Былина. Ильины три поездочки.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: комбинированный. Цели урока: • Продолжить знакомить детей с былинами, как с жанром устного народного творчества. • Учить понимать исторический текст. • Научить составлять характеристику героя, пользуясь текстом. • Развивать навык выразительного чтения. Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма, любви, гордости за Родину, русский народ. 2. Развивать у учащихся умения анализировать, обобщать и делать выводы. Планируемые результаты: Личностные: Воспитание чувства гордости за свою Родину, её историю, народ, формирование гуманистических и демократических ценностных ориентиров. Метапредметные Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Предметные: Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах. Оборудование: репродукции картин В.Васнецова «Богатыри»,«Витязь на распутье», карточки со словами, у учителя карточка со стихотворением, музыкальный фрагмент из А.П. Бородина «Богатырская симфония», фрагменты из кинофильма «Илья Муромец», проектор, экран, ПК, словари Даля и Ожегова.
Иконка файла материала 1 (38).docx
Предмет: Литературное чтение. Класс: 4. Тема урока: Былина.  Ильины три поездочки. Тип урока: комбинированный. Цели урока:  Продолжить знакомить детей с былинами, как с жанром устного народного творчества.  Учить понимать исторический текст.  Научить составлять характеристику героя, пользуясь текстом.  Развивать навык выразительного чтения. Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма, любви, гордости за Родину, русский народ. 2. Развивать у учащихся умения анализировать, обобщать и делать выводы. Планируемые результаты: Личностные: Воспитание чувства гордости за свою Родину, её историю, народ, формирование гуманистических и демократических ценностных ориентиров. Метапредметные  Регулятивные УУД:     составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои  действия с целью, корректировать свою деятельность;  Познавательные УУД:       извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в  другую (составлять план, таблицу, схему);  осуществлять анализ и синтез;   Коммуникативные УУД:     высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Предметные: Использование   разных   видов   чтения   (изучающее,   смысловое,   выборочное,   поисковое);   умение   осознанно   воспринимать   и   оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах. Оборудование:  репродукции   картин   В.Васнецова   «Богатыри»,«Витязь   на   распутье»,   карточки   со   словами,   у   учителя   карточка   со стихотворением, музыкальный фрагмент из А.П. Бородина «Богатырская симфония», фрагменты из кинофильма «Илья Муромец», проектор, экран, ПК, словари Даля и Ожегова. .1. № Дидактическая структура урока I  Орг.момент  (эмоциональный  настрой) II Целеполагание и  мотивация  III. Введение в  тему. Содержание материала Деятельность учителя Деятельность обучающихся Игра   —   «Здравствуйте!» приветствие ­ Повернитесь друг к другу, улыбнитесь  своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и  пожелайте друг другу успеха. Произносят вслух: ­Желаю (прикасаются  большими пальчиками) успеха     (указательными) большого ( средними) во всём ( безымянными) и  везде   Здравствуй ( всей ладонью ), удачи тебе на уроке  (переплетают пальцы рук).   ( мизинцами). ­Добрыня Никитич, Алёша  Попович, Илья Муромец –  герои русских былин. ­С жанром «Былина». Формулируют тему урока:  ­Разгадайте имена и скажите, что их  объединяет? ­Ребята,   как   вы   думаете,   с   каким   жанром устного народного творчества мы продолжим знакомство?  ­Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на На   экране   репродукции   В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье». Слайд. Записаны буквы.  