Сафонова Е.В.,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
ГБОУ МО СП ФМЛ
«Чацкий и Молчалин» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Цель урока: продолжение работы по раскрытию идейного содержания комедии, определение сущности нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным.
Задачи урока: формирование навыков анализа драматического произведения, развитие самостоятельности в поиске ответов на поставленные вопросы, совершенствование умения сопоставительного анализа, воспитание нравственных качеств учащихся.
А.С. Пушкин
К Чаадаеву
……………………….
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Кому из персонажей комедии Грибоедова можно было бы посвятить эти строки? (Чацкому)
Почему? (Чацкий свободолюбив, честь для него важна, готов посвятить себя служению Отчизне, порывы сердца и желание счастья ему не чужды).
Как вы думаете, можно ли считать фамилию Чацкий «говорящей»? (да, можно сделать отсылку к слову «чад», то есть дым – в фамусовском обществе он как в чаду; также возникает ассоциация с Петром Яковлевичем Чаадаевым, известным русским философом и публицистом)
Кто может сказать несколько слов о судьбе Чаадаева? (1794-1856)
Публикация в 1836 году первого из «Философических писем» вызвала настоящий скандал и гнев Николая I, начертавшего: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишённого».
Журнал «Телескоп», где напечатали «Письмо», был закрыт, редактор Николай Иванович Надеждин сослан, цензор Алексей Васильевич Болдырев (ректор Московского университета) уволен со службы. Чаадаева вызвали к московскому полицмейстеру и объявили, что по распоряжению правительства он считается душевнобольным. Вследствие того, что император счёл Чаадаева «сумасшедшим», ежедневно в течение года к нему являлись врачи для освидетельствования; он считался пребывающим под домашним арестом, имел право лишь раз в день выходить на прогулку. Надзор полицейского лекаря за «больным» был снят в 1837 году, под условием, чтобы он «не смел ничего писать».
Случай с объявлением Чаадаева ненормальным считают одним из первых примеров «карательной психиатрии» в России.
Кстати, стихотворение, с чтения которого мы начали урок, А.С. Пушкин посвятил именно Чаадаеву.
Однако исследователи говорят и об автобиографичности Чацкого. Вот что пишет Грибоедов в письме к С.Н. Бегичеву 18 сентября 1818 года: «…В Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в пренебрежении; ни в ком нет любви к чему-нибудь изящному … Отечество, сродство и дом мой в Москве. Все тамошние помнят во мне Сашу, милого ребенка, который теперь вырос, много повесничал, наконец становится к чему-то годен, определен в миссию, и может со временем попасть в статские советники, а больше во мне ничего видеть не хотят».
Кого из персонажей комедии можно было бы назвать антиподом Чацкого? (Молчалин)
Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Образы Чацкого и Молчалина в комеди А.С. Грибоедова «Горе от ума»). Записывают в тетрадь.
Какие цели поставим себе при раскрытии этой темы? (сопоставить образы, побеседовать о моральных ценностях людей, похожих на этих персонажей; получить эстетическое удовольствие от чтения текста)
Итак, вернемся к тем ключевым словам, которые мы отметили в стих-и Пушкина, и используем их в качестве критериев сопоставления (записать в тетрадь и на доску таблицу) Поработайте с текстом самостоятельно и подберите цитаты, которые могут отразить отношение Чацкого и Молчалина к свободе, любви, чести, службе и счастью.
|
Чацкий |
Молчалин |
свобода |
«Вольнее всякий дышит// И не торопится вписаться в полк шутов» «Он вольность хочет проповедать!» (Фамусов о нем) |
«В мои лета не должно сметь// Свое суждение иметь» «Ведь надобно ж зависеть от других» |
сердце (любовь к Софии) |
«…ум с сердцем не в ладу» «Ах! голова горит, вся кровь моя в волненьи» «Глядел, и видел, и не верил!» |
«И вот любовника я принимаю вид// В угодность дочери такого человека…»
|
честь (совесть) достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы; социальная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину |
«Кто служит делу, а не лицам…» |
«…угождать всем людям без изъятья…» (о себе) «Не подличайте, встаньте» (София к нему) «Подлец!» (Чацкий о нем) |
служение Отчизне |
«Служить бы рад, прислуживаться тошно» |
«И награжденья брать и весело пожить» |
счастье |
«Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,// В любви предателей, в вражде неутомимых…» |
(обращаясь к Лизе о Софии) «Зачем она не ты!» |
А теперь давайте обратимся к одной из финальных сцен, где встречаются Чацкий, София и Молчалин – сцене разоблачения Молчалина. (действие 4, явления 10-13). Прочитаем текст по ролям (Лиза, София, Молчалин, Чацкий).
Какие отличия в мировоззрении Чацкого и Молчалина отражены в прочитанном отрывке? (У Молчалина низкие моральные ценности – он готов подличать ради карьеры и материальных благ, даже делать то, что ему самому отвратительно; считает себя зависимым от вышестоящих, а Чацкий считает такое поведение подлым, избегать ответственности за содеянное, по мнению Чацкого, низко)
Можно найти что-то общее в судьбе этих персонажей? (фактически они оба несчастны)
Итак, мы видим, что Чацкий и Молчалин имеют принципиально различные взгляды на жизнь, однако обоих можно было бы назвать несчастными. Чацкий свободен, имеет смелость высказывать свое мнение, но он отвержен обществом и вынужден бежать из дома, который считает родным. Молчалин всем угождает, умеет выйти сухим из воды, однако он не может позволить себе делать то, что он действительно хочет, и становится заложником карьеризма. Создается впечатление, что система фамусовского общества порождает чацких и молчалиных.
Давайте подведем итог.
К каким выводам мы пришли, сопоставив персонажей?
Какие моральные ценности достойны уважения?
Какие поступки можно считать подлыми?
Удалось ли ребятам передать характеры персонажей при чтении отрывка комедии?
Домашнее задание (по вариантам): 1 вариант Чацкий, 2 вариант Молчалин – написать по 3 положительные и отрицательные черты персонажа (к каждой черте привести пример из текста, где она проявляется).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.