Былина как фольклорный жанр.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1 2 3 1. Проверка домашнего задания. Чтение отрывка наизусть. 2. Работа с авторским текстом (с. 173–174). а) До чтения. Работа с иллюстрацией. – Расскажите, что вы видите на иллюстрации. – Здесь два Афанасия? Кто же второй человечек? Почему он с мечом? Прочитаем, что об этом написано. б) Чтение вслух. в) Вопросы после чтения: – Так кто же этот второй человечек? – С чем знакомит дедушка Фёдор своего внука Афанасия и Сашу? (Что такое былина.) г) Повторное чтение про себя отрывка (рассказ дедушки о былинах). Цель: подготовиться к ответам на вопросы. 2 4 1 1 2 3 1. Беседа о былине как фольклорном жанре. Можно сочетать с выборочным чтением. – Что такое былина? – Почему она так называется? – О чём рассказывается в былинах? – Кто их сочинял? Известны ли авторы? – Назовите героев русских былин. – О каких подвигах богатырей вы знаете? – Как и где исполнялись былины в древности? – Читал ли кто-то из вас былины? Как они назывались? Что запомнили? – Как называются сказки о богатырях? 2. Рассказ учителя о былинах, о народных сказителях. Былины – это жанр устного народного творчества. Былины не могли складываться сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали, поэтому былины так же, как и сказки, относятся к устному народному творчеству. Исполнялись былины по особым случаям, и не просто исполнялись – они пропевались, читались речитативом. И сегодня в России есть такие удалённые территории, где сохранились сказители былин. Возникли былины во времена Киевской Руси, в них отражалась историческая действительность, главным образом XI–XVI веков. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. В то время часто на Киевскую Русь нападали враги. Среди защитников были такие, которые выделялись храбростью, удалью. Они становились героями былин. Вот как о рождении былин рассказывал русский поэт Алексей Константинович Толстой: В степи, на равнине открытой, Курган одинокий стоит; Под ним богатырь знаменитый В минувшие веки зарыт. В честь витязя тризну свершали, Дружина дралася три дня, Жрецы ему разом заклали Всех жён и любимца коня. Когда же его схоронили И шум на могиле затих, Певцы ему славу сулили, На гуслях гремя золотых. «О витязь, делами твоими Гордится великий народ! Твоё громоносное имя Столетия все перейдёт! И если курган твой высокий Сровнялся бы с полем пустым, То слава, разлившись далёко, Была бы курганом твоим!» И вот миновалися годы, Столетия вслед протекли, Народы сменили народы, Лицо изменилось земли; Курган же с высокой главою, Где витязь могучий зарыт, Ещё не сровнялся с землёю, По-прежнему гордо стоит; А витязя славное имя До наших времён не дошло. Кто был он? Венцами какими Своё он украсил чело? Чью кровь проливал он рекою? Какие он жёг города? И смертью погиб он какою? И в землю опущен когда? Безмолвен курган одинокий, Наездник державный забыт, И тризны в пустыне широкой Никто уж ему не свершит. Величественность образов, патриотическое содержание былин по достоинству ценили русские писатели, композиторы, художники ХIХ – нач. ХХ века, широко используя их в своих произведениях (Н.А. Римский-Корсаков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин и др.). 3. Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри». Прослушивание в аудиозаписи отрывка из былины. 1. Работа с картиной (рассматривание возможно провести на фоне фрагмента из «Богатырской симфонии» А. Бородина): – Что же такое богатырская застава? – Каков пейзаж картины? О чём он говорит? – Кто из богатырей вам знаком? – Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружён? – Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружён? – Как выглядит Алёша Попович? Как он смотрит? Чем вооружён? 2. Прослушивание фрагмента из любой былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали?
