Быстрые завтраки в нашей жизни.Роль заимствованных слов в русском языке
Оценка 4.7

Быстрые завтраки в нашей жизни.Роль заимствованных слов в русском языке

Оценка 4.7
Разработки уроков
pptx
русский язык
6 кл—10 кл
05.03.2020
Быстрые завтраки в нашей жизни.Роль заимствованных слов в русском языке
Быстрые завтраки в нашей жизни. Роль заимствованных слов в русском языке. Подольская И.А..pptx

Тема урока Ресурс подготовила учитель русского языка и литературы

Тема урока Ресурс подготовила учитель русского языка и литературы

Тема урока

Ресурс подготовила
учитель русского языка и литературы
КГУ «Экономический лицей» г. Семей ВКО Подольская Ирина Александровна

роль заимствованных слов в развитии русского языка

ГМО

БЫСТРЫЕ ЗАВТРАКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни

Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни

эпиграф

Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни.

Как сделать заливное из осетрины ?

Как сделать заливное из осетрины ?

каламбур

Как сделать заливное из осетрины ?

Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр.

Орфографический диктант ЗАДАНИЕ

Орфографический диктант ЗАДАНИЕ

Орфографический диктант

ЗАДАНИЕ.
Вставьте пропущенные буквы. Выясните из какого языка пришло это слово.

Время выполнения задания – 3 минуты.

О или А с__сиски а о о к__тлета а о о к__лбаса а о о т__ржество а о о эск__мо е и и пл__мбир а…

О или А с__сиски а о о к__тлета а о о к__лбаса а о о т__ржество а о о эск__мо е и и пл__мбир а…

О или А

с__сиски

а

о

о

к__тлета

а

о

о

к__лбаса

а

о

о

т__ржество

а

о

о

эск__мо

е

и

и

пл__мбир

а

о

о

м__роженое

а

о

о

ЗАДАНИЕ. Вставьте пропущенные буквы, выбрав правильный ответ

ЗАДАНИЕ. Вставьте пропущенные буквы, выбрав правильный ответ

а___етит

п

пп

пп

а__орти

с

сс

сс

мо___о

к

кк

кк

пи___а

ц

цц

цц

му__

с

сс

сс

бро___оли

к

кк

кк

спаге__и

т

тт

тт

ЗАДАНИЕ. Вставьте пропущенные буквы, выбрав правильный ответ. Если ответ верный, то буквы займут свое место в слове, если нет – буква окрасится в красный цвет.
Время выполнения – 35 секунд.

Удвоенные согласные

Фрукты на столе д__стархан о а а к__ндитерская о а о гастр__ном а о о б__зар о а а п__вильон о а а к__фетерий о…

Фрукты на столе д__стархан о а а к__ндитерская о а о гастр__ном а о о б__зар о а а п__вильон о а а к__фетерий о…

Фрукты на столе

д__стархан

о

а

а

к__ндитерская

о

а

о

гастр__ном

а

о

о

б__зар

о

а

а

п__вильон

о

а

а

к__фетерий

о

а

а

__ранжерея

а

о

о

ярм__рка

о

а

а

ЗАДАНИЕ. Вставьте пропущенные буквы. Запомните их правописание. Если вы допустили ошибку, то на столе появятся предметы, которые нежелательно ставить вместе с фруктами и ягодами. Желаю удачи.
Время выполнения – 45 секунд.

маг__зин

о

а

а

Задачи исследования Выявить роль заимствованных слов в русском языке

Задачи исследования Выявить роль заимствованных слов в русском языке

Задачи исследования

Выявить роль заимствованных слов в русском языке.

Определить причины заимствования иностранных слов.

Исследовать, как часто мы употребляем в речи иностранные слова.

