Быстрые завтраки в нашей жизни.Роль заимствованных слов в русском языке

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 05.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Быстрые завтраки в нашей жизни. Роль заимствованных слов в русском языке. Подольская И.А..pptx

Тема урока

Ресурс подготовила
учитель русского языка и литературы
КГУ «Экономический лицей» г. Семей ВКО Подольская Ирина Александровна

роль заимствованных слов в развитии русского языка

ГМО

БЫСТРЫЕ ЗАВТРАКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

эпиграф

Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни.

каламбур

Как сделать заливное из осетрины ?

Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр.

Орфографический диктант

ЗАДАНИЕ.
Вставьте пропущенные буквы. Выясните из какого языка пришло это слово.

Время выполнения задания – 3 минуты.

О или А

с__сиски

а

о

о

к__тлета

а

о

о

к__лбаса

а

о

о

т__ржество

а

о

о

эск__мо

е

и

и

пл__мбир

а

о

о

м__роженое

а

о

о

а___етит

п

пп

пп

а__орти

с

сс

сс

мо___о

к

кк

кк

пи___а

ц

цц

цц

му__

с

сс

сс

бро___оли

к

кк

кк

спаге__и

т

тт

тт

ЗАДАНИЕ. Вставьте пропущенные буквы, выбрав правильный ответ. Если ответ верный, то буквы займут свое место в слове, если нет – буква окрасится в красный цвет.
Время выполнения – 35 секунд.

Удвоенные согласные

Фрукты на столе

д__стархан

о

а

а

к__ндитерская

о

а

о

гастр__ном

а

о

о

б__зар

о

а

а

п__вильон

о

а

а

к__фетерий

о

а

а

__ранжерея

а

о

о

ярм__рка

о

а

а

ЗАДАНИЕ. Вставьте пропущенные буквы. Запомните их правописание. Если вы допустили ошибку, то на столе появятся предметы, которые нежелательно ставить вместе с фруктами и ягодами. Желаю удачи.
Время выполнения – 45 секунд.

маг__зин

о

а

а

Задачи исследования

Выявить роль заимствованных слов в русском языке.

Определить причины заимствования иностранных слов.

Исследовать, как часто мы употребляем в речи иностранные слова.

INCERT метод

9

И

Н

Г

Р

Е

Д

И

Е́

Н

Т

В

М

Р

Е

Т

П

С

И

П

И

Е

Л

Р

И

Е

Р

Т

О

Т

К

С

Ф

Ю

Е

Ц

О

С

П

А

Н

У

Ф

Т

И

А

У

М

И

Ь

Л

Е

А

Я

И

Р

10 класс «А»

1

Н

Г

Е

Д

И

Е

Н

Т

В

И

Т

А

М

И

Н

М

И

К

С

Е

Р

Д

И

Е

Т

А

С

П

Е

Ц

И

Я

А

С

С

О

Р

Т

И

П

О

П

У

Р

Р

И

Т

Р

Ю

Ф

Е

Л

Ь

Р

С

У

Ф

Л

Е

АССОРТИ

Сорт шоколадных конфет.

ТРЮ́ФЕЛЬ (нем.)

2

Органическое вещество, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.

ВИТАМИ́Н (лат.)

3

Прибор для смешивания, сбивания чего-либо (напр., для приготовления напитков-смесей, муссов, сбивания сливок).

МИ́КСЕР (англ.)

4

5

Кушанье из разных сортов мяса.

ПОПУРРИ́ (фр.) нескл. , ср.р.

6

И

7

Определенный режим питания

ДИЕ́ТА (греч.)

8

Пряный корень, приправа к кушаньям

СПЕ́ЦИЯ (лат.)

Название различного рода кушаний со взбитыми яичными белками. 2. Сливки или молоко с сахаром как полуфабрикат мороженного.

СУФЛЕ́ (фр.) нескл., ср.

Составная часть какого-либо сложного соединения или смеси.

ИНГРЕДИЕ́НТ (лат.)

Специально подобранная смесь чего-либо, набор (например конфеты, фрукты, рыба…).

АССОРТИ́ (фр.)

ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое в составе, целостное по значению сочетание слов. Например: уйти в свою скорлупу, тертый калач, первый блин комом.

ЗАДАНИЕ. Вспомните устойчивые выражения со словом зеленый и объясните их значение.

щаве́левый суп

виноград

ЗЕЛЁНЫЙ

вино

человечки

коридор

змий

удобная процедура прохождения таможни

мост

движение к устойчивому развитию

наряд

движение - озеленение города

ПОВОДОК

защита общества и животных от живодеров-догхантеров

город

экологически чистый город

суп

чай

- настоящая аптека в стакане

базар

зелёный?

Дать зеленый свет

зéленый?

