Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия "Час чтения" в четвёртом классе. Разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Помогает привить любовь к русской природе, развивает эстетические чувства. Знакомит с творчеством русских поэтов, учит анализировать прочитанные произведения. Делать выводы из прочитанного.
Час чтения 4 класс.docx
Внеклассное занятие по литературному чтению в 4 классе. (Час чтения)
Тема: зима в произведениях русских поэтов.
Цели: показать обучающимся взаимоотношения человека и природы, раскрыть бережное
отношение к природе.
Задачи:
1.Продолжить знакомство детей с творчеством русских поэтов.
2.Учить анализировать содержание прочитанного: помочь разобраться в специфике
построения текста, типа художественного описания, создать в воображении детей образные
микрокартины и целостную картину зимней природы, обращая внимание на
изобразительные средства, которые использует поэт.
3.Учить выявлять художественные ценности произведения, умению оформлять эстетически
свое суждение.
Планируемые результаты (УУД):
1. Овладение навыками смыслового чтения поэтических текстов.
2.Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3.Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
4.Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
1.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
2.Готовность использовать полученную информацию в учебной деятельности при решении
практических задач, возникающих в повседневной жизни.
3.Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного
сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, таблички с понятиями.
I.
Создание эмоционального настроя.
Учитель: Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Как
настоящим хозяевам вам нужно быть гостеприимными, стараться, чтобы гостям было у нас
интересно. Для этого будем активно работать.
Возьмитесь за руки, постарайтесь почувствовать тепло ладошек, улыбнитесь друг другу.
Улыбка располагает к приятному общению. Я желаю вам интересной, увлекательной и
продуктивной работы на уроке. Садитесь, пожалуйста. Учитель: Посмотрите на доску.
Какие слова могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
Ответы учащихся.
(На доске таблица: (слайд 2)
внимательный , аккуратный, самостоятельный, любознательный активный,
рассеянный, модный, рассудительный.
Рядом с таблицей – портрет ученика.) Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными,
любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным,
поучительным. ( 10.00 10.01)
II.Самоопределение к учебной деятельности: речевая разминка (слайд 3, 4, 5)
Попробуйте разгадать загадки. (Чтение хором)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушкизимы подруга,
Северная гостья... вьюга
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?.. коньки
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? Зима
(выключить проектор)
КОНЬКИ
Молодцы! А кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
Сегодня мы с вами окунемся в зимнюю сказку. (10.0110.03)
(слайд 6) Зима – суровое время года. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский
человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с
зимой, сколько наблюдений, примет. И всетаки в народе любили зиму за возможность
отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение,
Масленицу. Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму
чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то
со злобной старухой. (выключить проектор)
III.Формулировка темы занятия.
Ребята, а кто попробует сформулировать тему нашего занятия? Итак. Тема нашего
сегодняшнего занятия «Зима в произведениях русских поэтов». (на доске) (10.0310.04)
IV.Проверка домашнего задания.
А какие стихотворения о зиме нравятся вам? (чтение стихотворений детьми.)
У меня тоже есть своё любимое стихотворение. Его написал поэт Леонид Дьяконов.
Стихотворение называется «Щенок и снег».
На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..
Он пасть раскрыл и снегу хвать
И стал задумчиво жевать. Жует, жует, но вот беда!
На языке одна вода.
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лег.
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал...
Я всегда радуюсь первому снегу, а это стихотворение возвращает меня в детство, когда я
так же, как и маленький щенок пробовала снег на вкус. (10.0410.14)
V.Физкультминутка.
А какие зимние забавы вы знаете? Лепим снеговика. (10.1410.15)
VI. Подготовка детей к восприятию нового произведения.
1.Информация об авторе. (слайд 7)
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением о зиме. Написал его русский
поэт Сергей Александрович Есенин (на доске) еще в начале своего творчества. Тогда
юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом и долго не решался
напечатать это стихотворение. Но впоследствии это произведение полюбилось читателям
за простоту восприятия.
(выключить проектор)
2.Показательное чтение стихотворения учителем.
Поет зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна. Что вы представляли себе, слушая это стихотворение? (10.1510.18)
VII. Аналитическая работа по произведению.
возьмите в руки листочки со стихотворением. Прочитайте сначала стихотворение про
себя, затем в полголоса друг другу.
чтение стихотворения вслух детьми.
Скажите, какова на ваш взгляд центральная тема этого стихотворения? (суровая красота
русской зимы)
действительно главный образ произведения – зима.
какой представляется зима в первых строчках этого стихотворения. (ласковой,
заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким
снежным покрывалом.)
что же происходит дальше, как меняются картины? (действительно первое впечатление
обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное,
леденящее душу)
при описании неповторимой красоты и самобытности русской природы поэт мастерски
использует различные средства художественной выразительности. Попробуйте отыскать
некоторые из них. (олицетворения («поет зима аукает, мохнатый лес баюкает», «метелица
ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней»). Замерзших воробышек Есенин
сравнивает с «детками сиротливыми»)
сегодня мы познакомимся ещё с одним из средств художественной выразительности
(слайд 8) Эпитетхудожественный приём в литературе, характеризует предмет или
явление, добавляя образное и более красочное определение. (прилагательные, которые
украшают слово) (эпитеты («мохнатый», «седые», «игривые», «бешеный», «шелковый»,
«ясная»)
(выключить проектор)
и действительно, в произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует.
Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на
всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.(10.1810.35)
VIII. Рефлексия.
Выбрать любую тему из стихотворения и составить синквейн. (10.3510.43)
(слайд 9) продолжи фразу. (10.43.10.44)
IX. Домашнее задание.
А я хочу вам порекомендовать следующие книги для чтения: книги о приключениях.
Посмотрите на выставку книг (Учитель показывает рекомендуемые книги для чтения)
(10.4410.45)
Час чтения "Зима в произведениях русских поэтов"
Час чтения "Зима в произведениях русских поэтов"
Час чтения "Зима в произведениях русских поэтов"
Час чтения "Зима в произведениях русских поэтов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.