БОДНЫЯР ШАЛЁА ПОЧИВОП,  ИЯЛЬ РУМОЦЕМ.  КИНИЧТИ,2. IV Работа по теме  урока   Рассматривание   картин, прослушивание   музыкального фрагмента   из   А.П.   Бородина «Богатырская симфония». Ответы на вопросы учителя. уроке? Слайд. ­   Посмотрите   на   картины,   прослушайте музыкальный   фрагмент   из   А.П.   Бородина «Богатырская симфония». «Былины. Герои русских  былин». ­   Кто изображен на картине? ­   Кто ее автор? Слайд. ­   Сколько лет он писал картину?  Если к удвоенному числу гномов из знакомой  вам сказки прибавить богатырей,  изображенных на картине, то вы получите  количество лет, потраченное художником на  написание картины. ­    Вспомните, от каких реальных врагов  могли защищать богатыри русскую землю? ­     Что означает само слово «Былина»? ­   Вспомните, какие былины мы читали с вами  в прошлом году? ­Богатыри ­ В.М. Васнецов ­ 17 лет ­ От нашествия татаро­монгол ­ Былина – это русские  народные сказания о  богатырях, защищавших  русские земли. Первые  былины сложились еще в  Киевской Руси. ­ «Добрыня Никитич»,  «Добрыня и змей»,  «Исцеление Ильи Муромца»,  «Илья Муромец и соловей  разбойник». ­   О каких отличительных чертах былины мы  говорили? ­ Былинный зачин, повторы,  образность языка –гиперболы, эпитеты,  напевность, ритм, отсутствие  рифмы, определенное  содержание – сказ о  героических делах богатырей; неспешность,  обстоятельность, подробность повествования. ­ Он должен защищать родную землю, бесстрашно сражаться  с врагами, быть сильным,  мудрым и т.д. ­ Что должен делать человек, какими  качествами он должен обладать, чтобы его  можно было назвать богатырём? Слайд. Выполняют движения. V Физминутка Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже, Поглядеть из­под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу.VI. Продолжение  работы по теме  урока.  Изучение нового  материала.   1. Чтение былины «Ильины поездочки» три самостоятельно.   Словарно­лексическая работа. 2. –   украшение, Словарная работа: слайд Сие ­ это, Кремневенькие – из кремния, Булатная   броня  –  булат  – стальная   и   узорчатая   – старинная   узорчатая   азиатская сталь, Убранство  внешняя отделка, В   40   тысяч,   во   100   тысяч  – имеются в виду цены, Смета  –   здесь   –   несметное, несчитанное богатство, Палица  –   тяжелая   дубина   с утолщенным концом, Калена   стрела, стрела – постоянные эпитеты, Сажень  –   2,   134   метра   (3 аршина), Облатынивать  –   обращать   в католическую веру. не Необлатыненные  обращенные   в   католическую веру, Заподваливать  –   запирать   в подвал, По ордам – орда  – государство   разрывчатая –   ­ Читая былину, обращайте внимание на черты  характера главного героя. ­Для работы в группах возьмите карточки со  словами.  Задание: объяснить лексическое значение  слов. Работайте дружно, помните, что важно  мнени е каждого. Удачи. Работают в группах – поясняют лексическое  значение старинных слов  (используют словари).  Карточка. Сие­ Кремневенькие­ Булатная броня­ Убранство­ В 40тысяч,во100тысяч­ Смета­ Палица­ Калена стрела,разрывчатая  стрела­ Сажень­ Облатынивать­ Необлатыненные­ Заподваливать­ По ордам­орда­ Не простофильтесь­ Башлыки­ Вороновые­ Сулят силу,посулу­ Речи елейные­ Гнездовину разнёс­ Голь,голи,голытьба­ Амбары­–   не или   войско   татар   или   в начальном   варианте   –   палатка хана, Не   простофильтесь  поддавайтесь на обман, Башлыки  –   теплый   головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами, Вороновые – черные, Сулят силу, посулу – обещания, Речи елейные – елей – оливковое масло, в церковной В переносном   смысле   –   что­то ласковое, успокаивающее,  Гнездовину   разнес  –   тайное, укромное пристанище, Голь,   голытьба  оборванцы, бедняки, нищие, Амбары  –   сараи   для   хранения урожая, припасов, товаров.   