лат.

лат.

лат.

лат.

лат.

лат.

ФРУКТЫ

тыква

5.

АБРИКОС

6.

Огурец

3.

СВЁКЛА

4.

ПЕТРУШКА

1.

БАКЛАЖАН

8.

лат.

помидор

7.

нем.→итал.

картофель

2.

лат.

ПЕРЕЦ

9.

лат.

морковь

10.

ОВОЩИ

лат.

капуста

11.

лат.

РЕДЬКА

12.

Подберите синонимы к слову трапеза

трапеза

трапеза

жрачка хавчик
шамовка обжорство поляна

яства

еда

кушанья

ОБЕД

застолье

ням-ням

хрум-хрум

В древности слово обе́д означало не саму трапезу, как теперь, а время до и после еды. Слово образовано от корня -ед- («еда») при помощи приставки об-

УЖИН

Первоначально это слово обозначало еду в полуденное время. Образовалось слово от древнерусского угь, что означало «юг». Когда солнце в полдень находилось на юге, в это время, в середине дня, и происходила у наших предков трапеза под названием «южная» – ужин. Время шло, и слово ужин стало означать вечернюю трапезу, так и осталось в нашем языке в этом значении.

завтрак

Если подбирать родственные слова к древнему за́втрак, то первым, конечно будет слово завтра. Оказывается, между словами существует прямая смысловая связь. Когда-то очень давно первобытные люди готовили еду заранее: на утро, на завтра, за утро, потому еда называлась завтраком.
И хотя сегодня завтрак можно приготовить за несколько минут, слово в языке продолжает существовать.

Выдвинем гипотезы

Предположим, что в русском языке нет заимствованных слов…

Возможно ли, общаясь, обойтись без употребления иностранных слов?

Что если для общения достаточно слов родного языка?

3 гипотезы

с едой по странам мира

путешествие

с едой по странам мира

БУТЕРБРОД

Бутербрóд (от нем. 
 Butterbrot — хлеб  с маслом ) — закуска, представляющая собой ломтик хлеба, на который положены дополнительные пищевые продукты (причем не обязательно масло). Существует огромное количество видов бутербродов — от сэндвича 
бутерброд отличается тем, что содержит лишь один кусок хлеба

ГАМБУРГЕР

Гамбургер (нем.) — вид сандвича, состоящий из рубленной котлеты, поданной внутри разрезанной булки.
По данным Американской ассоциации ресторанов, гамбургер является наиболее популярным сэндвичем в Америке – он предлагается в меню в 75 процентов ресторанов Америки, и 15 процентов американцев едят гамбургер на ланч.

ЧИЗБУРГЕР

ЧИ́ЗБУРГЕР — [англ. cheeseburger < cheese сыр + hamburger бифштекс]булочка, поджаренная вместе с котлетой и сыром. Чизбургер часто подают вместе с картофелем фри , яичницей  либо салатами. Благодаря добавлению сыра содержит на 20 % больше калорий , чем гамбургер.
Чизбургер — неотъемлемая часть еды стиля Фастфуд .

СЭНДВИЧ

Сэ́ндвич, Са́ндвич (англ. Sandwich) это два (или больше) кусочка хлеба, между которыми помещается некоторая начинка (мясо, джем, арахисовое масло, колбаса, сыр, масло, и пр.). Если сэндвич сделан на одном кусочке хлеба, то его можно назвать бутербродом или открытым сэндвичем.
Сэндвичи как кушанье (без названия) были известны с незапамятных времен, а именно с 1 века нашей эры

ХОТ-ДОГ

Хот-дог (англ.  hot dog — букв. «горячая собака») — сандвич  с сосиской  или колбаской. Обычно содержит соус, чаще всего кетчуп  и/или горчицу . Также может содержать свежие, маринованные или жареные овощи, зелень, сыр , бекон .
Хот-дог обычно едят без использования столовых приборов и посуды. Существует масса разновидностей этого блюда.

ПИЦЦА

Пи́цца (итал.  pizza) — итальянское  национальное блюдо в виде круглой открытой лепешки, покрытой в классическом варианте томатами  и расплавленным сыром  (как правило, моцарелла ).
Одно из самых популярных блюд в мире. В связи с ввозом помидоров в Европу в 1522 году  в Неаполе появился прообраз итальянской пиццы. В XVII веке появились специальные люди («pizzaiolo», пиццайоло ), готовившие пиццу для итальянских крестьян.

ШАУРМА

Шаурма́, шаве́рма, шава́рма, шуа́рма, шаорма (араб.  شاورما‎‎, ивр.  שווארמה‎, от тур.  çevirme), в некоторых странах называемое дёнер-кеба́б, донар (тур.  döner kebab) — ближневосточное  блюдо (веро-ятно, турецкого происхожде-
ния) из питы  или лаваша, начинённого рубленым жареным мясом с добавлением специй, соусов  и салата  из свежих овощей[1] .

