическими отношениями.
Ломалась, трещала по швам “патриархальная” крепостническая Россия. Человек, от имени которого говорил Достоевский, оказывался всецело предоставленным самому себе, поистине одинокий в новой, непонятной ему раздирающей действительности.
Тяжелый идейно-психологический процесс происходил в писателе после возвращения с каторги. Он разуверился в возможности улучшить действительность путем борьбы, начал искать поддержку в религии, хотя и она нетвердо укладывалась в его душе, склонной к бунту.
“Я – дитя века, дитя неверия и сомнения… Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить…” Его герои зачастую уходят в религию, под сень церкви – только бы избавиться от скверны.
Роман “Идиот”, вышедший в свет в 1868 году, полемически подчеркивает в самом названии противопоставление разума сердцу.
"Бунтующая красота" в романе Достоевского "Идиот"
…у Достоевского есть и БОГ, и человек. Бог у него никогда не поглощает человека, человек не исчезает в Боге,
человек остается до конца и остается на веки веков…
Н.А. Бердяев
“По силе художественной изобразительности талант Достоевского может быть равен только Шекспиру”, – так
писал Горький о великом русском писателе.
Творчество Достоевского было порождено переходной кризисной эпохой распада феодальнокрепостнической
системы в России и замены ее новыми, капиталистическими отношениями.
Ломалась, трещала по швам “патриархальная” крепостническая Россия. Человек, от имени которого говорил
Достоевский, оказывался всецело предоставленным самому себе, поистине одинокий в новой, непонятной ему
раздирающей действительности.
Тяжелый идейнопсихологический процесс происходил в писателе после возвращения с каторги. Он
разуверился в возможности улучшить действительность путем борьбы, начал искать поддержку в религии, хотя
и она нетвердо укладывалась в его душе, склонной к бунту.
“Я – дитя века, дитя неверия и сомнения… Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда
верить…” Его герои зачастую уходят в религию, под сень церкви – только бы избавиться от скверны.
Роман “Идиот”, вышедший в свет в 1868 году, полемически подчеркивает в самом названии противопоставление
разума сердцу.
Герой – человек необразованный, ничему толком не учившийся, больной, в течение ряда лет находившийся в
состоянии даже полной потери сознания. И именно он оказывается умнее всех образованных, цивилизованных,
горделивых! Он решает все трудные вопросы человеческих взаимоотношений проницательно, в то время как они
все путают, ничего не могут решить, руководствуясь лишь эгоизмом.
Лев Николаевич Мышкин в лучшем случае чудак. Он бескорыстен, глубоко чужд каким бы то ни было
эгоистическим страстям и, прежде всего, денежным. Он искренен, говорит только правду. Он носит в душе
своей всечеловеческое страдание и любит людей. Он обаятельно наивен и если ошибается, то только в сторону
преувеличения достоинств людей. Он чуток, всегда готов жертвовать собою целиком, без остатка, для других.
Если сознание – болезнь, то князь Мышкин – воплощение душевного здоровья. Его болезнь помогает душевной
ясности и превосходству над здоровыми. Ибо все эти здоровые больны эгоизмом, мерзкой жаждой денег,
утопают в грязи мира сего. А князь Мышкин свободен от всего этого. Он чист и прост, как дитя. У него детская
душа, потому он и оказывается умнее всех.
В отличие от раздвоенных, расстроенных, расщепленных героев Достоевского князь Мышкин не знает борьбы
между разумом и чувством, между “добром” и “злом” в своей душе.
Князь Мышкин – всеобщий примиритель. Он носитель идеи объединения всех “сословий”, всех враждующих
групп. Он противостоит всеобщему разъединению, тому разложению общества, которое Достоевский считает
главной характерной чертой своей современности. Есть еще образ, с которым Мышкин сопоставляется лишь в
глубоком подводном течении романа. Это образ Христа.
Само “явление” князя Мышкина после многих лет, прожитых гдето высоко в горах, далеко от людей, должно
напомнить сошествие Христа к людям, в их кипящую злыми страстями, дьявольски запутанную жизнь,
предсказанную в апокалипсисе как царство меры: деньги царят над всем, все настаивают на своем праве, на
своем эгоизме. Все разъединены и взаимно враждебны. Нет никакой связывающей общей идеи. Все чистое
гибнет в этом мире. В нем оскверняется, разрушается Красота.
Что же принес миру новоявленный Христос? Сможет ли он очистить и утешить злые страсти, соединить людей
любовью и страданием? Иными словами, какова миссия положительного героя Достоевского?
Сюжетную основу романа составляет трагическая судьба красавицы Настасьи Филипповны. Роль князя
Мышкина в этой судьбе велика, но все же не он является носителем движущего начала в развитии сюжета, а
именно Настасья Филипповна. К князю сходятся все сюжетные линии, но он стоит над ними, как и полагается“высокому” лицу, явившемуся к людям чуть ли не с неба. Он не может быть прямыми участником грешной земной
борьбы, активно ввязываться в земные страсти.
“Идиот” – это прежде всего трагедия Настасьи Филипповны. История ее судьбы и образует ценность
произведения. Это настоящее ядро всего романа. В истории гибели героини, рассказанной с такой любовью и
грустью, мы чувствуем силу протеста, презрение и гнев к верхам буржуазного общества, к законам,
управляющим этим обществом. Перед нами Достоевский и трагик, и лирик, и сатирик.