употребляемое службе.   голи, –       Проверка работы в группах. Сверка на слайде. 3. Комментированное чтение по частям. Контролирует правильность ответов. Защита работы групп.  Первая отвечает, другие  дополняют своими ответами. ­   Как называется такое вступление к былине? ­ Зачин.­   Какие еще слова вам непонятны?   Почему   былина   называется   «Три   ­   поездочки»? Делятся своим мнением. 3. Выразительное   чтение   былины «эхом»   и   хором   за   учителем, повторяя интонацию. Характеристика героя.  Выборочное чтение. VII.Закрепление  Работа   с   картиной   «Витязь   на распутье» по учебнику. Чтение отрывка, подходящего к ­   Какой момент в былине вам показался  наиболее захватывающим? Отвечают  ­   Какое историческое событие нашло  отражение в этой былине? ­ Крещение Руси, попытки  иноземных захватчиков  обратить русский народов  католическую веру. ­   Почему Илья Муромец выбирает прямую  дорогу?  ­Как он рассуждает на перепутье у камня? ­ О каких чертах характера это говорит? ­    Почему   в   описании   разбойников употребляются   слова   с   суффиксами   –еньк, ­оньк, ­ичек,­ ечек? Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам? ­ Для чего это сделано?   ­   Зачитайте,   как   описан   Илья   Муромец   с разбойниками. Какой приём здесь использован и для чего? ­   Как   вы   думаете,   почему   Илья   Муромец вернулся   к   камню   и   сделал   на   нем   новую запись? ­ Рассмотрите картину «Витязь на распутье». ­Смелый, решительный, не  ищет лазеек и обходных  путей. Уменьшительно­ласкательное. ­ Для контраста с силой Ильи  Муромца. ­ Гиперболы – преувеличения, чтобы показать силу русскую. ­ Чтобы люди могли  пользоваться этой дорогой,  т.к. путь был свободен. Рассматривают картину. Читают отрывок.изученного. картине. Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. 4 VIII.Работа с I  частью былины. характеристики Обобщение   героя былины. Просмотр   фрагментов   из кинофильма «Илья Муромец».     доске слова, На характеризующие   человеческие качества:   храбрый,   трусливый, скромный,   вежливый,   добрый, отважный, ласковый, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой,   веселый,   чёрствый, жадный,   щедрый,   обидчивый, грубый, справедливый.       ­ Не стой в стороне равнодушно, когда у кого­то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому­то, кому­то  поможет Твоя доброта и улыбка твоя Ты знай, что сей день не  напрасно был прожит,  Что годы живёшь ты не зря. IX.Итог урока Результативность  ­ Давайте, обобщим всё, что мы знаем теперь об   Илье   Муромце,   о   его   характере,   силе, поступках,   а   сначала   посмотрите   фрагменты из кинофильма. ­Ребята,   на   доске   вы   видите   слова, характеризующие   человеческие   качества. Выберите те из них, которые имеют отношение к   Илье   Муромцу.   Объясните   свой   выбор. Обсудите  в парах. Смотрят фрагменты из  кинофильма «Илья Муромец» Работа в парах. ­   Давайте,   на   доске   напишем   слова, характеризующие   человеческие   качества русского богатыря Ильи Муромца. Читает стихотворение на слайде. Выходят по очереди и  записывают слова на доске и  получают словесный портрет. Оценивают свою работу на  уроке с помощью смайликов.урока Оценивание работы детей 5 Выбор домашнего задания. ( Варианты написаны на экране). ­Я вижу, что вы оценили свою работу по  достоинству, я этому очень рада. В свою  очередь хочу поставить отметки самым  активным на уроке­это… ­ Выберите, какое бы домашнее задание вы  хотели получить: * нарисовать героя былины; * сочинить свою былину; * написать герою письмо.  Выбирают домашнее задание X. Рефлексия. ­Всем спасибо за урок. Оценка  деятельности  учащихся XII. Домашнее  задание

Посмотрите также