Части слова. Разбор слова по составу.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предмет русский язык Тема: Части слова. Разбор слова по составу. Тип урока открытие новых знаний. Цель: знакомство с новыми частями слова суффиксом и приставкой. Задачи: 1. составить алгоритм разбора слова по составу; 2. раскрыть смысл понятий суффикс и приставка; 3. развивать умение соотносить данное понятие с его признаками. УУД как основа умения учиться: Предметные УУД: - развиваем умения разбирать слово по составу по алгоритму, определять части слова по их признакам. Познавательные УУД: - развиваем умения определять основную и второстепенную информацию, учить делать выводы из наблюдений, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные УУД: - развиваем умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; умение высказывать своё предположение (версию) на основе знакомого материала и того, что ещё неизвестно; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы. Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в группе. Личностные УУД: - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)
Иконка файла материала Части слова. Разбор слова по составу.doc
Модель урока  Класс 2 «Г» Учитель Осотова Наталья Владимировна Предмет русский язык Тема: Части слова. Разбор слова по составу. Тип урока открытие новых знаний. Цель:  знакомство с новыми частями слова суффиксом и приставкой. Задачи: 1. составить алгоритм разбора слова по составу; 2. раскрыть смысл понятий суффикс и приставка; 3. развивать умение соотносить данное понятие с его признаками. УУД как основа умения учиться: Предметные УУД: ­ развиваем умения разбирать слово по составу по алгоритму, определять части слова по их признакам.  Познавательные УУД:  ­ развиваем умения определять основную и второстепенную информацию, учить делать выводы из наблюдений,  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные УУД: ­ развиваем умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; умение высказывать своё предположение  (версию) на основе знакомого материала и того, что ещё неизвестно; умение контролировать и оценивать свои действия,  вносить коррективы. Коммуникативные УУД: ­  умение слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в группе. Личностные УУД: ­  формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) Этапы урока Организа – ционный  Деятельность учителя Приветствует обучающихся. Предлагает   разделиться   на группы   способом   «Цветовая мозаика» и распределить роли спикера, секретаря, организатора, наблюдателя.   Деятельность обучающихся Отвечают на приветствие.  Делятся на группы способом «Цветовая мозаика» и  распределяют роли. Совместная  деятельность Стадия  вызова. Вызов уже имеющихся знаний;  составление кластера «Части  слова»;  определение  проблемного вопроса и  предположительные ответы на  него; формулирование темы и  цели урока.  1. Я у дуба, я у зуба,  Я у слов, и у цветов,  Я упрятан в темноту.    Я не вверх, а вниз расту. Отгадывают загадки и  определяют тему урока.  Вспоминают основные  признаки изученных частей  слова. Определяют учебную задачу. 2. Мной заканчивается слово,     Я служу для связи слов. Осуществляют личностное  присвоение проблемы.   Форма Комментарии На данной стадии урока   проходит подготовка  обучающихся к работе в  группах. Формируются  коммуникативные УУД   (умение слушать, умение  сотрудничать), личностные  УУД (ориентация в  социальных ролях) На данной стадии  происходит актуализация  имеющихся знаний по теме,  формулирование прогнозов,  определение цели урока в  ходе совместной  деятельности учителя и  обучающихся. Созданы условия для  формирования  регулятивных УУД  (целеполагание,  прогнозирование) и  коммуникативных (умениеПослужить тебе готово,     Если ты учить готов. 3. С окончаньем не дружу     Без него всегда живу. ­ Попробуйте сформулировать тему урока. ­ Как  думаете,  вы со всеми  частями слова знакомы? ­ Как это узнать? Даёт задания, контролирует,  консультирует, когда у  обучающихся возникает в  этом необходимость,  организует проверку и обмен  мнениями. Продолжает  составление кластера «Части  слова»   Стадия  осмысления Задание 1. Определите, в  каком порядке надо  выполнять шаги ­ действия  при разборе слова на части и  расположите их на экранах  «Алгоритм разбора слова по  составу».  Работа в  группах Составляют алгоритм  разбора слова по составу. Сравнивают составленные  алгоритмы.  