Чего не могут взрослые? (А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 1-я часть.)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эту мудрую сказку написал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Во время Второй мировой войны он был военным лётчиком и погиб при полёте над Средиземным морем. Тайна его гибели до сих пор полностью не раскрыта. Известно только, что майор Сент-Экзюпери служил в дальней воздушной разведке. Он был уже немолод. Давали знать о себе старые раны. Здоровье его было сильно подорвано. Без посторонней помощи он уже не мог натянуть меховой комбинезон и залезть в кабину самолёта. Друзья старались беречь его. Однако он отвергал любые поблажки и рвался в небо. 31 июля 1944 года он снова вылетел на фоторазведку. Было прекрасное безоблачное утро. К полудню его ждали на базе. Шло время, а он не возвращался. Когда минуло шесть часов, стало ясно, что произошла беда. Запаса горючего у Сент-Экзюпери было как раз на шесть часов полёта.
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur106.doc
Урок 106. Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема: Чего не могут взрослые? (А. де Сент­Экзюпери «Маленький принц». 1­я часть.) Литературное чтение Цели: – формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения; – формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1   Проверка домашнего задания. 1. Исполнение стихотворения. 2. Выставка рисунков. II. Развитие  умений. 2  1  4  3  3  3     1. Работа с текстом произведения до чтения. 1. Чтение имени автора и заглавия, ответы на вопросы. – Кто герой произведения? (Принц.) – Какой он? (Маленький.) Как вы думаете, это о возрасте или о росте? – Кто автор произведения? (Читают с правильным ударением.) Можете Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию  из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте  учебника. 4. Находить ответы на вопросы в © ООО «Баласс», 2012 1ли вы по фамилии предположить, где жил автор? (Во Франции.) – Читать мы будем не всё произведение, а отрывки. тексте, иллюстрациях. 2. Рассматривание иллюстрации. – Расскажите, что вы видите на иллюстрации. – Как могут быть связаны самолёт и Маленький принц? 3. Чтение ключевых слов. Лётчик, пустыня Сахара, сломался мотор самолёта, необыкновенный малыш. – Какие вопросы, предположения у вас возникли? – Как вы думаете, какое произведение по жанру будем читать? (Историю из жизни? Сказку?) 4. Рассказ учителя об авторе. –  Эту   мудрую   сказку   написал   французский   писатель   Антуан   де   Сент­ Экзюпери. Во время Второй мировой войны он был военным лётчиком и погиб при полёте над Средиземным морем. Тайна его гибели до сих пор полностью не раскрыта. Известно только, что майор Сент­Экзюпери служил в дальней воздушной разведке. Он был уже немолод. Давали знать о себе старые раны. Здоровье его   было   сильно   подорвано.   Без   посторонней   помощи   он   уже   не   мог натянуть   меховой   комбинезон   и   залезть   в   кабину   самолёта.   Друзья старались беречь его. Однако он отвергал любые поблажки и рвался в небо. 31 июля 1944 года он снова вылетел на фоторазведку. Было прекрасное безоблачное утро. К полудню его ждали на базе. Шло время, а Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной  и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе работы с  иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать  эмоции. 2. Оценивать поступки в  © ООО «Баласс», 2012 2соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. он не возвращался. Когда минуло шесть часов, стало ясно, что произошла беда.   Запаса   горючего   у   Сент­Экзюпери   было   как   раз   на   шесть   часов полёта. Его   долго   считали   пропавшим   без   вести.   Только   после   войны   стало известно, что самолет «Лайтинг» с номером майора Сент­Экзюпери был сбит и упал в Средиземное море. Как это произошло, никто не знает. В   конце   сентября   1998   года   итальянским   рыбакам   попался   в   сети почерневший серебряный браслет. На нём с трудом удалось прочесть имя французского писателя. Позже были найдены и обломки самолёта. Вот какую необычную книгу мы с вами начинаем читать. 5. Чтение посвящения учителем. После чтения: –  Прочитайте   ещё   раз   сами   и   отметьте   фразу,   которая   заставила задуматься. («...Все взрослые когда­то были детьми, только мало кто из них об этом помнит».) – Как вы это понимаете? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Чтение 1­й части (диалог с автором, комментированное чтение). Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где   рассказывалось   про   девственные   леса  (нетронутые   человеком),   я   увидел однажды удивительную картинку. (В Что же это за картинка?) На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. Вот как было нарисовано. В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу». (П Вот что увидел герой.) © ООО «Баласс», 2012 3Я   много   раздумывал   о   полной   приключений   жизни   джунглей   и   тоже нарисовал   цветным   карандашом   свою   первую   картинку.   Это   был   мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал. (В Что же это может быть? Ответы детей.) Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им. (В Интересно, почему же им должно быть страшно?) – Разве шляпа страшная? – возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Им ведь всегда нужно всё объяснять. Это мой рисунок № 2. (П Вот почему страшно.) Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше   интересоваться   географией,   историей,   арифметикой   и правописанием.   Вот   как   случилось,   что   шести   лет   я   отказался   от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать. Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика. (В Как интерес к географии и истории связан с профессией летчика? Ответы детей.) Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьёшься с пути. (П) На своём веку я много встречал разных серьёзных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о  них лучше. Когда  я встречал  взрослого, который казался  мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 – я его сохранил   и   всегда   носил   с   собою.  (В  Зачем?  Ответы   детей.)  Я   хотел   знать, вправду ли этот человек что­то понимает.  (П)  Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о © ООО «Баласс», 2012 4звёздах. Я примерялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком. 2. Вопросы после чтения. –  От   чьего   лица   ведётся   повествование?   (От   лица   героя,   возможно, главного.) – Что в рисунке мальчика видели взрослые? – Какой вывод сделал наш герой? («Взрослые никогда ничего не понимают сами!..») – Согласны ли вы с ним? – Кем же стал герой сказки? Где побывал? Чему научился? – Изменилось ли его мнение о взрослых людях? – Как понимаете слова: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко»? – Как вы думаете, легко ли было нашему герою жить в таком окружении? Почему? – Причисляет ли себя герой сказки к миру взрослых людей, став взрослым? Найдите в тексте подтверждение. (Нет, не принадлежит он миру взрослых. Для него взрослые – «они». Он – «взрослый ребёнок» со своим «детским» внутренним миром.) – Одиноко ли лётчику? –  Автор не называет героя, от имени которого ведётся повествование, не даёт ему имени. Как вы думаете, почему? (Может быть, потому что герой очень близок самому автору; а может быть, потому что он всё­таки не один © ООО «Баласс», 2012 5ΙΙΙ . Итог. такой на свете: есть ещё взрослые, которые в душе остались детьми.) Нам придётся называть его или лётчик, или «наш герой». 3. Задание 2 в тетради на с. 45. –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали?   – Узнали ли мы что­нибудь о Маленьком принце? – А что узнали из 1­й части? –  Почему книга о Маленьком принце начинается размышлениями героя о взрослых   людях?   Как   это   может   быть   связано   с   названием   раздела, который мы начали читать? –  Найдите и прочитайте в посвящении главное для понимания 1­й части предложение («Ведь все взрослые…») – Как бы вы ответили на вопрос темы урока? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. Нарисовать   внутри   удава   любого   зверька   и   дать   посмотреть   рисунок взрослым (догадаются ли они, что это такое). Деятельность учащихся: © ООО «Баласс», 2012 6– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп  и тон речи.   © ООО «Баласс», 2012 7

Посмотрите также