Образ Настасьи Филипповны принадлежит к числу сильнейших трагических женских образов, созданных
русской и мировой литературой. “Настоящая королева” как сказано о ней в романе.
Мы знакомимся с ней впервые по портрету, который так глубоко, на всю жизнь, поразил князя Мышкина.
“На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была
сфотографирована в черном шелковом платье чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, повидимому,
темнорусые, были убраны просто, подомашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица
страстное и как бы высокомерное…”
“Лоб задумчивый”, – так мог сказать действительно необыкновенной силы художник, глубоко чувствующий
прелесть женской красоты. “Лоб задумчивый”, – эпитет неожиданный и прекрасный сам по себе своею
нежностью и беспредельным уважением к женщине. Он удивительно подходит для портрета Настасьи
Филипповны. Ее глаза освещены глубокой мыслью. Она много думала с ранних лет. Ее растлитель, любитель и
знаток женской красоты, изящнейший господин Тоцкий, который приобрел ее в свою собственность, когда она
была ребенком, круглой сиротой, одна во всем свете, – утонченнейший господин Тоцкий и предполагать не мог,
что она так много и так глубоко думала! Выражение лица ее страстное и высокомерное. Она человек больших,
трагических страстей. Ее требования к людям, к себе действительно высоки и человечны, и это необычайно
усиливает резкую противопоставленность ее всей окружающей низменной действительности. Высокомерие –
самозащита от подлецов и пошляков. В глубине души она проста, подетски – застенчива.
“Удивительное лицо!” – говорит князь. – “И я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она
ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это
гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!”
Да, впоследствии оказывается, что она не только горда, но и добра, – но всетаки ничего не спасено.
Затем, в обществе Епанчиных, мы вновь все пристальнее вглядываемся в ее портрет. И тут звучит трагическая
тема Настасьи Филипповны.
“… Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом лице, и в то же время чтото
доверчивое, чтото удивительно простодушное… Эта ослепляющая красота была даже невыносима…странная
красота!”
Вглядевшись пристальнее в ее портрет, мы увидели надрыв в этой красоте. Это тема красоты знающей, что она
поругана, оскорблена. Красота, не принятая миром злобы и вражды – невыносимая красота! Это красота –
страдание, распинаемая в этом мире. Это грозная тема несовместимости красоты с подлым денежным миром.
Это красота, зовущая к мести за себя, презирающая жалость и вместе с тем просящая о жалости. Это можно
назвать бунтующей красотой.
Аделаида Епанчина говорит, рассматривая портрет Настасьи Филипповны: “Такая красота – сила… с этакою
красотой можно мир перевернуть”. Не этой благополучной барышне, генеральской дочке с ее прекрасными
плечами, превосходным аппетитом понять красоту Настасьи Филипповны. Она оказалась способной
почувствовать размах красоты, как художницалюбительница, маракующая чтото на холсте.
Красота спасет мир! Такова одна из мыслей героя романа князя Льва Николаевича Мышкина. Но, как и многие
его мысли, она опровергается действительностью. Красота не спасла мир, а оказалась погубленной им.
Бунт Настасьи Филипповны, ее попытка мстить обществу, бессилен. Но тема бунтующей красоты со страстною
силой звучит в романе!
Настасья Филипповна кончает безумием. Невыносимое соединение красоты и безумия отдается в сердце князя
Мышкина, да и в сердце читателя особенной мукой и болью. Даже красота становится безумной в мире,
обезумевшем от злобы.Настасью Филипповну довели до безумия все окружавшие ее. Начал убийство барин Афанасий Иванович
Тоцкий. Завершил купец Рогожин.
В финальной сцене мы видим Рогожина и Мышкина у кровати убитой. Смерть передана в этой картине
особенной неподвижностью. Мышкин в темноте “…пригляделся, так что мог видеть ее постель; на ней ктото
спал, совершенно неподвижным сном; не слышно было ни малейшего шелеста, ни малейшего дыхания… В ногах
были сбиты в комок какието кружева, и на белевших кружевах, выглядывая изпод простыни, обозначался
кончик обнаженной ноги. Он казался как бы выточенным из мрамора и ужасно был неподвижен”.
Убита красота, равная красоте прекрасных статуй, гениальных картин.
Достоевский поднял гибель Настасьи Филипповны до трагической темы красоты, убиваемой безобразным
паучьим миром, миром мерзких снов Ипполита. Недаром в сне Ипполита образ Рогожина сближается с образом
тарантула. Рогожин – воплощение темной стихии собственничества.
Все в романе, что связано с темой Настасьи Филипповны, с ее судьбой наполнено глубоким социальным
смыслом. Все дышит правдой жизни, высокой правдой искусства.
Власть денег триумфально шествует по стране. Жажда денег обуяла, кажется, всех. Кругом ростовщики!
Власть денег плодит и множит преступления. Все продается и покупается за деньги: и слава, и доблесть, и
честное имя, и сама красота!
Прекрасная женщина, одна среди волков, скалящих на нее зубы в жажде купить ее, продать и нажить на ее
красоте деньги, сожрать красоту встает перед миром, погрязающим в деньгах, и, проклиная власть денег над
человеком, предает всю эту дьявольскую власть огню!
– Красота неподкупна!
Красота не продается и не покупается! Красота спасет мир!