INCERT метод

И Н Г Р Е Д И Е́ Н Т В М Р Е Т

И Н Г Р Е Д И Е́ Н Т В М Р Е Т

9

И

Н

Г

Р

Е

Д

И

Е́

Н

Т

В

М

Р

Е

Т

П

С

И

П

И

Е

Л

Р

И

Е

Р

Т

О

Т

К

С

Ф

Ю

Е

Ц

О

С

П

А

Н

У

Ф

Т

И

А

У

М

И

Ь

Л

Е

А

Я

И

Р

10 класс «А»

1

Н

Г

Е

Д

И

Е

Н

Т

В

И

Т

А

М

И

Н

М

И

К

С

Е

Р

Д

И

Е

Т

А

С

П

Е

Ц

И

Я

А

С

С

О

Р

Т

И

П

О

П

У

Р

Р

И

Т

Р

Ю

Ф

Е

Л

Ь

Р

С

У

Ф

Л

Е

АССОРТИ

Сорт шоколадных конфет.

ТРЮ́ФЕЛЬ (нем.)

2

Органическое вещество, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.

ВИТАМИ́Н (лат.)

3

Прибор для смешивания, сбивания чего-либо (напр., для приготовления напитков-смесей, муссов, сбивания сливок).

МИ́КСЕР (англ.)

4

5

Кушанье из разных сортов мяса.

ПОПУРРИ́ (фр.) нескл. , ср.р.

6

И

7

Определенный режим питания

ДИЕ́ТА (греч.)

8

Пряный корень, приправа к кушаньям

СПЕ́ЦИЯ (лат.)

Название различного рода кушаний со взбитыми яичными белками. 2. Сливки или молоко с сахаром как полуфабрикат мороженного.

СУФЛЕ́ (фр.) нескл., ср.

Составная часть какого-либо сложного соединения или смеси.

ИНГРЕДИЕ́НТ (лат.)

Специально подобранная смесь чего-либо, набор (например конфеты, фрукты, рыба…).

АССОРТИ́ (фр.)

ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое в составе, целостное по значению сочетание слов

ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое в составе, целостное по значению сочетание слов

ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое в составе, целостное по значению сочетание слов. Например: уйти в свою скорлупу, тертый калач, первый блин комом.

ЗАДАНИЕ. Вспомните устойчивые выражения со словом зеленый и объясните их значение.

щаве́левый суп

виноград

ЗЕЛЁНЫЙ

вино

человечки

коридор

змий

удобная процедура прохождения таможни

мост

движение к устойчивому развитию

наряд

движение - озеленение города

ПОВОДОК

защита общества и животных от живодеров-догхантеров

город

экологически чистый город

суп

чай

- настоящая аптека в стакане

Дать зеленый свет з é л е ный?

Дать зеленый свет з é л е ный?

базар

зелёный?

Дать зеленый свет

зéленый?

ФРУКТЫ тыква 5. А БР И КОС 6. Огурец 3

ФРУКТЫ тыква 5. А БР И КОС 6. Огурец 3

лат.

лат.

лат.

лат.

лат.

лат.

ФРУКТЫ

тыква

5.

АБРИКОС

6.

Огурец

3.

СВЁКЛА

4.

ПЕТРУШКА

1.

БАКЛАЖАН

8.

лат.

помидор

7.

нем.→итал.

картофель

2.

лат.

ПЕРЕЦ

9.

лат.

морковь

10.

ОВОЩИ

лат.

капуста

11.

лат.

РЕДЬКА

12.

Подберите синонимы к слову трапеза трапеза трапеза жрачка хавчик шамовка обжорство поляна яства еда кушанья

Подберите синонимы к слову трапеза трапеза трапеза жрачка хавчик шамовка обжорство поляна яства еда кушанья

Подберите синонимы к слову трапеза

трапеза

трапеза

жрачка хавчик
шамовка обжорство поляна

яства

еда

кушанья

ОБЕД

застолье

ням-ням

хрум-хрум

В древности слово обе́д означало не саму трапезу, как теперь, а время до и после еды. Слово образовано от корня -ед- («еда») при помощи приставки об-

УЖИН

Первоначально это слово обозначало еду в полуденное время. Образовалось слово от древнерусского угь, что означало «юг». Когда солнце в полдень находилось на юге, в это время, в середине дня, и происходила у наших предков трапеза под названием «южная» – ужин. Время шло, и слово ужин стало означать вечернюю трапезу, так и осталось в нашем языке в этом значении.

