Предмет русский язык
Тема: Части слова. Разбор слова по составу.
Тип урока открытие новых знаний.
Цель: знакомство с новыми частями слова суффиксом и приставкой.
Задачи:
1. составить алгоритм разбора слова по составу;
2. раскрыть смысл понятий суффикс и приставка;
3. развивать умение соотносить данное понятие с его признаками.
УУД как основа умения учиться:
Предметные УУД:
- развиваем умения разбирать слово по составу по алгоритму, определять части слова по их признакам.
Познавательные УУД:
- развиваем умения определять основную и второстепенную информацию, учить делать выводы из наблюдений, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные УУД:
- развиваем умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; умение высказывать своё предположение (версию) на основе знакомого материала и того, что ещё неизвестно; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в группе.
Личностные УУД:
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)
Модель урока
Класс 2 «Г»
Учитель Осотова Наталья Владимировна
Предмет русский язык
Тема: Части слова. Разбор слова по составу.
Тип урока открытие новых знаний.
Цель: знакомство с новыми частями слова суффиксом и приставкой.
Задачи:
1. составить алгоритм разбора слова по составу;
2. раскрыть смысл понятий суффикс и приставка;
3. развивать умение соотносить данное понятие с его признаками.
УУД как основа умения учиться:
Предметные УУД:
развиваем умения разбирать слово по составу по алгоритму, определять части слова по их признакам.
Познавательные УУД:
развиваем умения определять основную и второстепенную информацию, учить делать выводы из наблюдений,
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные УУД:
развиваем умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; умение высказывать своё предположение
(версию) на основе знакомого материала и того, что ещё неизвестно; умение контролировать и оценивать свои действия,
вносить коррективы.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать
в группе.
Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)
Этапы
урока
Организа –
ционный
Деятельность
учителя
Приветствует обучающихся.
Предлагает разделиться на
группы способом «Цветовая
мозаика» и распределить роли
спикера,
секретаря,
организатора, наблюдателя.
Деятельность
обучающихся
Отвечают на приветствие.
Делятся на группы способом
«Цветовая мозаика» и
распределяют роли.
Совместная
деятельность
Стадия
вызова.
Вызов уже имеющихся знаний;
составление кластера «Части
слова»; определение
проблемного вопроса и
предположительные ответы на
него; формулирование темы и
цели урока.
1. Я у дуба, я у зуба,
Я у слов, и у цветов,
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту.
Отгадывают загадки и
определяют тему урока.
Вспоминают основные
признаки изученных частей
слова.
Определяют учебную задачу.
2. Мной заканчивается слово,
Я служу для связи слов.
Осуществляют личностное
присвоение проблемы.
Форма
Комментарии
На данной стадии урока
проходит подготовка
обучающихся к работе в
группах. Формируются
коммуникативные УУД
(умение слушать, умение
сотрудничать), личностные
УУД (ориентация в
социальных ролях)
На данной стадии
происходит актуализация
имеющихся знаний по теме,
формулирование прогнозов,
определение цели урока в
ходе совместной
деятельности учителя и
обучающихся.
Созданы условия для
формирования
регулятивных УУД
(целеполагание,
прогнозирование) и
коммуникативных (умениеПослужить тебе готово,
Если ты учить готов.
3. С окончаньем не дружу
Без него всегда живу.
Попробуйте сформулировать
тему урока.
Как думаете, вы со всеми
частями слова знакомы?
Как это узнать?
Даёт задания, контролирует,
консультирует, когда у
обучающихся возникает в
этом необходимость,
организует проверку и обмен
мнениями. Продолжает
составление кластера «Части
слова»
Стадия
осмысления
Задание 1. Определите, в
каком порядке надо
выполнять шаги действия
при разборе слова на части и
расположите их на экранах
«Алгоритм разбора слова по
составу».
Работа в
группах
Составляют алгоритм
разбора слова по составу.
Сравнивают составленные
алгоритмы. Сверяют с
образцом.
слушать и вступать в диалог,
умение оформлять свои
мысли в устной форме).
На данном этапе
осуществляется знакомство
с новой информацией,
понятиями.