ФАСТФУД

Быстрое питание, фастфуд (англ.  fast food, [ˈfɑstˌfud]) — понятие, включающее в себя употребление блюд быстрого приготовления, обычно предлагаемых специализированными заведениями.
Термином «фастфуд» обозначают пищу, которую можно быстро приготовить, а клиенту — удобно и быстро съесть.

СПАСИБО

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. В.Г. Белинский.

Выскажите свое мнение по отношению к данному высказыванию.

Время ответа – 1 минута

А.Н. Толстой

Выскажите свое мнение по отношению к данному высказыванию.

Известный процент иностранных слов врастает в язык. И в каждом случае инстинкт художника должен определить эту меру иностранных слов, их необходимость. Лучше говорить «лифт», чем «самоподымальщик», «телефон» чем «далнеразговорня»… Но там, где можно найти коренное русское слово, - нужно его находить.
А.Н. Толстой.

Время ответа – 1 минута

ДИССКУСИОННАЯ КАРТА

Да - это полезно…

НЕТ - это вредит…

1

1

2

2

3

3

польза и вред заимствований в русском языке

ВЫВОД:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время заполнения карты – 5 минут

ДИССКУСИОННАЯ КАРТА

Да - могут навредить, так как …

НЕТ - это не вредит, потому что …

1

1

2

2

3

3

МОГУТ ЛИ НАВРЕДИТЬ ОРГАНИЗМУ БЫСТРЫЕ ПЕРЕКУСЫ?

ВЫВОД:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время заполнения карты – 5 минут

Дидактические цели урока

1. Формирование у учащихся потребности самопознания через познание своих знаний.
Развитие интереса к процессу познания через урок.
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Развитие умений и навыков в решении проблемных задач на основе поисковой деятельности.
Воспитание нравственных идеалов.

Методические задачи урока

знакомство учащихся с заимствованной лексикой;
активизация знаний по теме,
расширение информационного кругозора;
развитие творческих способностей,
организация самостоятельной тренировочной работы,
осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков работы с морфемами, навыки синтаксического, по составу разборов.

Компетентности, формируемые на данном уроке

Работая на уроке, ученики осваивают навыки, необходимые человеку в XXI веке:
развивают творческое мышление;
учатся анализировать;
учатся ставить задачи и искать пути их реализации;
учатся применять на практике информационные технологии;
приобретают навыки коллективного творчества, работы в команде.

Формы урока

класссно-урочная,
коллективная под руководством учителя,
самостоятельная индивидуальная→парная →групповая.

Отбр электронных ресурсов

список электронных ресурсов сохранен в РМ, фотографиях к уроку.

компьютер, проектор, интерактивная доска,
презентация,
фотоаппарат Canon,
видеокамера,
книжная выставка кулинарных книг,
газета «Ням-ням»,
раздаточный ДМ , листы для написания «Меню»,
фрукты и овощи для мозгового штурма,
рабочий лист урока для учащихся,
карта отслеживания эффективности урока для учителей, посетивших урок.

Оборудование урока

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления школ с русским языком обучения. Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина. Астана 2009г.

 БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК
Русский язык: Учебник для 10 класса общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. – 2-е изд., перераб. / Сабитова З.К., Жубаева Ф.Х.– Алматы: Мектеп, 2010. – 400 с.
 
Русский язык: Методическое руководство: Пособие для учителей 10классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ / Сабитова З.К., Жубаева Ф.Х. – Алматы: Мектеп, 2010. – 2008с.
 
Русский язык: Дидактические материалы: Учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ – 2-е изд. / З.К. Сабитова, Ф.Х. Жубаева – Алматы: Мектеп, 2010. – 176с.
 
Русский язык: Сборник диктантов и изложений: Учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ – 2-е изд. / Сост.: З.К. Сабитова, Ф.Х. Жубаева – Алматы: Мектеп, 2010. – 120с.

НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка: около 730 синоним.рядов. – М.: Рус.яз., 1987. – 448 с.
Колесников Н.П., Введенская Л.А. Современный орфографический словарь русского языка Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г., 480с.
Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336 с. (Серия «Словари»).
Спиркин А.Г. Словарь иностранных слов. – 13-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 986. – 608с.
Ушакова О.Д. Правильно ли мы говорим?/Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2009. – 96с.
Ушаков О.Д. Откуда пришли слова: Этимологический словарик школьника. – СПб.: Изд. дом «Литература», 2008. – 96с.

Интернет ресурсы

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ_ПРЕСС, 1996. – 256с.

Спасибо всем