завтрак

Если подбирать родственные слова к древнему за́втрак, то первым, конечно будет слово завтра. Оказывается, между словами существует прямая смысловая связь. Когда-то очень давно первобытные люди готовили еду заранее: на утро, на завтра, за утро, потому еда называлась завтраком.
И хотя сегодня завтрак можно приготовить за несколько минут, слово в языке продолжает существовать.

Выдвинем гипотезы Предположим, что в русском языке нет заимствованных слов…

Выдвинем гипотезы Предположим, что в русском языке нет заимствованных слов…

Выдвинем гипотезы

Предположим, что в русском языке нет заимствованных слов…

Возможно ли, общаясь, обойтись без употребления иностранных слов?

Что если для общения достаточно слов родного языка?

3 гипотезы

с едой по странам мира путешествие с едой по странам мира

с едой по странам мира путешествие с едой по странам мира

с едой по странам мира

путешествие

с едой по странам мира

БУТЕРБРОД Бутербрóд (о т нем

БУТЕРБРОД Бутербрóд (о т нем

БУТЕРБРОД

Бутербрóд (от нем. 
 Butterbrot — хлеб  с маслом ) — закуска, представляющая собой ломтик хлеба, на который положены дополнительные пищевые продукты (причем не обязательно масло). Существует огромное количество видов бутербродов — от сэндвича 
бутерброд отличается тем, что содержит лишь один кусок хлеба

ГАМБУРГЕР Гамбургер ( нем. ) — вид сандвича, состоящий из рубленной котлеты, поданной внутри разрезанной булки

ГАМБУРГЕР Гамбургер ( нем. ) — вид сандвича, состоящий из рубленной котлеты, поданной внутри разрезанной булки

ГАМБУРГЕР

Гамбургер (нем.) — вид сандвича, состоящий из рубленной котлеты, поданной внутри разрезанной булки.
По данным Американской ассоциации ресторанов, гамбургер является наиболее популярным сэндвичем в Америке – он предлагается в меню в 75 процентов ресторанов Америки, и 15 процентов американцев едят гамбургер на ланч.

ЧИЗБУРГЕР ЧИ́ЗБУРГЕР — [ англ

ЧИЗБУРГЕР ЧИ́ЗБУРГЕР — [ англ

ЧИЗБУРГЕР

ЧИ́ЗБУРГЕР — [англ. cheeseburger < cheese сыр + hamburger бифштекс]булочка, поджаренная вместе с котлетой и сыром. Чизбургер часто подают вместе с картофелем фри , яичницей  либо салатами. Благодаря добавлению сыра содержит на 20 % больше калорий , чем гамбургер.
Чизбургер — неотъемлемая часть еды стиля Фастфуд .

СЭНДВИЧ Сэ́ндвич, Са́ндвич ( англ

СЭНДВИЧ Сэ́ндвич, Са́ндвич ( англ

СЭНДВИЧ

Сэ́ндвич, Са́ндвич (англ. Sandwich) это два (или больше) кусочка хлеба, между которыми помещается некоторая начинка (мясо, джем, арахисовое масло, колбаса, сыр, масло, и пр.). Если сэндвич сделан на одном кусочке хлеба, то его можно назвать бутербродом или открытым сэндвичем.
Сэндвичи как кушанье (без названия) были известны с незапамятных времен, а именно с 1 века нашей эры

ХОТ-ДОГ Хот-дог ( англ. hot dog — букв

ХОТ-ДОГ Хот-дог ( англ. hot dog — букв

ХОТ-ДОГ

Хот-дог (англ.  hot dog — букв. «горячая собака») — сандвич  с сосиской  или колбаской. Обычно содержит соус, чаще всего кетчуп  и/или горчицу . Также может содержать свежие, маринованные или жареные овощи, зелень, сыр , бекон .
Хот-дог обычно едят без использования столовых приборов и посуды. Существует масса разновидностей этого блюда.