Сверяют с  образцом.  слушать и вступать в диалог, умение оформлять свои  мысли в устной форме). На данном этапе  осуществляется знакомство  с новой информацией,  понятиями. Обучающиеся в группах  решают промежуточные  задачи. Сопоставляют новую информацию с уже  имеющейся. Обращают  внимание на неясности,  пытаются поставить новые  вопросы.  Формируются  коммуникативные УУД  ( коллективное обсуждение,  продуктивное  взаимодействие иЗадание 2   По составленному  алгоритму разобрать по  составу слово ЗАМОРОЗКИ. Задание 3.   Прочитайте текст, найдите, подчеркните название новых  частей слова,  для чего они   служат,   как   выделяются при разборе слова.   Задание 4 Проанализируйте  алгоритм «Разбор слова по  составу» и дополните его  шагами – действиями.  Работа в  группах Работа в  парах. Работа в  группах Работа в  группах Разбирают по составленному  алгоритму  слово заморозки  и выполняют проверку.  Делают вывод, что не со  всеми частями слова  знакомы. Знакомятся с  текстом.  Выделяют название новых  частей слова, их роль, способ выделения. Обсуждают  результаты работы пар в  группах.  Группа представляет свою  работу. Другие группы  предлагают уточнения или  свои версии. Составление  кластера «Части слова» Обсуждают в группах,  какими ещё шагами надо  дополнить алгоритм.  Заканчивают составление  алгоритма и выполняют  проверку. сотрудничество, строить  речевое высказывание в  соответствии с  поставленными задачами,  умение работать в группе),  познавательные УУД  (умение извлекать  информацию из схем, знаков и представлять в виде схем,  на основе анализа объектов  делать вывод ),  регулятивные УУД  ( целеполагание,  прогнозирование),  личностные УУД (умение  выражать свои эмоции,  оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией,  мотивация к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности). Рефлексия  1.Выявление уровня  Обучающиеся записывают  На данном этапе выявляетсяосознания  содержания  пройденного и самооценка  результатов.  Игра «Да –  нетка». ответы.  Взаимопроверка.  Выполняют самооценку  уровня усвоения содержания пройденного. 2. Оценка  работы группы.  Приём «Светофор» Анализируют работу групп. 3.Выявление эмоционального  состояния и степени  удовлетворённости работой. Приём «Светофор» Сигнализируют об  эмоциональном состоянии и  степени удовлетворённости  работой.        осознания уровень содержания пройденного.   решения эффективность учебных поставленных задач, степень   удовлетворённости работой. Формируются регулятивные  УУД  (осуществление  познавательной и  личностной рефлексии)  личностные УУД (  мотивация к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности).АЛГОРИТМ РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1 ШАГ 2 ШАГ 3 ШАГНАХОЖУ ИЗМЕНЯЮ ФОРМУ СЛОВА          НАХОЖУ   ЧАСТЬ СЛОВА БЕЗ  ОКОНЧАНИЯ           НАХОЖУ   ПОДБИРАЮ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА                   НАХОЖУЧАСТЬ СЛОВА ПЕРЕД КОРНЕМ         НАХОЖУ   ЧАСТЬ СЛОВА ПОСЛЕ КОРНЯ 1 карточка Части слова Слова состоят из частей. Главная   часть   слова   называется   корень.   В   нем   заключен   основной   смысл слова.   Слова   с   одинаковым   корнем   называются   однокоренными   или родственными. Корень обозначается так            . Суффикс   –   это   часть   слова.   Она   стоит   после   корня   и   служит   для образования   новых   слов.   Суффиксы   имеют   различные   значения.   Обозначается суффикс так       . Окончание часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и  форма  слова. Окончание  связывает  слова  в  предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так       . Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования   новых   слов.   Приставки   могут   иметь   различное   значение. Обозначается приставка так         . Чтобы  разобрать  слово   по  составу,  надо  найти  окончание, потом  основу, потом корень, потом суффикс, потом приставку.  Игра «Да – нетка». 1. Корень – это главная часть предложения. 2. Родственные   слова   ещё   называютоднокоренными. 3. Основа – это часть слова с окончанием. 4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. 5. Окончание – это изменяемая часть слова. 6. Суффикс помогает образовывать новые слова. 7.   Приставка   –   это   часть   слова,   которая   стоит после корня. 8. Корень – это общая часть родственных слов. 9. Окончание   служит   для   связи   слов   в предложении.