. Работа с текстом до чтения.
1) Чтение заглавия и ответы на вопросы.
– Кто будет главным героем сказки? Как вы догадались? (Да, кот. Но не домашний, а дикий.)
– Как вы думаете, где он живёт?
– Что значит слово похождения? Замените синонимом. (Приключения.)
– А почему у кота такая интересная кличка – Симба? (Это африканская сказка.)
– Что вы знаете об Африке? Какие животные могут стать персонажами сказки?
2) Рассматривание иллюстрации.
– Какой здесь кот?
– Чем занят кот? (Хоть у кота доброе лицо, но хитрые глаза, острые коготки готовы сослужить ему службу.)
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Ученики читают сказку самостоятельно про себя.
– Похож ли кот Симба из африканской сказки на русского котика – серого лобика Ваську?
2) Чтение вслух по абзацам с комментариями.
а) Часть 1.
1-й абзац.
– Почему кот Симба стал говорить ласковым голосом, а не стал кричать?
– Что умеет Царь котов?
– Почему голуби добровольно шли на съедение коту?
– Что можно сказать о голубях, какие они?
– А кот Симба?
Литературное чтение
Урок 88.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы».)
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1
Проверка домашнего задания.
Пересказ сказки «Напуганные медведь и волки».
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 1 2 3 4 2 3
Работа с текстом сказки.
1. Работа с текстом до чтения.
1) Чтение заглавия и ответы на вопросы.
– Кто будет главным героем сказки? Как вы догадались? (Да, кот. Но не
домашний, а дикий.)
– Как вы думаете, где он живёт?
– Что значит слово похождения? Замените синонимом. (Приключения.)
– А почему у кота такая интересная кличка – Симба? (Это африканская
сказка.)
– Что вы знаете об Африке? Какие животные могут стать персонажами
сказки?
2) Рассматривание иллюстрации.
– Какой здесь кот?
– Чем занят кот? (Хоть у кота доброе лицо, но хитрые глаза, острые
коготки готовы сослужить ему службу.)
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Ученики читают сказку самостоятельно про себя.
– Похож ли кот Симба из африканской сказки на русского котика – серого
лобика Ваську?
2) Чтение вслух по абзацам с комментариями.
а) Часть 1.
1й абзац.
– Почему кот Симба стал говорить ласковым голосом, а не стал кричать?
– Что умеет Царь котов?
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
© ООО «Баласс», 2012
2– Почему голуби добровольно шли на съедение коту?
– Что можно сказать о голубях, какие они?
– А кот Симба?
– Почему Сова решила помочь голубям? (Они были с ней дружны, Сова
сочувствовала голубям.)
– Почему слово Сова написано с большой буквы?
4й и 5й абзацы.
– Как Сова решила «проверить» хвастовство Симбы?
6й и 7й абзацы.
– Что значит: останется от него только мокрое место?
– Что спасло Симбу?
– Наказан ли был Симба за хвастовство? (И да и нет. Голуби больше ему не
поверят, но он спасся и наелся мёда.)
б) Часть 2.
Работа в парах. Один ученик читает до слов «В назначенный день
пришёл Симба к реке». Другой ученик следит за правильностью чтения.
Затем меняются ролями.
Задание после чтения: подготовить два вопроса по тому отрывку
части, который прочитал ученик.
Вопросы задают одни ученики, а другие отвечают на них. (Обратить
внимание на появление новых персонажей, на то, что слова
Гиппопотамы, Слон написаны с большой буквы. Среди вопросов должны
быть и направленные на уточнение лексического значения слов и
выражений: гиппопотам, выбились из сил.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
© ООО «Баласс», 2012
3выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
ΙΙΙ
. Итог.
– В чём заключена идея сказки? Она «спрятана между строк» или
высказана прямо? (Высказана в последнем предложении.)
– Как бы вы ответили на вопрос темы урока?
– Были ли в вашей жизни ситуации, подтверждающие справедливость этого
вывода? Расскажите.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Прочитать сказку выразительно.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
– Объяснять выбор автором заглавия произведения.
© ООО «Баласс», 2012
4