ПИЦЦА Пи́цца ( итал. pizza ) — итальянское национальное блюдо в виде круглой открытой лепешки, покрытой в классическом варианте томатами и расплавленным сыром (как правило,…

ПИЦЦА Пи́цца ( итал. pizza ) — итальянское национальное блюдо в виде круглой открытой лепешки, покрытой в классическом варианте томатами и расплавленным сыром (как правило,…

ПИЦЦА

Пи́цца (итал.  pizza) — итальянское  национальное блюдо в виде круглой открытой лепешки, покрытой в классическом варианте томатами  и расплавленным сыром  (как правило, моцарелла ).
Одно из самых популярных блюд в мире. В связи с ввозом помидоров в Европу в 1522 году  в Неаполе появился прообраз итальянской пиццы. В XVII веке появились специальные люди («pizzaiolo», пиццайоло ), готовившие пиццу для итальянских крестьян.

ШАУРМА Шаурма́ , шаве́рма , шава́рма , шуа́рма , шаорма (араб

ШАУРМА Шаурма́ , шаве́рма , шава́рма , шуа́рма , шаорма (араб

ШАУРМА

Шаурма́, шаве́рма, шава́рма, шуа́рма, шаорма (араб.  شاورما‎‎, ивр.  שווארמה‎, от тур.  çevirme), в некоторых странах называемое дёнер-кеба́б, донар (тур.  döner kebab) — ближневосточное  блюдо (веро-ятно, турецкого происхожде-
ния) из питы  или лаваша, начинённого рубленым жареным мясом с добавлением специй, соусов  и салата  из свежих овощей[1] .

ФАСТФУД Быстрое питание, фастфуд ( англ

ФАСТФУД Быстрое питание, фастфуд ( англ

ФАСТФУД

Быстрое питание, фастфуд (англ.  fast food, [ˈfɑstˌfud]) — понятие, включающее в себя употребление блюд быстрого приготовления, обычно предлагаемых специализированными заведениями.
Термином «фастфуд» обозначают пищу, которую можно быстро приготовить, а клиенту — удобно и быстро съесть.

СПАСИБО

СПАСИБО

СПАСИБО

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. В.Г. Белинский.

Выскажите свое мнение по отношению к данному высказыванию.

Время ответа – 1 минута

А.Н. Толстой Выскажите свое мнение по отношению к данному высказыванию

А.Н. Толстой Выскажите свое мнение по отношению к данному высказыванию

А.Н. Толстой

Выскажите свое мнение по отношению к данному высказыванию.

Известный процент иностранных слов врастает в язык. И в каждом случае инстинкт художника должен определить эту меру иностранных слов, их необходимость. Лучше говорить «лифт», чем «самоподымальщик», «телефон» чем «далнеразговорня»… Но там, где можно найти коренное русское слово, - нужно его находить.
А.Н. Толстой.

Время ответа – 1 минута

ДИССКУСИОННАЯ КАРТА № Да - это полезно… №

ДИССКУСИОННАЯ КАРТА № Да - это полезно… №

ДИССКУСИОННАЯ КАРТА

Да - это полезно…

НЕТ - это вредит…

1

1

2

2

3

3

польза и вред заимствований в русском языке

ВЫВОД:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время заполнения карты – 5 минут

ДИССКУСИОННАЯ КАРТА № Да - могут навредить, так как … №

ДИССКУСИОННАЯ КАРТА № Да - могут навредить, так как … №

ДИССКУСИОННАЯ КАРТА

Да - могут навредить, так как …

НЕТ - это не вредит, потому что …

1

1

2

2

3

3

МОГУТ ЛИ НАВРЕДИТЬ ОРГАНИЗМУ БЫСТРЫЕ ПЕРЕКУСЫ?

