1 2 3
1. Проверка домашнего задания.
Чтение отрывка наизусть.
2. Работа с авторским текстом (с. 173–174).
а) До чтения. Работа с иллюстрацией.
– Расскажите, что вы видите на иллюстрации.
– Здесь два Афанасия? Кто же второй человечек? Почему он с мечом?
Прочитаем, что об этом написано.
б) Чтение вслух.
в) Вопросы после чтения:
– Так кто же этот второй человечек?
– С чем знакомит дедушка Фёдор своего внука Афанасия и Сашу? (Что такое былина.)
г) Повторное чтение про себя отрывка (рассказ дедушки о былинах).
Цель: подготовиться к ответам на вопросы.
2 4 1 1 2 3
1. Беседа о былине как фольклорном жанре.
Можно сочетать с выборочным чтением.
– Что такое былина?
– Почему она так называется?
– О чём рассказывается в былинах?
– Кто их сочинял? Известны ли авторы?
– Назовите героев русских былин.
– О каких подвигах богатырей вы знаете?
– Как и где исполнялись былины в древности?
– Читал ли кто-то из вас былины? Как они назывались? Что запомнили?
– Как называются сказки о богатырях?
2. Рассказ учителя о былинах, о народных сказителях.
Былины – это жанр устного народного творчества. Былины не могли складываться сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали, поэтому былины так же, как и сказки, относятся к устному народному творчеству.
Исполнялись былины по особым случаям, и не просто исполнялись – они пропевались, читались речитативом. И сегодня в России есть такие удалённые территории, где сохранились сказители былин.
Возникли былины во времена Киевской Руси, в них отражалась историческая действительность, главным образом XI–XVI веков. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. В то время часто на Киевскую Русь нападали враги. Среди защитников были такие, которые выделялись храбростью, удалью. Они становились героями былин.
Вот как о рождении былин рассказывал русский поэт Алексей Константинович Толстой:
В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит;
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки зарыт.
В честь витязя тризну свершали,
Дружина дралася три дня,
Жрецы ему разом заклали
Всех жён и любимца коня.
Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых.
«О витязь, делами твоими
Гордится великий народ!
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт!
И если курган твой высокий
Сровнялся бы с полем пустым,
То слава, разлившись далёко,
Была бы курганом твоим!»
И вот миновалися годы,
Столетия вслед протекли,
Народы сменили народы,
Лицо изменилось земли;
Курган же с высокой главою,
Где витязь могучий зарыт,
Ещё не сровнялся с землёю,
По-прежнему гордо стоит;
А витязя славное имя
До наших времён не дошло.
Кто был он? Венцами какими
Своё он украсил чело?
Чью кровь проливал он рекою?
Какие он жёг города?
И смертью погиб он какою?
И в землю опущен когда?
Безмолвен курган одинокий,
Наездник державный забыт,
И тризны в пустыне широкой
Никто уж ему не свершит.
Величественность образов, патриотическое содержание былин по достоинству ценили русские писатели, композиторы, художники ХIХ – нач. ХХ века, широко используя их в своих произведениях (Н.А. Римский-Корсаков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин и др.).
3. Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри».
Прослушивание в аудиозаписи отрывка из былины.
1. Работа с картиной (рассматривание возможно провести на фоне фрагмента из «Богатырской симфонии» А. Бородина):
– Что же такое богатырская застава?
– Каков пейзаж картины? О чём он говорит?
– Кто из богатырей вам знаком?
– Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружён?
– Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружён?
– Как выглядит Алёша Попович? Как он смотрит? Чем вооружён?
2. Прослушивание фрагмента из любой былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Литературное чтение
Урок 52.
Тема раздела: «Сказочные богатыри».
Тема: Былина как фольклорный жанр.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
1. Проверка домашнего задания.
Чтение отрывка наизусть.
2. Работа с авторским текстом (с. 173–174).
а) До чтения. Работа с иллюстрацией.
– Расскажите, что вы видите на иллюстрации.