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur52.doc
Литературное чтение Урок 52. Тема раздела: «Сказочные богатыри». Тема: Былина как фольклорный жанр. Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний. 1  2  3 1. Проверка домашнего задания. Чтение отрывка наизусть. 2. Работа с авторским текстом (с. 173–174). а) До чтения. Работа с иллюстрацией. – Расскажите, что вы видите на иллюстрации. – Здесь два Афанасия? Кто же второй человечек? Почему он с мечом? Прочитаем, что об этом написано. б) Чтение вслух. в) Вопросы после чтения: – Так кто же этот второй человечек? –  С чем знакомит дедушка Фёдор своего внука Афанасия и Сашу? (Что (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной формы в  другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. © ООО «Баласс», 2012 1II. Развитие  умений. такое былина.) г) Повторное чтение про себя отрывка (рассказ дедушки о былинах). Цель: подготовиться к ответам на вопросы. 2  4  1  1  2  3  1. Беседа о былине как фольклорном жанре.  Можно сочетать с выборочным чтением. – Что такое былина? – Почему она так называется? – О чём рассказывается в былинах? – Кто их сочинял? Известны ли авторы? – Назовите героев русских былин. – О каких подвигах богатырей вы знаете? – Как и где исполнялись былины в древности? – Читал ли кто­то из вас былины? Как они назывались? Что запомнили? – Как называются сказки о богатырях? 2. Рассказ учителя о былинах, о народных сказителях. Былины   –   это   жанр   устного   народного   творчества.   Былины   не   могли складываться сами собой, без авторов. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали, поэтому былины так же, как и сказки, относятся к устному народному творчеству. Исполнялись былины по особым случаям, и не просто исполнялись – они пропевались,   читались   речитативом.   И   сегодня   в   России   есть   такие удалённые территории, где сохранились сказители былин. Возникли   былины   во   времена   Киевской   Руси,   в   них   отражалась историческая действительность, главным образом XI–XVI веков. Народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. В то время часто на Киевскую Русь нападали враги. Среди защитников были 4. Находить ответы на вопросы  в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  © ООО «Баласс», 2012 2такие, которые выделялись храбростью, удалью. Они становились героями былин. Вот   как   о   рождении   былин   рассказывал   русский   поэт   Алексей Константинович Толстой: В степи, на равнине открытой, Курган одинокий стоит; Под ним богатырь знаменитый В минувшие веки зарыт. В честь витязя тризну свершали, Дружина дралася три дня, Жрецы ему разом заклали Всех жён и любимца коня. Когда же его схоронили И шум на могиле затих, Певцы ему славу сулили, На гуслях гремя золотых. «О витязь, делами твоими Гордится великий народ! Твоё громоносное имя Столетия все перейдёт! И если курган твой высокий Сровнялся бы с полем пустым, То слава, разлившись далёко, Была бы курганом твоим!» И вот миновалися годы, Столетия вслед протекли, Народы сменили народы, предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа  © ООО «Баласс», 2012 3жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. Лицо изменилось земли; Курган же с высокой главою, Где витязь могучий зарыт, Ещё не сровнялся с землёю, По­прежнему гордо стоит; А витязя славное имя До наших времён не дошло. Кто был он? Венцами какими Своё он украсил чело? Чью кровь проливал он рекою? Какие он жёг города? И смертью погиб он какою? И в землю опущен когда? Безмолвен курган одинокий, Наездник державный забыт, И тризны в пустыне широкой Никто уж ему не свершит. Величественность   образов,   патриотическое   содержание   былин   по достоинству ценили русские писатели, композиторы, художники ХIХ – нач. ХХ   века,   широко   используя   их   в   своих   произведениях   (Н.А.   Римский­ Корсаков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин и др.). 3. Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри». Прослушивание в аудиозаписи отрывка из былины. 1.  Работа   с   картиной   (рассматривание   возможно   провести   на   фоне фрагмента из «Богатырской симфонии» А. Бородина): – Что же такое богатырская застава? © ООО «Баласс», 2012 4– Каков пейзаж картины? О чём он говорит? – Кто из богатырей вам знаком? – Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружён? – Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружён? – Как выглядит Алёша Попович? Как он смотрит? Чем вооружён? 2. Прослушивание фрагмента из любой былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? – О чём вы узнали на уроке? – Что запомнили? – Почему былины относятся к устному народному творчеству? – Какие ещё жанры устного народного творчества вам знакомы? Чем, по­ вашему, былина отличается от сказки? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание. Подготовить рассказ о былинах. © ООО «Баласс», 2012 5Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и  тон речи. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также