ВЫВОД:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время заполнения карты – 5 минут

Дидактические цели урока 1. Формирование у учащихся потребности самопознания через познание своих знаний

Дидактические цели урока 1. Формирование у учащихся потребности самопознания через познание своих знаний

Дидактические цели урока

1. Формирование у учащихся потребности самопознания через познание своих знаний.
Развитие интереса к процессу познания через урок.
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Развитие умений и навыков в решении проблемных задач на основе поисковой деятельности.
Воспитание нравственных идеалов.

Методические задачи урока знакомство учащихся с заимствованной лексикой; активизация знаний по теме, расширение информационного кругозора; развитие творческих способностей, организация самостоятельной тренировочной работы, осуществить текущий контроль…

Методические задачи урока знакомство учащихся с заимствованной лексикой; активизация знаний по теме, расширение информационного кругозора; развитие творческих способностей, организация самостоятельной тренировочной работы, осуществить текущий контроль…

Методические задачи урока

знакомство учащихся с заимствованной лексикой;
активизация знаний по теме,
расширение информационного кругозора;
развитие творческих способностей,
организация самостоятельной тренировочной работы,
осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков работы с морфемами, навыки синтаксического, по составу разборов.

Компетентности, формируемые на данном уроке

Компетентности, формируемые на данном уроке

Компетентности, формируемые на данном уроке

Работая на уроке, ученики осваивают навыки, необходимые человеку в XXI веке:
развивают творческое мышление;
учатся анализировать;
учатся ставить задачи и искать пути их реализации;
учатся применять на практике информационные технологии;
приобретают навыки коллективного творчества, работы в команде.

Формы урока класссно-урочная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная→парная →групповая

Формы урока класссно-урочная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная→парная →групповая

Формы урока

класссно-урочная,
коллективная под руководством учителя,
самостоятельная индивидуальная→парная →групповая.

Отбр электронных ресурсов

список электронных ресурсов сохранен в РМ, фотографиях к уроку.

Canon, видеокамера, книжная выставка кулинарных книг, газета «Ням-ням», раздаточный

Canon, видеокамера, книжная выставка кулинарных книг, газета «Ням-ням», раздаточный

компьютер, проектор, интерактивная доска,
презентация,
фотоаппарат Canon,
видеокамера,
книжная выставка кулинарных книг,
газета «Ням-ням»,
раздаточный ДМ , листы для написания «Меню»,
фрукты и овощи для мозгового штурма,
рабочий лист урока для учащихся,
карта отслеживания эффективности урока для учителей, посетивших урок.

Оборудование урока

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНАЯ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНАЯ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления школ с русским языком обучения. Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина. Астана 2009г.

 БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК
Русский язык: Учебник для 10 класса общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. – 2-е изд., перераб. / Сабитова З.К., Жубаева Ф.Х.– Алматы: Мектеп, 2010. – 400 с.
 
Русский язык: Методическое руководство: Пособие для учителей 10классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ / Сабитова З.К., Жубаева Ф.Х. – Алматы: Мектеп, 2010. – 2008с.
 
Русский язык: Дидактические материалы: Учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ – 2-е изд. / З.К. Сабитова, Ф.Х. Жубаева – Алматы: Мектеп, 2010. – 176с.
 
Русский язык: Сборник диктантов и изложений: Учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ – 2-е изд. / Сост.: З.К. Сабитова, Ф.Х. Жубаева – Алматы: Мектеп, 2010. – 120с.

НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Жуков

НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Жуков

НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка: около 730 синоним.рядов. – М.: Рус.яз., 1987. – 448 с.
Колесников Н.П., Введенская Л.А. Современный орфографический словарь русского языка Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г., 480с.
Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336 с. (Серия «Словари»).
Спиркин А.Г. Словарь иностранных слов. – 13-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 986. – 608с.
Ушакова О.Д. Правильно ли мы говорим?/Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2009. – 96с.
Ушаков О.Д. Откуда пришли слова: Этимологический словарик школьника. – СПб.: Изд. дом «Литература», 2008. – 96с.

Интернет ресурсы

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Волина

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Волина

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ_ПРЕСС, 1996. – 256с.

Спасибо всем

Спасибо всем

Спасибо всем

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020