– Здесь два Афанасия? Кто же второй человечек? Почему он с мечом?
Прочитаем, что об этом написано.
б) Чтение вслух.
в) Вопросы после чтения:
– Так кто же этот второй человечек?
– С чем знакомит дедушка Фёдор своего внука Афанасия и Сашу? (Что
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
такое былина.)
г) Повторное чтение про себя отрывка (рассказ дедушки о былинах).
Цель: подготовиться к ответам на вопросы.
2 4 1 1 2 3
1. Беседа о былине как фольклорном жанре.
Можно сочетать с выборочным чтением.
– Что такое былина?
– Почему она так называется?
– О чём рассказывается в былинах?
– Кто их сочинял? Известны ли авторы?
– Назовите героев русских былин.
– О каких подвигах богатырей вы знаете?
– Как и где исполнялись былины в древности?
– Читал ли ктото из вас былины? Как они назывались? Что запомнили?
– Как называются сказки о богатырях?
2. Рассказ учителя о былинах, о народных сказителях.
Былины – это жанр устного народного творчества. Былины не могли
складываться сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но
не записывали, поэтому былины так же, как и сказки, относятся к устному
народному творчеству.
Исполнялись былины по особым случаям, и не просто исполнялись – они
пропевались, читались речитативом. И сегодня в России есть такие
удалённые территории, где сохранились сказители былин.
Возникли былины во времена Киевской Руси, в них отражалась
историческая действительность, главным образом XI–XVI веков. Народное
название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. В то
время часто на Киевскую Русь нападали враги. Среди защитников были
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
© ООО «Баласс», 2012
2такие, которые выделялись храбростью, удалью. Они становились героями
былин.
Вот как о рождении былин рассказывал русский поэт Алексей
Константинович Толстой:
В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит;
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки зарыт.
В честь витязя тризну свершали,
Дружина дралася три дня,
Жрецы ему разом заклали
Всех жён и любимца коня.
Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых.
«О витязь, делами твоими
Гордится великий народ!
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт!
И если курган твой высокий
Сровнялся бы с полем пустым,
То слава, разлившись далёко,
Была бы курганом твоим!»
И вот миновалися годы,
Столетия вслед протекли,
Народы сменили народы,
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
© ООО «Баласс», 2012
3жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Лицо изменилось земли;
Курган же с высокой главою,
Где витязь могучий зарыт,
Ещё не сровнялся с землёю,
Попрежнему гордо стоит;
А витязя славное имя
До наших времён не дошло.
Кто был он? Венцами какими
Своё он украсил чело?
Чью кровь проливал он рекою?
Какие он жёг города?
И смертью погиб он какою?
И в землю опущен когда?
Безмолвен курган одинокий,
Наездник державный забыт,
И тризны в пустыне широкой
Никто уж ему не свершит.
Величественность образов, патриотическое содержание былин по
достоинству ценили русские писатели, композиторы, художники ХIХ – нач.
ХХ века, широко используя их в своих произведениях (Н.А. Римский
Корсаков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин и др.).
3. Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри».
Прослушивание в аудиозаписи отрывка из былины.
1. Работа с картиной (рассматривание возможно провести на фоне
фрагмента из «Богатырской симфонии» А. Бородина):
– Что же такое богатырская застава?
© ООО «Баласс», 2012
4– Каков пейзаж картины? О чём он говорит?
– Кто из богатырей вам знаком?
– Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружён?
– Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружён?
– Как выглядит Алёша Попович? Как он смотрит? Чем вооружён?
2. Прослушивание фрагмента из любой былины об Илье Муромце, Алёше
Поповиче, Добрыне Никитиче.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– О чём вы узнали на уроке?
– Что запомнили?
– Почему былины относятся к устному народному творчеству?
– Какие ещё жанры устного народного творчества вам знакомы? Чем, по
вашему, былина отличается от сказки?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
ΙΙΙ
. Итог.
Ι
V. Домашнее
задание.
Подготовить рассказ о былинах.
© ООО «Баласс», 2012
5Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
6