Обучающиеся в группах
решают промежуточные
задачи. Сопоставляют новую
информацию с уже
имеющейся. Обращают
внимание на неясности,
пытаются поставить новые
вопросы.
Формируются
коммуникативные УУД
( коллективное обсуждение,
продуктивное
взаимодействие иЗадание 2 По составленному
алгоритму разобрать по
составу слово ЗАМОРОЗКИ.
Задание 3. Прочитайте текст,
найдите, подчеркните название
новых частей слова, для чего
они служат, как выделяются
при разборе слова.
Задание 4 Проанализируйте
алгоритм «Разбор слова по
составу» и дополните его
шагами – действиями.
Работа в
группах
Работа в
парах.
Работа в
группах
Работа в
группах
Разбирают по составленному
алгоритму слово заморозки
и выполняют проверку.
Делают вывод, что не со
всеми частями слова
знакомы.
Знакомятся с текстом.
Выделяют название новых
частей слова, их роль, способ
выделения. Обсуждают
результаты работы пар в
группах.
Группа представляет свою
работу. Другие группы
предлагают уточнения или
свои версии. Составление
кластера «Части слова»
Обсуждают в группах,
какими ещё шагами надо
дополнить алгоритм.
Заканчивают составление
алгоритма и выполняют
проверку.
сотрудничество, строить
речевое высказывание в
соответствии с
поставленными задачами,
умение работать в группе),
познавательные УУД
(умение извлекать
информацию из схем, знаков
и представлять в виде схем,
на основе анализа объектов
делать вывод ),
регулятивные УУД
( целеполагание,
прогнозирование),
личностные УУД (умение
выражать свои эмоции,
оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией,
мотивация к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности).
Рефлексия
1.Выявление уровня
Обучающиеся записывают
На данном этапе выявляетсяосознания содержания
пройденного и самооценка
результатов. Игра «Да –
нетка».
ответы. Взаимопроверка.
Выполняют самооценку
уровня усвоения содержания
пройденного.
2. Оценка работы группы.
Приём «Светофор»
Анализируют работу групп.
3.Выявление эмоционального
состояния и степени
удовлетворённости работой.
Приём «Светофор»
Сигнализируют об
эмоциональном состоянии и
степени удовлетворённости
работой.
осознания
уровень
содержания пройденного.
решения
эффективность
учебных
поставленных
задач,
степень
удовлетворённости работой.
Формируются регулятивные
УУД (осуществление
познавательной и
личностной рефлексии)
личностные УУД (
мотивация к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности).АЛГОРИТМ
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ
1 ШАГ
2 ШАГ
3 ШАГНАХОЖУ
ИЗМЕНЯЮ ФОРМУ СЛОВА
НАХОЖУ
ЧАСТЬ СЛОВА БЕЗ
ОКОНЧАНИЯ
НАХОЖУ
ПОДБИРАЮ РОДСТВЕННЫЕ
СЛОВА
НАХОЖУЧАСТЬ СЛОВА ПЕРЕД КОРНЕМ
НАХОЖУ
ЧАСТЬ СЛОВА ПОСЛЕ КОРНЯ
1 карточка
Части слова
Слова состоят из частей.
Главная часть слова называется корень. В нем заключен основной смысл
слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или
родственными. Корень обозначается так .
Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для
образования новых слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается
суффикс так .
Окончание часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется
и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может
быть нулевым. Обозначается окончание так .
Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для
образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение.
Обозначается приставка так .
Чтобы разобрать слово по составу, надо найти окончание, потом основу,
потом корень, потом суффикс, потом приставку.
Игра «Да – нетка».
1. Корень – это главная часть предложения.
2.
Родственные
слова
ещё
называютоднокоренными.
3. Основа – это часть слова с окончанием.
4. Корни в родственных словах пишутся одинаково.
5. Окончание – это изменяемая часть слова.
6. Суффикс помогает образовывать новые слова.
7.
Приставка – это часть слова, которая стоит
после корня.
8. Корень – это общая часть родственных слов.
9. Окончание служит для связи слов в
предложении.